18. Глава 47. Пропорция циркуль и линейка. Золотое

“We are always the same age inside…

…People do not change, they are merely revealed…
…All walks we have doing alone...”

      Гениальность Витрувия граничит со злодейством. С одной стороны, к нему следует прислушаться, когда он утверждает, что в основу всего, от архитектуры до Мироустройства (Вселенной) должно находиться строение человека. Человек для Витрувия был идеально пропорционален. Каким бы ростом ты ни обладал, длина твоего тела должна быть равна восьми твоим головам! Начиная с момента, как ты появился на Свет, и, кончая моментом, когда по длине твоего тела тебе строят гроб. Дюрер строго придерживался этого положения. Он был согласен с Марком Витрувий Поллионом - римским архитектором, инженером, теоретиком архитектуры. Витрувий жил и работал во второй половине I века до нашей эры. Точные годы жизни Витрувия неизвестны. При Юлии Цезаре, во время гражданской войны, принимал участие в постройке военных машин. Позднее, будучи военным инженером, самостоятельно занимался разработкой и созданием баллист и других осадных орудий. Древнеримскому архитектору Витрувию принадлежит всемирно известный афоризм: "Архитектура - это прочность, польза и красота". Его трактат "Десять книг по архитектуре" является единственной сохранившейся работой по античной архитектуре… . Несмотря на то, что Витрувий был приближенным римских цезарей, они держали его на почтительном расстоянии от себя. Витрувий был гомосексуалист, Леонардо да Винчи, чьим кумиром он был, нарисовал «рисунок №1» - «Витрувианский человек». Как только не изощрялись в разное время, в том числе и в СССР, в толковании, чтобы завуалировать соитие двух мужчин, второй, активный, с возбужденным членом прячется за первым, чей член как бы отсутствует… .У Витрувия не найдешь ни строчки, также, как у Леонардо да Винчи, как же «витрувианские человечки» будут размножаться? Витрувий женщинами не интересовался, и поэтому даже Дюрер, который резко отошел от «канонов» Витрувия, ни словом не обмолвился о «витрувианской даме»! Он стал искать Свою «вторую половинку», подробно о которой можно прочитать у Платона. На земле, судя по археологическим раскопкам древнейшей цивилизации, никаких следов существования «серафимов» (Бальзак, разделяющий взгляды Платона и Дюрера) найдено не было….
      Все таки, благодаря Витрувию, Дюрер начал изучать пропорции человека. Пожалуй, он один. Хотя намного позже врачи, психологи и литераторы (Бальзак, Стендаль, Золя, Диккенс, Лермонтов и другие) стали изучать тело человека, искать в нем «объяснение» тем или иным чертам характера человека. В «Ругон-Маккары» Золя подошел к изучению телесных особенностей своих героев научно. Но, только Альбрехт Дюрер изучал пропорции человека» до конца своей жизни. И начал он, как Витрувий – «рисование» тела человека циркулем и линейкой. И в эту же книгу включил свои пропорции человека. Книга имела четыре главы, но он назвал ее «Четыре книги о пропорциях человека». «Находки» Дюрера были потрясающие. Он не успел их осмыслить. Потом известный немецкий психиатр и психолог, Эрнст Кречмер написал в двух вариантах – как монографию и как учебник по психологии, «Строение тела и характер». Отличный психиатр! Написал книги, которые нельзя было применять в медицинской практике в виду их негодности. Что и говорить, когда в основу своей «теории» Кречмер положил типы характера Гиппократа…. И это в ХХ-ом веке! Вот, примерно, как он рассматривал людей. «Цезарь: Окружите меня людьми полными, / С головы блестящими и хорошим сном. / Взгляд Кассия чересчур глубок. / Он мыслит слишком много, такие люди ведь опасны.
Антоний: Его не бойтесь вы, он не опасен, / Он благороден и очень одарен.
Цезарь Если бы жиру больше было в нем».
[Шекспир. «Юлий Цезарь»]

«…Черт простого народа большей частью худой с тонкой козлиной бородкой на узком подбородке, между тем как толстый дьявол имеет налет добродушной глупости. Интриган — с горбом и покашливает. Старая ведьма — с высохшим птичьим лицом. Когда веселятся и говорят сальности, появляется толстый рыцарь Фальстаф с красным носом и лоснящейся лысиной. Женщина из народа со здравым рассудком низкоросла, кругла, как шар, и упирается руками в бедра».

Словом, у добродетели и у черта острый нос, а при юморе толстый… .Вот и все! О Дюрере забыли!..
     Появился в восемнадцатом веке один «чудак». Так его называли в Европе, даже карикатуры на него рисовали. Только в России все образованные люди, в основном почему-то литераторы,  просто с ума от его теории сходили! Пушкин Анне Петровне Керн, когда был в нее влюблен, воспевал в письмах ее «шишку полета», которая бывает только у прекрасных птиц и одухотворенных женщин! Лермонтов стригся так, чтобы у него были видны все шишки на черепе. Белинский писал умные статьи об этом ученом, который от Витрувия взял только голову! Я говорю о френоло;гии (от греч. ;;;; — ум, рассудок и греч. ;;;;; — слово, наука) — одна из первых наук, основным положением которой является связь психики человека и строения поверхности его черепа. Создателем френологии является австрийский врач и анатом Франц Йозеф Галль. Он утверждал, что все психические свойства якобы локализуются в различных участках мозга, и полагал, что различия в мозговых извилинах можно определить по выпуклости («шишке») на соответствующем участке черепа, а при недоразвитии части мозга — по впадине.
Повторяю, что френология была очень популярна в первой половине XIX века. Но развитие нейрофизиологии вытеснило теорию Галля, и общество постепенно потеряло интерес к френологии. Но в конце ХХ-го века возникла группа ученых в Сибирском АН СССР, которая вновь, с учетом достижении современной нейрофизиологии, начала заниматься френологией. К сожалению недолго и не по «научным» причинам прекратила… . У меня был аспирант из этой группы, который передал мне все схемы «шишок черепа» от разных социальных и возрастных групп. Талантливый ученик, к моему огорчению пошел в политику. Связь с ним у меня исчезла… .
Наверное, две трети книги о пропорциях человека, заметок к ней Альбрехта Дюрера, еще не переведено. Я уже писал, что когда я начал изучать «Четыре книги о пропорциях человека», это было уже в России, даже в Ленинской библиотеке не было ни одного перевода этой книги Альбрехта Дюрера не только на русский язык, но и на современный немецкий язык. Мне повезло, у меня была гениальная студентка, из деревни под Брянском, из семьи сельхозработников, Таня Рожкова. Странно, но для нее немецкий язык был хобби! Она знала все диалекты. Это она перевела мне для учебников Альбрехта Дюрера. Современные переводы танинному переводу в подметки не годятся! А, что тут говорить о полном освоении наследия великого художника, мыслителя и математика, которым был Альбрехт Дюрер!
Для Дюрера, чтобы стать самым востребованным в наши дни ученым, достаточно ромба Венеры, строения наружных половых органов женщины и понимания значения пропорций человека. Как, кстати сказать, и лошади, чьи пропорции он также тщательно изучал, считая лошадь – удивительно математически выверенной фигурой! Я у разных акушеров-гинеколог спрашивал, какое «идеальное» строение наружных половых органов женщин? На меня смотрели, не понимая вопроса… . Проработав всю жизнь в этой области медицины, ни гинекологи, ни акушеры не придавали никакого значения строение наружных половых органов женщины! Придают ли сейчас и с какой целью – я не знаю! А ромб Венеры, который, если женщине угрожает смерть (гибель) начинает магически стремиться к квадрату, заменили ромбом Михаэлиса! Так, женщине будут делать кесарево сечение непременно, если у нее ромб Михаэлиса «маленьких» размеров. А, при знании истинных размеров истинного ромба Венеры, женщина и с ромбом Михаэлиса может легко выносить и родить двойню (из моей практики). Кстати, на выпускных экзаменах по акушерству и гинекологии мне попался вопрос «роды у женщины с ромбом Михаэлиса и ножном предлежании плода. Это наиболее неблагоприятное положение плода. Вследствие частого возникновения в родах таких осложнений, как асфиксия, выпадение петель пуповины и мелких частей плода. Если бы я ответил, например, так: «Лучше не рисковать, а сделать кесарево сечение». Вопросов бы ко мне не было. А, я на муляжах стал «принимать роды»! Ассистентка посмотрела на меня, и мы с ней быстро «родили»! В противном случае, мой будущий друг готовил мне «каверзное осложнение» – выпадение ножки! При таком осложнении иногда речь идет о гибели ребенка… . Возможно уже тогда, в 1968 году, во мне сидел Дух Альбрехта Дюрера! Если изучать таз беременной женщины не по ромбу Михаэлиса, а по Дюреру, роды всегда будут благополучные. Правда, если ромб не превратился в квадрат!..
      Вы не найдете объяснения, почему Альбрехт Дюрер придавал такое большое значение пропорциям человека! Он был знаменитый художник, гравер. Собственно, пропорции человека, которые он открыл и на пороге открытия новых он стоял, до сих пор нигде не применяются… . Если эту мою книгу читает специалист, пусть он себе ответит, почему у человека на руках и ногах по пять пальцев? Органы чувств – по два (у нас, по существу два языка!). Почему органы выделения и наслаждения – одни и те же органы?... Или, зайдем с другой стороны. Что заставляет человека делать себе крайне болезненные татуировки, пирсинг и шрамирование? Как мужчина может испытывать наслаждение от силиконовых грудных желез, ягодиц, верхних и нижних губ и т.д.? И что заставляет молоденьких девочек таким образом «исправлять» свою, природой данную, фигуру? Здесь же диета, культуризм с анаболиками, «энергезирующие» (наркотические) напитки. Я  уверен, что не ошибусь, что у каждого, молодого человека, применяющего все это – есть неосознаваемое стремление к не имеющейся пропорции!
Большинство знает, что любовь и секс это далеко не одно и то же! Но, из миллиона опрошенных людей разного возраста, и двое «любивших» одинаково не ответят: 1) что такое любовь? 2) зачем нужен секс, если результатом его не планируется продолжение рода? 3) в каком на самом деле отношении находится любовь (например, Пьера Абеляра и Элоизы) и секс, когда то и другое хорошо друг без друга! Как было во все века, и особенно имеет место быть в наше время.
P.S. Ещё в 1500 году венецианский художник Якопо Барбари, работавший в то время в Нюрнберге, по словам Дюрера, показал ему фигуры, нарисованные при помощи измерений, однако не пожелал объяснить способа их создания. Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. Серия многочисленных рисунков показывает его опыты в построении человеческой фигуры, занимался он также изучением пропорций лошади. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Один из результатов исследований художником строения тела человека — известная гравюра «Адам и Ева» (1504). Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), создана в соответствии с рекомендациями Витрувия — полный рост человека равен восьми головам.


Рецензии