О дуальности образования

О дуальности образования
*********************************
Все мы в своей жизни постоянно чему-то учимся, или хотим чему-либо научиться. Но задумывался ли кто-то из вас, что любой вид обучения или
образования носит дуальный, то есть двойной характер.
Я думаю,  что это сделать никогда не лишне. Но для начала всё-же определимся с ещё одним понятием, так называемой причиной или мотивом, побудившим нас чему-либо научиться.
В этом вопросе я бы выделил два главных аспекта мотивации:
1. Я хочу
Это, так сказать пижонский мотив.
Желание возникает из-за  нереальной оценки действительных возможностей и способностей этому научится. Но ведь "они смогли", а почему бы и мне не попробывать, что бы потом также блеснуть этими способностями.
Как обычно, подобная мотивация является малоэффективной и может быстро перерасти в другое я хочу.
2. Я должен.
Это уже на много посерьёзней и является более эффективной мотивацией. Ибо от этого может зависить наша дальнешая судьба и жизненное благополучие.
Ну а теперь  к самой дуальности.
Очень часто, и это весьма ошибочно, учителя говорят своим ученикам:
"Я тебя учил, учил - а ты так ничему и не научился".
Я ничего против учителей не имею, у них свои программы и нормы обучения. Так то оно так. Да и к тому же, помимо учителей, есть ещё у каждого из нас возможность заняться самообразованием.
Вдумайтесь в смысл этого слова "Самого себя образовать, то бишь из имеющегося материала, образовать или создать что-то новое".
И вот представте себе такого "горе-ученика", который, к примеру очень хотел выучить английский язык  и ничего у него не получилось.
Столько времени потратил и всё зря.
Да нет не зря. Приложил бы он действительно достаточное количество времени в процесс обучения, то тогда английский стал бы для него нормой его жизни, то есть нечто такое, что называют само-собой разумеющееся.
Ну прямо точно так же как и тех же англичан.
Их же никто не заставлял насильно, или?
Вот поживёшь в Англии и тогда узнаешь.
А тут на самом деле что получилось?
Нормой жизни стал тот факт, что знать английский вовсе не обязательно ибо ты живёшь не в Англии и даже не в Америке, и знание дополнительного языка, это уже лишнее и совершенно ни к чему не пригодное баловство.
Мало того, у данного ученика возникнет стойкое и весьма негативное отношение к английскому, что в свою очередь, при очередной попытке всё-же выучить английский, может вызвать просто панический страх очередной неудачи, и чтобы преодолеть его, одной простой мотивации по принципу "я хочу" будет уже не достаточно.
Только жёсткое " я должен"  может спасти ситуацию или....  жизнь среди говорящих только на данном языке.
Успех окрыляет, а неудачи выдёргивают перья из наших крыльев.
Эту дуальность в образовании или самообразовании можно проследить во всём, точнее сказать во всех областях нашей жизни, будь то
спорт, работа, наше здоровье.
Как вам уже всем известно, сам процесс обучения подразумевает в себе определённый цикл повторяющихся действий.
Короче, если хочешь сделать что-то нормой своей жизни, то бишь научиться или образовать себя чему либо, ты должен выдержать этот экзамен.
Я слыхал цифру 66, тибетские монахи говорят от 9 до 81, кто-то говорил и 40 будет достаточно, а кому-то и  365 не хватит.
Это уже зависит от самой личности и заложенных в нём задатков.
К примеру, если вы решили научиться вставать каждое утро без будильника в 6 утра, то по истечнию двух с половиной месяцев ежедневного повторения, вы автоматически встанете на следующее утро, будь то воскресенье или вы в отпуске, в 6:00.
Но если вы не были столь прилежны, и в большей части этого времени
просыпались чуть позже 7 или 8 утра, то со временем придёте к выводу,
что вставать в такую рань вовсе и не обязательно, можно и так прекрасно прожить, без вреда своему здоровью...
То есть опять же, исходя из дуальности обучения вы выучите совершенно другой урок.
А именно: Вставать после 7 или даже 8 очень полезно для здоровья, а те, кому абсолютно начихать на своё здоровье пусть встают хоть в 5 утра...
Какой из этого следует сделать вывод?
Прежде чем ставить пред собою цель, не лишне будет подумать и об обратной стороне медали...
Что будет вас ждать в случае не достижения цели?
И действительно ли вам это так жизненно необходимо.
И если вы всё же решили, делать это, то тут же сразу, так сказать не отходя далеко от кассы, уточните ещё одну деталь.
Как высоко надо поднять планку, чтобы потом, реально достичь эту цель.
Может не стоит действительно начинать с 6:00, а пойти на такую маленькую хитрость и сказать себе,  "Для начала начну с 6:30, а там дальше посмотрим".
Из личного жизненного опыта...
Однажды, поговорив со своей матерью, узнал о том, что её сестра уже вынуждена ходить с палочкой. На что другая, посоветовала ей начать делать
каждое утро приседания.. Для начала держась рукой за стол и не более 3 - 5 раз.  Что она и сделала. И теперь прекрасно обходится без палки и приседает каждое утро по .... 50 раз... Вот это да!
Кстати, если честно, приседание для меня, самое противное занятие.
Но если бабулька, которой уже за 70 смогла дойти до 50, неужели я такой слабак и не осилю этого рубежа?
(Узнаёте, пижонский мотив "и я  хочу")
Начинал я с 9 приседаний, и как вы думаете, сколько приседаний я делаю теперь?
Не скажу... ибо это моё личное дело и вас это не касается, но по крайней мере не меньше 50. И это оказалось так просто, надо всего лишь подчинить своей воле тело и душу. И если уж смог один раз присесть, значит способности к приседаниям ещё не умерли.
Но одно могу сказать с полной ответственностью, у меня изменилась походка, перестала болеть спина и самое главное подтянулся живот, и я, когда смотрю на мужиков с рюкзаками ниже пояса, иногда пытаюсь определить: "Это сколько же приседаний им надо сделать, чтобы облегчить свою жизнь, хотя бы на половину, но увы, они выучили другой урок".
  Вот вам и весь принцип дуальности, оно же двухсторонности оно же, двойственности, образования тела и духа. Подобных примеров или определений можно найти множество. Даже такие элементарные вещи как монеты, палки, дороги и прочие линейные предметы каждый день говорят нам об этом. Надо только вовремя увидеть и распознасть сильные и слабые стороны этого явления.
Виктор Кнейб (Viktor Kneib) 06.09.2015 Speyer  [viktor.kneib@mail.ru]


Рецензии
Да ещё возникает необходимость. которая сильно толкает человека к исполнению. С теплом и уважением Виталий.

Виталий Агафонов   27.06.2021 00:02     Заявить о нарушении
Я часто вспоминаю притчу. К одному мудрецу приходит юноша и спрашивает: "Жениться мне или не жениться?"
Мудрец ему отвечает:-Что бы ты не выбрал. ты об этом пожелеешь...
Я долго размышлял над таким ответом. И осознал, что в большинстве своем мы мыслим в рамках дуалистической парадигмы, а посему никогда не способны переживать долговременного счастья. Поскольку дуальность подобно движению маятника: Победа-поражение, любовь- измена,дружба-предательство, богатство-нищета,известность-забвение...
Удачи во всем и конечно новых открытий!

У-Вей Гоби   06.12.2021 19:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.