Встречи-Озеро Кедровое

                ОЗЕРО КЕДРОВОЕ

      Герман ворвался в купе подобно тайфуну, стаскивая одеяла, простыни,
 выплевывая  ураган  междометий  в  сопровождении  нелестных  характеристик,
      -Подъем! Черти полосатые, вы куда собрались? Дома отсыпаться будете. Нам через полчаса выходить. Подъем! У вас времени всего-ничего, минуты считанные.
       -Какой бес тебя клюнул?- заворчал Леонид,- до последней станции еще два часа пилить. Не спится, так мы-то причем?
       -Я поднялся, зная что спешка у Германа вызвана, каким нибудь, но обстоятельством
       -Пока вы дрыхли, я узнал, что на следующей станции база местной авиации, и мы уже сегодня можем добраться до озер, так что поживее собирайтесь, сони неумытые.
      -А получится – ли, и сколько будет стоить это удовольствие?
      -Подробности у проводницы Ирины? Я прикинул: не более пятерки с рыла. Продуктов сожрем на большую сумму, топая два дня по тайге А времени больше на поиски останется или для отдыха тебе, Лёня, который был уже на ногах.
      -Устраивает, согласился я и, протянув Герману руку,- первую благодарность ты уже заслужил,
      -Если не получится, через два часа электричка до Северного. Нам так или иначе нам ее дожидаться и какая разница где, Герман лишь ухмыльнулся
      -Ну, ты марксист,- похвалил Иван, уже надевая походные брюки.- С такими-то способностями десять лет в коллекторах.
      -Неправда,- возразил я.- он и геологов замещал не однажды, и значит был не хуже их подготовлен к работе.
      -Опять изменение маршрута, бубнил Леонид,- а помнится, ничего хорошего из этого не получалось.
      -Зато не тащиться нам четыре дня через  дебри,- заметил Иван, а к ужину,возможно, царской рыбки испробуем.
      Мы успели собраться за несколько секунд до остановки поезда. А Иван выпрыгивал уже на ходу, рассыпаясь в благодарностях перед проводницей Ириной.
      На базе, как сонные мухи, еле двигались авиаторы аэрофлота, кто в униформах, а кто и в комбинезонах. За столиком, у входа в барак администрации, четверо мужиков лихо рубились в домино. Они даже не взглянули на нас, когда я спросил, как бы приобрести билеты на рейс вертолета. Хлопнув очередной костяшкой. на вид самый старший из них небрежно бросил: «четвертый кабинет».
      В четвертом сидел мужик в униформе гладко выбритый, с небольшими усиками и усталыми глазами. Он оторвался от бумаг и вопросительно посмотрел на нас.
      -Не поможете добраться до Кедрового озера? - спросил я.
      Он неопределенно пожал плечами.
      -Если устроят наши тарифы. Завтра будет оказия и скидка в 30 процентов.
      Тарифы устроили, хотя мне хотелось проделать этот путь пешком. Но
беспокоил Леонид, практически забросивший спорт и туризм, если не считать
вылазок за грибами. Проблема проделать за два дня 80 километров беспокоила не только меня. Оформив билеты и подкрепившись в аэрофлотской, вполне приличной столовой, мы были приглашены на посадку.
       Прекрасен горный пейзаж  северного Урала с птичьего полета; темно-зеленую тайгу уровнем выше сменяют, уже желтеющие леса; дальше радуют глаз светло-зеленые массивы альпийских лугов; а над ними нависают скалистые громады с осыпями и каменными реками. Они, иногда, на многие километры разрывают таежные леса. Бирюзовые ленты рек с пенящимися перекатами вьются среди хребтов по ущельям-каньонам. Желтоватые пятна берез на высоких склонах гор напоминают, что август здесь уже не лето. Не прошло и часа полета, как мы уже приземлились на северном берегу живописного озера, расположенного в широкой части долины между горными хребтами.
       -Выгружаться по быстрому,-  предупредил пилот,- с запада гроза идет. Жить можете и в избе, но на завтра сюда рейс зафрахтован. Вероятно, хозяева объявятся. Удачи вам. Вертолет чуть приподнялся над деревьями и по дуге ушел на север.
       -Черти, у них и сегодня фрахтовка была,- заметил Иван.
       -Да самолет явно не на базу двинул,- согласился Герман.
       -Всем хочется заработать побольше,- философски заключил Леонид,- мы же не заказывали полет заранее.
       С запада, над хребтом гор, уже висела туча, где сверкало и грохотало. Изба, казалась небольшой и покоилась на сваях, приподнятая на метр с хвостиком она казалась добротным пристанищем, на что мы и не рассчитывали. Если появятся хозяева, поставим палатку. По лестнице, ведущей на веранду мы затащили рюкзаки.
        -Осмотримся,- предложил Иван, открывая задвижку у двери.
За ней небольшой пустой коридор, три двери  во все стороны. Иван открыл
ту, которая была впереди. Мы попали в спальное помещение с окном и нарами, вдоль боковых стен, столиком, между ними и с печкой-буржуйкой.   
       -Друзья, быстренько запасаемся дровишками!
       Я едва-ли не кричу, но погоняло было лишним. В миг выметаемся из избы и бежим в лес, а он сразу за избой, и начинаем собирать хворост.
       -Эй! Помогите кто-нибудь, раздается призыв Германа.
       Я спешу на голос, а там уже и Иван. Герман обламывает сучья у
срубленной сосны, непонятно откуда появившейся среди могучих кедров.
       -Топор нужен!
       Иван бросается к избе и через пару минут возвращается с инструментом,  явно позаимствованным  у хозяев избы. Мы едва успели занести хворост под избу, и укрыть лесину, как начался дождь. Друзья поднимались на веранду уже под струями воды и крепкими порывами ветра. Дальняя часть озера потонула в сероватом мраке.
       -Хорошенькое начало,-  ворчит Герман, отряхивая униформу.
       -Главное сделать успели, можно продолжить осмотр виллы,- замечает Иван, - давайте ка продолжим осмотр жилища- предлагает он.
       Через вторую дверь из коридора попадаем в кладовку. Сразу же пахнуло вяленой рыбой. Она подвешена под потолком и укрыта марлей. Небольшое окно
даже теперь, когда тучи закрыли солнце, дает достаточно света. Вдоль внутренней стены полки с посудой: банки, склянки с крупой, сахаром, солью и даже перцем. Пусть простят хозяева наше любопытство. У окна небольшой столик и два чурбана, в качестве стульев. Во второй кладовке инвентарь и, что меня обрадовало – промывочный лоток из листовой красной меди. Герман, однако, повертев его в руках. заметил, что его лоток из березы значительно лучше.
       -Кстати,- продолжил он,- место закладки первого шурфа, по традиции, должен выбирать новичок или самый неопытный поисковик. Володя, подтверди.
       -Да он должен помнить, если читал Лондона.- вмешивается Леонид.
       -Это нам раз плюнуть, только, кто рыть будет?
       -А рыть будут все.
       Герман расплылся в улыбке.
       -Тогда здесь, - и Иван топнул ногой.
       -Неудобно,- возразил Герман.
       -Зато сухо, и дождь не помеха, можно хоть сейчас начинать.
       -Тогда начинай,- подначивает Герман,- да и гроза идет на убыль.
       -Давайте  разместимся, рюкзаки распакуем,- миролюбиво предлагаю я.
       -И рекогносцировку окрестностей провести не мешает,-добавляет Иван.
       Когда заканчивается гроза гурьбой отправляемся к озеру. До него полсотни метров. Леонид с оптической трубой от нивелира, Герман с биноклем. Восточный берег пологий, хребет отступает от озера, а вот на западном скалы, кое-где обрываются в воду. У берега лодка-плоскодонка. Она наполовину вытащена из озера, и с водой. Вероятно, слегка протекает да и дождь чуть добавил. Герман приложился к биноклю и уже делает открытия.
       -Есть несколько дырок в скалах, пещеры, как видно.
       -И зачем тебе шурф понадобился,- замечает Иван,- тут коренных пород уйма, изучай и долби пробы.
       -Дилетант, что с него возьмешь,- пикируется Герман, обращаясь ко мне..
       -Давайте лучше лодочку опрокинем, хором – дружно, предлагает Иван,- и
под вечер я, глядишь, вас рыбкой побалую.
       Для четверых мужиков, которым едва за сорок перевалило задача эта плевая. Начинаю разглядывать слегка окатаные обломки пород. Они в основном темноцветные, значительно реже серые, это известняки подобрал и парочку белых из кварца. «Неплохо бы в пещеру наведаться»,- подумалось мне, хотя таких маршрутов я не предусматривал. Мы возвращаемся и намечаем план работ на остаток дня: по жребию Леониду готовить  ужин, я и Герман отправимся устью речушки Кедровой, впадающей в озере восточнее бивака. Ивану - начинать проходку шурфа. Герман не упускает возможность позубоскалить.
        -Пробы, небось никогда не брал. Первую в лоток с полкила с каждого  слоя на заступ лопаты. Вторую придумай куда, если не доберешься до плотика. Плотик это коренные породы, можешь по-долбать сколько сможешь. Через несколько минут, от салютовав геологическими молотками мы уходим в первый маршрут, к устью ручья впадающего в озеро.
       Герман знаком мне с первого класса. Он был отличником до четвертого.
В декабре сорок второго он и еще двое соучеников бежали на фронт, но сумели добраться лишь до Казани, где их прихватила милиция, и санитарным поездом отправила обратно*.  В феврале того же года мы начали работать. Вначале его  отец устроил учеником токаря, а затем и меня приняли в ремонтную бригаду слесарей в автогараж. В пятом классе увлеклись футболом играли в дворовой детской команде. Один из нас стоял в воротах, другой метался в защите. С пятого же увлеклись минералогией, мама Германа принесла  «Занимательную минералогию" Академика Ферсмана. Первые походы за минералами в город Березовский и на Медный рудник мы совершали вместе с его товарищем Иваном.
       Дальше наши пути разошлись. Германа оставили на переэкзаменовку по математике на осень еще в пятом классе, но он и осенью завалил экзамен. А я после седьмого прорвался с Леонидом в техникум, правда по специальности маркшейдерское дело. Дальнейшая учеба у Германа не сложилась. Он скитался по тайге работал коллектором в геолого-разведочных партиях при случае замещал участковых геологов.  Тянул ЛЭП-500, и  мое предложение прошвырнуться по северному Уралу принял практически не раздумывая. В какой-то момент им были освоены азы бокса.  Даже третий спортивный разряд защитил.
У него скуластая с хитринкой физиономия и поразительное чутье на интересные камни, в которых разбирался, благодаря богатющей практике, лучше многих геологов.
       Вот он размеренно вышагивает впереди. Когда перед нами открылся ручей, он скинул рюкзак и неожиданно сказал.
       -Это хорошо, что тебя потянуло сюда! И что такую компанию собрал.
       Герман выбрал место, расположенное на метр выше уреза водостока и,
поплевав на ладони, принялся за работу. Я прошелся вверх по течению, осматривая
обломочный материал и отбирая все то, что вызывало интерес. Кода возвратился он уже отбирал первую пробу для промывки. Теперь я работал в таком темпе на закопушке*, чтобы  к окончанию промывки взять вторую пробу. Но вскоре в яму начала поступать  вода. Герман, вдруг, взвыл от восторга, поспешил ко мне и протянул на ладони кристаллик кварца. Замутненный в нижней части он сверкал в солнечных лучах идеально чистыми гранями на прозрачной и без изьянов, головке кристалла, как бы подмигивая удачливым искателям.
       -Поздравляю с почином,- я пожал Герману руку.
       -Наверняка с пьезоэлектрическими свойствами, только размером не вышел.
       Герман вздохнул и начал насыпать новую пробу.
       -А шлих,- завопил я,
       -Никуда он не денется, а время экономится. Ты  же не будешь разрезы выстраивать. Да и благородных металлов пока не видно. Он начал промывку, а я
пошел по берегу озера, выбрать место для новой закопушки. Когда вернулся, великий промывальщик протянул мне еще кристаллик, но он явно проигрывал по красоте первому.
       -Где-то недалеко кварцевая жила прячется. Поискать бы, да у тебя другие интересы.
       -Другие, да и жила твоя может быть очень даже далеко.
       -Тогда пойдем.
       -Но я подобрал место для ещё одной закопушки.
       -Подожди я посмотрю на всякий случай чистый матерьяльчик. Укрывшись униформой, я направил луч фонариком на еще влажный отход от промывки, эффект был нулевым хотя я раскатал породу почти в лепёшку.
       Довольно быстро была отработана и вторая точка, но вовсе без какой-либо находки
       Хватит, на сегодня, здесь, как я понимаю, ты и не ожидал появления загадочного минерала.
       Я засмеялся и согласился. Мы и на активном отдыхе. Солнце припекало и Герман раскраснелся, и озеро манило прохладой, хотя над западным хребтом
нависла новая туча, но не столь грозная. Откуда-то раздался трубный лосиный
зов и может быть предупредительный.
       -Роскошный край для таежников, тут тебе и рыбалка, и охота. А грибов и ягод, конечно же тьма – тьмущая.
       В голосе Германа звучала зависть.
       -Я надеюсь.- продолжил он,- что хоть немного погрею душу в этом походе. Помнишь Вишеру!
       Я только хмыкнул. Как было не помнить эту красавицу Северного Урала,
где нас ждало столько приключений с схватка с малолетними преступниками, и наслаждение победой, и плюс замечательные находки минералов. Герман же тем временем разделся и подставил слегка загорелый торс торс солнечным лучам. Последовал его примеру и я.
       -Скажи, в Кривом Роге кроме железных руд, что нибудь для души встречалось?
       -Герман я хотел об этом вечером рассказать, ты опережаешь события. Там обнаружено, описано около 180 минеральных видов и около 350 с разновидностямми.
Кварц, горный хрусталь, морион, раухтопаз, аметист, цитрин. Халцедон, опал, агат,
Там единственное месторождение в СССР тигрового, кошачьего и соколиного глаза, мне первому удалось найти ювелирный кордиерит и небольшие кристаллы адуляра. Полосчатые железистые кварциты могут соперничать с яшмами.
               
       Леонид уже приготовил обед, хотя шел четвертый час дня. Густая похлебка из концентратов, на второе вяленый таймень и чай со смородиновым листом. И, хотя все были голодны, как волки, сначала выкупались. Вода была довольно холодная. Герман плавал дольше других и выскочив из озера, заметил? что неплохо бы принять на грудь, для сугрева, но встретил полное непонимание, а Иван посоветовал сделать пару промывок для согревания и любитель согревающего умолк. После обеда потянуло на отдых. Иван разделся и загорал;
Леонид, по обязанности, поплелся мыть посуду; Герман послонялся и поплелся
отмывать пробы; я, вооружившись лупой, занялся просмотром шлихов. Через полчаса все собрались за столиком возле кострища.
      -Может быть продолжим знакомство с окрестностями,- предложил Леонид.
      -В пещерку заглянуть хочешь,- быстрее других нашелся Герман.
      Я выразительно посмотрел на Ивана. Незнакомые пещеры – опасный объект,
много опаснее шахт.
      -Пусть идут. Герман, конечно, авантюрист, так что ты, Леня не иди на поводу и ни малейшего риска, иначе весь поход пропал и еще кое-что в придачу. Я имею в виду прожекты Володи. А мы с ним грибов поищем недалече.
      Договорились, что контрольное время возвращения через два часа. Нам с Иваном хватило и часа, чтобы набрать корзину белых и красноголовиков (под-
осиновиков) и собрать с десяток довольно крупных шишек с кедровыми орехами. Мы разожгли костер и, принялись разделывать грибы для жарехи. В кладовке нашлась и сковорода. Вскоре появились и наши, основательно перепачканные глиной, но лицо Германа так и искрилось самодовольством. Убрав полуготовые грибы с костра Иван, как бы между прочим бросил.
       -Ну, выкладывайте чего там открыли.
       -Давай, Леня, мне они могут и не поверить.
       Леонид выложил блокнот на стол с планом пещеры, где был нарисован
вход в виде арки длинный с изгибом проход и, Условный знак горняков,  дудка вниз, грот, как неправильный овал.
       -Пещера, как пещера. Длинный, метров на сто и узкий проход полузасыпан щебенкой. Вход в грот мы расширили, иначе не пролезть, но перед ним органная труба идет, и вверх, и вниз. Она метра три в диаметре. Грот небольшой – приблизительно метров двадцать на сорок. К дальней стены сталактиты, сталагмиты  и даже колонны. У правой стенки осыпь под кровлю.
По органной трубе снизу воздух проходит. Значит, имеется еще один выход или небольшое отверстие на поверхность. Вот, пожалуй и все, о пещере.
        -Ход конечно наклонный,- спросил я.
       -Да, как это я упустил, градусов 15-20 будет - иначе его бы засыпало под кровлю у органной трубы. Она наклонная, но очень крутая.
       -А чем еще, кроме пещеры, порадуете,- поинтересовался Иван.
       У меня этот вопрос тоже вертелся на языке.
       -Герка, выкладывай свою находку,- сконфуженно предложил Леонид. На столе появилась небольшая но изящная друза горного хрусталя и пригоршня
мелких кристаллов.
       -Там, за пещерой, где скалы обрываются в озеро, Герман жилку кварцевую обнаружил с раздувами. Мне пришлось спину подставлять, чтобы он до занорыша дотянулся. А сначала несколько кристалликов в осыпи подобрали. Странно, что в известняках и кварцевая жила,- закончил Леонид.
       -Странного тут, положим, ничего нет, такие жилы я и в Крыму находил. Это результат поздних гидротерм**. Но находка любопытная.
       -И это еще не все,- взорвался возбужденный  Герман.- Там около пещеры
небольшие сосны растут. Если срубить и обтесать, то получится хороший мостик  через органную трубу. Тогда можно и грот осмотреть. Там могут такие ониксы оказаться,- Герман даже причмокнул от удовольствия.
       -Надо все хорошо обдумать,- согласился я,- но для меня главное два маршрута к астроблемам. После ужина все обговорим.
       -Если на этом закончим наш совет, то позвольте мне на рыбалку отправиться. Неплохо, если бы Володя помог мне. Спелеологам советую; прямо в униформе и в озеро. Смотреть на вас тошно.

       Захватив весла из кладовки и снасти, которыми запасся Иван, мы отчалили от берега. Плыть далеко не пришлось, около северо-восточного берега разросся камыш, около него мы и бросили якорь. Закинув снасть Иван посетовал, что не прихватили молоток и пошарил под сиденьем. Пусто. Осмотрел и я свое и на удивление обнаружил увесистую киянку.
       -Ну теперь держись рыбка!
       Он засмеялся. А тут и поклевка началась. Несколько чебачков затрепыхались в лодке. Меньшего из них Иван  снова насадил на крючок и со словами:- «ловись рыбка большая и еще больше», закинул подальше от лодки. Через час у нас было достаточно рыбы для ужина, но крупная за приманку не цеплялась.
       -Наверное, пора возвращаться.
       Иван тяжело вздохнул, выбросил за борт последнего недоростка и смотал закидушку.
       - Выгребай, Володя.
       -А снасть с живцом? Не зацепимся за корягу?
       -Чёрт с ней. Может напоследок повезет все же.
       Он, как наколдовал. У кромки камыша леска дернулась и натянулась стру-
ной. Иван  подтягивал рыбину осторожно, но это оказался всего лишь довольно крупный окунь. Друг был расстроен и мое замечание, что для начала и обычная
рыба хороша, принял скептически и пригрозил.
       -Он еще получит по тупой башке.
       Герман вновь пикировался.
       -А где обещанный таймень? Припрятал небось?
       -После дождичка в четверг,- неуклюже пошутил Леонид.
       Он знаком мне с пятого класса. После окончания семилетки поддался на мои уговоры, и экзамены в техникум мы прошли без проблем. Поскольку геологической специальности в техникуме не имелось подались в маркшейдеры.Ходили в одну спортивную секцию: летом легкой атлетики, зимой в лыжную,где заработали по второму разряду. Вместе прошли все практики, и опять же я уговорил его выбрать местом работы Джезказган. Он попал в шахтострой я на эксплуатацию. Обслуживая проходку тоннеля в 30 километрах от рудника, он зимой ездил туда на открытой машине и получил плеврит, значительно подорвавший здоровье. Женился он раньше меня. По семейным обстоятельствам, так я мотивировал свой отъезд из Джезказгана, я устроился в городе Березовском.

       Через год там же объявился и Леонид. Менее чем через год я перебрался с семьей в Кривой Рог, он и там навестил меня. Спутник по походам и надежный товарищ, он изрядно сдал за последние годы физически, но неожиданная оказия
с вертолетом решила для него проблему изнурительных горных переходов.
       Он выбрасывает рыбу из ведра и принимается за ее обработку. Включаемся
в эту процедуру и мы с Иваном. Ужин получился на славу. Жареная рыба. грибы и чай со смородиной. Иван советует экономить хлеб, но Герман, обещает через день начать производство лепешек, которые будут по лучше хлеба. Походы в детстве нас многому научили, но лепешки – это новое. После ужина я предлагаю Герману приготовить все необходимое для двухдневного похода к астроблеме***, но он и Иван советуют покончить дела в пещере. Я, подумав отклоняю это предложение. Быстро темнеет. Наконец собираемся возле костра.
        -Я предложил послушать любопытную историю, приключившуюся со мной в небольшом заброшенном участке карьера, где горными работами, вскрыли хрусталеносную зону, а мы добывали там прекрасные кристаллы и друзы с некоторыми загадками в  их морфологии.
 
        "Как то на работе новый начальник ОТК рассказал мне, что на Девладовсом щебеночном карьере вскрылась зона дробления пород с хрустальной минерализацией. Участок забросили из-за осложнений с бурением взрывных скважин и начали разрабатывать новый, соседний. Старый участок постепенно заполнился водой.Но объект с горным хрусталем остался не затопленным. Я посоветовался с геологами и мы устроили экскурсию на карьер. Директор даже автобус нам выделил. Поездка получилась довольно удачной. Все получили хорошие образцы.
        Через год геофизик  и страстный коллекционер позвонил мне и предложил съездить еще раз. Его знакомый имел свой транспорт. Я согласился. Машину оставили на противоположном борту карьера, чуть съехав на выездную траншею. Наши разработки на уступе значительно продвинулись, так как я рассказал о горных хрусталях в горном институте. Разработчики  уже добрались до массива, который только звенел и плохо поддавался и ломикам , и кувалде оставленным еще с первого посещения. Геофизик устроился в искусственном гроте, который соорудили геологи после нас, но и там порода не желала отдавать свои богатства. 
        Часа через три мы подкрепились ро походному: колбаска, сыр, чай  из термоса, хлеб. Геофизик уговорил меня поработать еще часок, но если не добьемся успеха уедем домой.  Мне удалось–таки  получить трещину в массиве гранита. Згнав в неё ломик, я попробовал отвалить часть скалы, но безрезультатно. Злость одолевала меня, и при второй попытке я нарушил правило безопасности – не стоять спиной к уступу. Небольшое усилие, затем рывок и ломик, спружинив, выскакивает из трещины, а я по инерции лечу с уступа. Вот тут начинаются чудеса: я отталкиваю ломик в сторону, ноги еще на уступе, а тело описывает дугу, я делаю полувинт и вижу метрах в трех – четырех еще один уступ, со щебенкой. Выкидываю вперед руки и, едва касаюсь уступа, теперь ноги описывают дугу и полусальто. Ногами вперед я лечу дальше, на откос щебенки и по нему сползаю к воде, останавливаясь в полуметре от водной  поверхности. Когда я поднялся, то почувствовал острую боль в правой пятке. Пройдя немного по откосу, я легко взобрался на уступ выше. Подняться на рабочий уступ мне помогли коллеги. Они же помогли добраться до машины, где посовещавшись, поехали по домам.
 
      Я никогда ранее не занимался акробатикой, если не считать  похожие на неё броски за мячом в волейболе. Наверное, я все делал на автомате, ибо за доли секунды сообразить и выдать программу действий из моих мозгов времени не хватало. Но это пришло позже, когда я познакомился с литературой о подобных случаях. Ну, а теперь я хотел бы услышать, ваши замечания и выводы.
  Друзья молчали . Иван, покачав головой, заметил, что будет плохо если кто-то из нас попытается повторить трюк в этой экспедиции.
-Я когда–то читал, что в критических ситуациях время, для попавшего в неё растягивается и это обеспечивает принятие правильных решений, Хотя по-моему это скорее всего домыслы.- Леонид помолчал и добавил. Материализм такую точку зрения отвергает. Какую теоретическую базу дать сему случаю? Я не готов Володя.
Может быть Иван.
        -Не для меня этот случай. Я не могу сказать даже, как выживают некоторые насекомые, получив в несколько раз большую, чем смертельная для человека доза облучения. Им же наплевать на дозы, рентгены, они в них не разбираются, но выживают. Может быть Герман ...
        -Герману интересен разговор, но он пока не для моих мозгов. К концу похода, может быть, я что-нибудь и придумаю.

-А  вообще–то пора спать, Володя,- предложил Иван,-  а вам с Германом тем более лучше раньше в спальники  забраться. Завтра время для вас не растянется. Давайте подумаем еще раз над означенной проблемой во сне, а вдруг …

*Смотри стихотворение "Воспоминания о детстве" на прозе.ру.
Поздние гидротермы**- несут по разломам и постепенно откладывают минералы не свойственныекомплексу вмещающих пород.
Астроблема*** - зона дробления горных пород в результате падения крупного метеорита. Очень похожа на алмазную трубку взрыва. В криворожской А. нашли алмазы, но очень мелкие, не более макового зерна.







Рецензии
Интересно. Живо. Ярко. И даже не из-за того, что жил и на Урале и в Сибири и там ходил в походы и на рыбалку и в лес за дарами природы.! А очень талантливое повествование! Нет лишней жвачки словостроя. Детали тонко прописаны только в важных и нужных местах - аж захотелось самому постучать киркой и найти эти загадочные кристаллы. Сцены выбраны в ровный хронологический ряд - прямо день прожил вместе с героями. Быт, природа, и достопримечательности выписаны так характерно, реально и запоминающе, что вполне подойдут для рекламной брошюры про экологические туры в тайгу :)
Понравилось. Получил удовольствие. Листаю страницу дальше.
С уважением к Вашему таланту, Игорь Курганов!

Игорь Курганов   15.11.2020 12:44     Заявить о нарушении
Так, между делом заметил несоответствие... Прилетели на самолёте а улетел вертолёт :)
ВЕРОТЁТ чуть приподнялся над деревьями и по дуге ушел на север.
-Черти, у них и сегодня фрахтовка была,- заметил Иван.
-Да САМОЛЁТ явно не на базу двинул,

Игорь Курганов   15.11.2020 12:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.