Почвовед

Автор-Буслаев Георгий Степанович (1931), старший научный сотрудник института химии силикатов Академии наук, г.Петербург
          Мой отец-Буслаев Степан Степанович (1998-1991),родился в бедной крестьянской семье, окончил начальную школу. Семь лет (1907-1914) был пастухом-пас общественное стадо в родном селе Федоровка (н.вр. республика Башкирия). Он хотел учиться, перебрался в Самару, пошел "в люди", работал и одновременно учился в низшем агрономическом училище, по окончании которого получил свидетельство помощника агронома.
     В гражданскую войну он некоторое время служил в Красной армии, заболел тифом,  отпущен по болезни, приехал на Родину. Из-за голода поехал в Казахстан, устроился помощником агронома уземотдела (Актюбинская область Казахской ССР, Темирский уездный исполком). Вскоре направлен на учебу в Ташкент в Среднеазиатский гос. университет (сельскохозяйственный факультет). Учебу совмещал с работой почвоведом на опытном участке (фото). В 1929г. он окончил университет, получил звание ученого агронома, уехал в Ленинград на курсы усовершенствования при сельскохозяйственном институте; в 1930-1933гг. учился в аспирантуре, женился. Жена работала в ВИРе (Всесоюзный институт растениеводства, которым руководил Н.Вавилов); в 1931г. у них родился сын Георгий (я), семья
       В 1935г. выяснилось, что жена больна туберкулезом-для её спасения нужно было срочно менять климат. Отец списался с коллегами из Уфы и семья переехала в Башкирию.

почвовед, работал на Башкирской сельскохозяйственной станции ЧИШМА( 40 км от Уфы) заведующим лабораторией почвоведения, в 1937г. арестован как «враг народа» по 58-й статье, осужден на 10 лет, срок отбывал в Воркуте; в 1947г. вернулся к семье ( жена и двое детей), которая к тому времени проживала в Череповце.
                ***
      Обстоятельства ареста отца- типичные для 1937г.  Сидели, выпивали, разговаривали трое старых знакомых. Потом отец вспоминал, что высказал три мысли: 1."Л.Троцкий-не дурак";  2. "Не верю, что Тухачевский-английский шпион"; 3. "Стали доиграется".
      Через несколько дней двоих из низ арестовали. Видимо, третий донес. Арестованных в Уфе было так много, что тюрем не хватало. Партию, в которой был отец, загнали в церковь, причем в таком количестве, что находиться там было пыткой. Отец рассказывал, что подписал «признательный» документ только потому, что не было сил больше терпеть. В то время судьба простых граждан целиком зависела от следователя. Тот по своему усмотрению мог дать 5, 10, 25 лет, высшую меру. Судебная тройка в дела не вникала, во всем соглашаясь со следователем. Отцу со следователем повезло. Последний  посоветовал матери добыть из родного села документы, подтверждающие сугубо пролетарское происхождение отца (сын пастуха). Отцу дали 10, товарищу -25. Видимо у последнего был другой следователь и происхождение похуже.
            О Воркутлаге написано много. Мы привели лишь одну зарисовку бывшего лагерника(1). Конечно, работая в Воркуте шахтером, отец долго бы на протянул.  Цинга косила людей (Заполярье,  своих овощей нет) и руководство НКВД стало срочно создавать тепличное хозяйства, благо топлива сколько угодно. Кроме строительства теплиц, в тундре стали сеять траву ( корма для коров). Дело для тех краев абсолютно новое, нужно было привлекать специалистов сельского хозяйства. Так была создана Воркутинская сельскохозяйственная опытная станция. Отца из общего барака переселили в пристройку к теплице, там же жили доктор сельскохозяйственных наук Б.К.Флеров и академик  АН СССР, известный биохимик (фамилию не помню). Отец был  расконвоирован и занимался полевыми работами в тундре, на основе этих работ составлялись доклады по испытанию многолетних трав, подготовке тундровых почв к залужению, об эффективности применения минеральных удобрений для повышения урожайности луговых трав и пастбищ в тундре.
    На 5-й агроконференции в Воркуте в конце 1946г. выступал Н.Ф.Руофф с докладом "Опыт сельскохозяйственного освоения тундры". Этот же автор совместно сБ.К.Флеровым рассказали о своем опыте. Как я слышал, на этой конференции выступал с докладом мой отец С.С.Буслаев. Результаты этих работ вошли в монографию О.А.Полынцевой «Научные основы кормопроизводства на Севере»(1952)и И.С.Хантимера «Сельскохозяйственное освоение тундры»(1974). Можно сказать, что даже в звании зека отец занимался наукой, благодаря чему и уцелел.
     После возвращения из Воркуты в 1947г. отец еще двадцать лет работал в Череповце почвоведом, поэтому его вполне можно считать череповчанином.

Источники:
1.Л.Городин Одноэтапники. Альманах "Чистые пруды"-1990. Московский рабочий, 1990г.,с.253


Рецензии