Очерки Талорена. 3. Цитата

Какой храм построили бы мы богам хаоса, если бы нашлись им поклонники? Как украсили бы мы его? Храм богов света построен из белого мрамора, храм богов сумерек - из гранита, и оба они по-своему прекрасны и величественны, со статуями и колоннами, и шпилями, устремляющимися в небо. Храмы богов тьмы - в пещерах или землянках. Они не прекрасны, а скорее ужасны, хотя есть и свое величие в их ужасности. Но где построить храм хаосу, и как украсить его? И должен ли такой храм быть величественным?

Боги, в своем вечном единстве и противодействии, нам известны. А те, кто неизвестен, изображаются аллегорически, их черты и атрибуты соответствуют их роли. Бог смерти Мортус - сухой старик в сером плаще. Богиня добра, Анубис - прекрасная светловласая дева с голубыми глазами, облаченная в свет. Акрос, бог трагедии и горькой иронии, изображается с тонкими чертами лица, заостренной бородкой, и кривой усмешкой на губах. Но как мы изобразим богов хаоса? Есть ли у них лица, и если есть, то какие? Есть ли у богов хаоса руки и ноги, похожи ли они на людей, и есть ли вообще у них форма? Возможно, есть какая-то аллегория, какие-то черты характера у хаоса, которые могли бы описать его, и его богов?

Говорят, в Ашкабаде, в пустыне, вдали от торговых путей, есть гора, невысокая и плоская, расколотая на части. В одной из этих частей выдолблен храм, с колоннами без узоров и статуями без лиц. Одни говорят, что за столетия, ветры и пески сточили узоры и сгладили лица, другие, что ни узоров, ни лиц не было там никогда. Культ, которому принадлежит тот храм, запрещен под страхом смерти, и название его богов - боги пустыни.

Боги пустыни - как еще лучше можно было бы назвать богов хаоса, с чем еще лучше можно было бы их стравнить, как не с беспорядочным и смертоносным потоком песка, многочисленным, но однообразным, разрушительным и губительным, но не жестоким, но безликим? Как еще можно было бы приблизиться к аналогии? Ведь боги хаоса - боги уничтожения. Боги света созидают, боги сумерек сохраняют, и боги тьмы разрушают, все они - часть великого колеса бытия. Но боги хаоса - уничтожают, хаос - великий враг колеса бытия, враг безликий.

Существует ли хаос, имеет ли он положительное описание, или же хаос не имеет существа, и является отрицальным описанием по своей природе? Как же тогда его боги? Есть только одно описание, более радикальное, чем хаос. Это - ничто. Но может ли существовать бог - ничто? Разум говорит нам, что “ничто” не существует по определению. Но что есть определения, как не всего лишь слова?..

- Салмон Тиарский, “О Природе Богов”.


Рецензии