Одна Джоконда на целом свете

Быть в Лувре и не увидеть Джоконду? Зачем тогда идти в Лувр, сказали бы многие.
 Она здесь – царица и звезда. Сотни табличек на каждом шагу указывают путь к ней, той самой, настоящей, первозданной.
 Скользнув взглядом по полотнам Моне и Рембрандта, Арчимбольдо и Веласкеса, потоки туристов, подобно стремящейся к морю реке, текут к Джоконде...

 Лет восемь назад, впервые попав в Лувр, я шагал по огромным залам, влекомый белыми стрелками. В предвкушении встречи с божественной Моной Лизой, я был глух к разноголосью толпы. Выплывший «на волне моей памяти» Александр Градский пел внутри меня:

 «Вот она, улыбкой-лаской,
 То ли адской, то ли майской
 Всё зовёт сквозь сонные века...»

 Сейчас я её увижу. Она здесь, совсем близко.
 Я вхожу в огромную залу. На стенах висят картины. У одной из них – скопление людей. Значит, она там. Я подхожу ближе. Огромное, слегка тонированное стекло. Сквозь головы мне видна часть рамы и фрагменты картины. Пытаюсь приблизиться. Стоящие в первых рядах не торопятся уходить. Проходит минут десять, и, наконец, расступаются стоящие предо мной люди...
 Джоконда.
 Настоящая. Ощущение, внезапно кольнувшее – не только настоящая, но и живая.

 «Закружились непонятно, чьи-то краски, чьи-то пятна...
 Джоконда Мона Лиза... в ночных туманах этих...
 Одна Джоконда на целом свете!»

 Одна... Или один? Может быть, под впечатлением от недавней версии о том, что Леонардо рисовал не женщину, а себя самого в женском образе, мне вдруг почудилось – да, так может смотреть только мужчина. Я подался вперёд, ближе к ней... или к нему... Но тут чья-то широкая спина мягко оттеснила в сторону, другая широкая спина закрыла вид.
 Я не стал проталкиваться вперёд. Мне было довольно той энергии, того света, что я получил за краткие мгновенья созерцания.

 И вот, спустя восемь лет, я снова бреду по залам Лувра, не замечая табличек с белыми стрелками: «La Joconde (Mona Lisa)». Здесь много других картин, в сущности, ничуть не хуже.
 – Девочки, вон там Джоконда! – слышу я за спиной.
 Краем глаза наблюдаю, как несколько «руссо туристо» торопятся увидеть Её и подмигиваю франсхальсовской «Цыганке». Она отвечает мне зловредно-спесивой ухмылкой. Совершенно верно. В Лувре полно других шедевров. Не пойду на Джоконду смотреть. Пусть все к ней летят, как мотыльки на свет. Пусть, вытянув шеи, топчутся в толпе. А я неспешно полюбуюсь полотнами Ватто и Делакруа...
 Кстати, где-то тут должна быть «Свобода, ведущая народ». Я направился в следующий зал и вдруг оказался окруженным множеством суетливых людей. Пробираться сквозь толпу было делом непростым, я старался не наступать на ноги, не задевать локтями.
 Тут, странным образом, целая группа, что мешала мне пройти, разошлась по сторонам. Я оказался перед небольшой картиной, защищённой огромным стеклом, слегка тонированным.
 Джоконда.
 Светлым и загадочным казался уходящий в бесконечность пейзаж за её спиной. Прекрасен тот мир, но недоступен...
 Я встретил её взгляд, исполненный величия и покоя. Губы тронуты едва заметной улыбкой. Вдруг – в очах её сверкает бриллиантом искорка гнева и словно горящая молния поражает меня в самое сердце.
 «Ты всё-таки пришёл», – сказали её глаза.
 «Оказывается, это невозможно – быть рядом и пройти мимо тебя...», – ответил я.

 P.S.
https://www.youtube.com/watch?v=6cI7dZzWGPE


Рецензии
Самое лучшее, на мой взгляд, что я слышал о Джаконде было сказано в фильме "Сто дней после детства". Шедевральный фильм, и всем детям надо его видеть, я думаю.
Цитирую:
Дети смотрят на экран с Джакондой и переговариваются.
- Это кто?
- Ты что с луны свалилась? Это - Джаконда.
- Мировой шедевр!
- Эту картинку, Сергей Борисович, мы знаем!
Слышится смех.
- Но а кто расскажет, что видит? - говорит Сергей Борисович.
- Давайте я расскажу. - говорит школьница. - Эта девушка, которая сидит у реки.
- Это все?
- Все.
- А вы, Сергей Борисович, чего видите?
- Это действительно девушка... итальянская девушка, которая, правда, отдыхает у реки... И вот уже скоро пять столетий... она улыбается так. И самые лучшие на земле люди вот уже пять столетий жарко спорят, доказывая про ее улыбку каждый свое. Бывает что... на доказательство уходит целая жизнь, вся судьба! Но так и умираешь, испускаешь дух в бессилии доказать что-то окончательное. Тогда твои дети принимаются за все снова. Оттого улыбку Джаконды окрестили таинственной. Тайна ее улыбки сродни великой тайне самой природы.
- А в чем тут тайна? Ну улыбается человек и улыбается. Может у нее настроение хорошее.
- Может быть. Вполне возможно... Понимаете. Однажды, это случается обыкновенно внезапно, ты вот так вдруг увидишь... и реку, и деревья, и девушку, и то как она улыбается... Кажется и раньше ты все это видел тысячу раз. Но в этот раз вдруг остолбенел, внезапно пораженный, как невообразимо прекрасна эта девушка, и эти деревья, эта река, и то как она улыбается... Это обыкновенно означает... что тебя настигла любовь.

Илья Струков   30.03.2021 17:53     Заявить о нарушении
Согласен, фильм замечательный, шедевральный, надо бы еще раз посмотреть - вот этот фрагмент, где про Джоконду, забыл уже. Спасибо огромное, Илья, что напомнили!
И вообще - очень хороший отзыв, благодарю!

Гуаров   30.03.2021 20:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.