Механик МТС

 Рассказывает Шпончикова (Титова) Лина Ивановна (1937г.)

О  СЕБЕ..
       Я превратилась в дочь врага народа в 1949г. в поселке бумажников  на реке Андоге- притоке Шексны (Пришекснинский район Вологодской области). Мне хотели принять в пионеры (уговаривали)-я наотрез отказалась. Ведь для этого по тогдашним правилам надо было публично на линейке отказаться от родного отца. «Я не отказываюсь от своего отца. Он ни в чем не виноват.»-заявила я. Позднее по этим же причинам  я отказалась вступить в комсомол. Жили мы без отца не богато, но не голодали. В1947году произошло первое снижение цен. Нас выручала коза , мать, как и прежде работала поваром в больнице. После ареста отца кто предложил её уволить, ещё мол будет мстить за мужа, отравит больных, но заступился главврач-«Я за неё ручаюсь». Нам- детям было трудно морально- из дочерей фронтовика-победителя мы попали в «дети врага народа». В Андогской  школе я окончила 4 класса, потом ходила в школу на Сойволовскую фабрику.
               
       В настоящее время я- заместитель председателя Совета ветеранов медсанчасти ОАО «Северсталь», член  правления Ассоциации жертв политических репрессий.
       Мой брат-Титов Альберт Иванович (1939-), работал мастером разливки в мартеновском цехе.

         ОТЕЦ..
      Титов Иван Владимирович (1912-1985), родился  в поселке бумажной фабрики. Осужден  29.04.1949  Вологодским судом на  10 лет ИТЛ , реабилитирован 12.05.1992г. ( по информации областной прокуратуры и управления ФСБ по Вологодской области;   в соответствии с законом РФ от 18.10.1991г. сообщение об этом было опубликовано в Череповецкой  газете «Речь»).
       После окончания Шекснинского училища механизации он работал  на Абакановской МТС автомехаником, там же родилась я. С 1939г. он- механик на Андогской фабрике  «им.  7-й годовщины Октября».

       ВОЙНА.
            На войну его призвали в 1941-м, их часть разбили под Ригой, он вышел из окружения. Служил он водителем на «полуторке» (грузоподъемность- 1,5 тн) , на которой возили пушку, артиллеристы ехали в кузове, с 1944г. служил в войсках «СМЕРШ» (Смерть шпионам!), возил командира . Все, что касалось этой службы, было секретным и он ничего не рассказывал. Он был награжден медалью «За победу над Германией» и «Участник ВОВ».

       АРЕСТ.
           Донос на него написал его подчиненный. Вся вина его состояла в том, что он похвалил немецкий порядок, высокое качество американских автомашин  марки «студебеккер» по сравнению нашими «полуторками». Статья УК 58-10 («антисоветская агитация») и 10 лет ИТЛ.  Ещё он, будучи трезвенником, отказался выпить «за товарища Сталина». По тем временам этого было достаточно.   Отца арестовали в 07.01. 1949г., как рассказывала мать, уходя, он сказал: «Я скоро вернусь».

         Примерно год он был в лагере в поселке Шексна. Он был хороший механик, поэтому его, расконвоированного, использовали по специальности  по всему району. Он ремонтировал любую технику, в т.ч. комбайны. Расплачивались с ним продуктами, поэтому он ухитрялся подкидывать что-то семье. Когда он изредка привозил хлеб, молоко, сметану- для нас был праздник.  Осужден он был в Вологде 29.04.1949г. ,после вынесения приговора он был отправлен на поселение  на Ленские золотые прииски  –в Бодайбо (Якутия)  на  реке Витим (правый приток Лены ).  В Бодайбо он попал летом 1951г. (поездом-до Иркутска, далее  -вниз по Лене- на барже). Там он работал механиком по транспорту.

СИБИРЬ
       В  1952-м он  выслал нам «подъемные» и мы втроем, дождавшись летних каникул двинули с Сибирь ( на почте, где мать пришла получать деньги ахали: « Как это- сидит и еще деньги семье высылает?»). До Иркутска мы добрались поездом, затем до Бодайбо- самолетом.  Отца освободили  в 1953-м, он остался работать по найму до 1956г., в это время он был механиком на заготовке леса , их организация поставляла деревянные стойки для шахт (крепеж). 26.09. 1955 его дело было пересмотрено, наказание было снижено до 5 лет, из-под стражи освобожден. Окончательно он был официально реабилитирован законом от 12.05.1992г. отец не дожил до этого дня. К этому времени брат закончил школу.  По сравнению с Вологодчиной жить в тех местах было легче.

      Отец зарабатывал , у него были золотые руки, он не пил, не курил, построил в поселке Бисяга  ( от Бодайбо его отделяла речка Бодайбинка)  свой дом. Когда мы приехали к нему в 1952-м, сруб для дома уже стоял. Он был из лиственницы, покрыт живицей, отец экскаватором вырыл пруд, развел уток. Крестьянский скотный двор в Якутии называли  по-украински  «котух». Отец завел кур, поросят.  Этот котух из-за 40-градусных морозов наполовину заглубляли в землю. Тайга дарила нам кедровые орехи. Помню, мать заставляла нас караулить, чтобы куры не ели этих орехов- от них у них полностью вылезали перья- единственный выход- зарезать такую курицу. Поросят держали, пока они наберут вес , главный признак этого- свинья садится на зад. Помню, зимой ходили в школу в Бодайбо по льду замерзшей речки.
         В школе  не было ссыльных и вольных, там были хохлы, белорусы, прибалты, поляки и…вологодские. Там я , нигде ранее не бывавшая, увидела красоту Сибири, необъятные просторы Родины, сопки, тайгу и щедрых душой людей, там я впервые подержала в руках самородок золота.
       Конечно, мы знали назубок технологию золотодобычи. Золотой песок на открытой  платформе везли на драги, где его промывали.
       На Ленских золотых приисках в 1912г. произошел расстрел рабочих, выступавших с экономическими требованиями. Каждый год 17 апреля нас, школьников возили на мотовозе  на экскурсию  в сопки к памятному месту расстрела.

ВОЗВРАЩЕНИЕ.
          Вольнонаемным отец поработал три года, к этому сроку окончил школу брат. Вернулись мы в родные места в 1956-м. Первоначально поселились в Абаканово, позднее  отец устроился механиком на завод железобетонных изделий в Череповце(ЗЖБИ) на «Ветке ЧОЛА»  .   Ветка Чола- предприятие по перевалке леса с авто- на железнодорожный транспорт . Биржа. Завод ЖБИ изготавливал железабетонные  плиты для дорог, по которым вывозили лес. Отец был трудоголик, не мог сидеть без дела. После выхода на пенсию (1972) он еще участвовал , помню в строительстве бани в Заречье на ул. Транспортной.( это здание сохранилось). Умер отец в 1985г.
         Строить ли снова дом? Отец сомневался. Выяснилось , что можно получить по льготной цене цемент и паровозный шлак. Он построил дом-загляденье из шлаковых блоков, с паровым отоплением, воду из колодца качал насос ( ул. Транспортная,87) .

         Трагическая память.
              Мать нам ничего не рассказывала. Когда через много лет я пыталась что-то узнать, она протестовала: «Не вороши память. Больно».


     ДОПОЛНЕНИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ:

1. По закону высшей справедливости или случайно доносчик на отца, занявший его место, кончил скверно. Примерно через год после ареста отца он погиб из-за несчастного случая на работе.  При приготовлении похорон (поминок) в их доме начался пожар, выставленные остывать поминальные пироги под шумок стащили голодные соседские дети, вдова пришла к нам занять чего-нибудь, чтобы поставить на стол и повинилась перед матерью за грех покойного мужа.

Источники:

1. Справка о реабилитации № 13-43-04 лт 18.03.2004г. Выдана Прокуратурой Вологодской обл. Шпончиковой Лине Ивановне  (Титовой).
         


Рецензии