Сказка о неполной Луне

(Сказка народа кеты)

Давным-давно жили-были двое сирот: брат и сестра. Их родители умерли, когда они были очень маленькими, и жизнь для них была поначалу трудна, но когда они выросли, всё стало легче. Однако брат вскоре устал видеть только чум и лес вокруг и захотел узнать, что ещё есть в мире. Он начал уходить всё дальше и дальше от чума и бродить по земле целыми месяцами. Он смотрел на всё, что видел вокруг себя, и замечал, кто там жил.
Высоко в небесах жила Солнечная Женщина. Не было никого, кто мог бы поддержать ей компанию, и она была очень одинока.
Однажды она посмотрела на землю и увидела человека, который бродил вокруг и то и дело поглядывал на небо.
«Какой красивый человек! – сказала она себе. – И он постоянно поглядывает на меня. Как бы я хотела поднять его сюда! Только как мне сделать это? Он находится так далеко внизу, я не могу достать его».
И Солнечная Женщина начала просить небо дать ей мудрости, чтобы она могла найти способ, как достать человека и унести его с собой.
«Я не нужно тебе, чтобы рассказать о том, как сделать это, Солнечная Женщина, - сказало небо. – У тебя – длинные руки, и тебе нужно лишь вытянуть их немного для того, чтобы получить то, на что ты решилась».
Утром Солнечная Женщина поднялась и начала протягивать руки к земле, пытаясь коснуться её. Это удалось ей довольно быстро, и там сразу стало очень легко и тепло. Видя человека, который шёл внизу, она начала пытаться достичь его тоже. Она вытянула к нему руки, он почувствовал её тепло и остановился.
«Почему мне внезапно стало так жарко? – сказал он себе. – Я думаю, мне лучше лечь, чтобы остыть».
И он бросился на землю. Но Солнечная Женщина не сдавалась. Она продолжала протягивать руки дальше и дальше, пока, наконец, не достала человека, и, схватив его, унесла на небо вместе с собой.
Человек жил на небе неделю и почувствовал, что больше не мог терпеть этого. Он думал о своей сестре, которая осталась внизу, и чувствовал к ней жалость и одиночество.
«Мне не нравится жить с тобой на небе, Солнечная Женщина, - сказал он. – Я – человек, я не могу жить так высоко. Разреши мне вернуться на землю, которой я принадлежу!»
«Ты уверен, что действительно хочешь вернуться? – спросила Солнечная Женщина. – Разве ты забыл, как ты раньше бродил по земле и очень хотел быть здесь, со мной? Ты говорил себе, что там, где я, должно быть удивительное место, и ты хотел встретить меня и узнать получше».
Но человек не слушал её.
«Позволь мне уйти! – сказал он опять. – Позволь мне, потому что я чувствую: я забыл что-то на земле, за чем я должен вернуться. Я возьму это и затем вернусь к тебе».
«Ты никогда не вернёшься, я знаю! – сказала Солнечная Женщина. – Тебя не ждёт там ничего хорошего. Злые духи разделаются с тобой!»
«Нет, не разделаются! – настаивал человек. – Позволь мне уйти, Солнечная Женщина!»
Слёзы выступили на глазах Солнечной Женщины и жгли их.
«Ты не вернешься, - сказала она вновь. – Злые духи разделаются с тобой, и я останусь совсем одна здесь».
Но через некоторое время, видя, что её слезы не производят на него никакого впечатления, она решила отпустить его на некоторое время.
«Очень хорошо, - сказала она. – Я сделаю так, как ты просишь. Я отпущу тебя и дам тебе расчёску и точильный камень, которые ты возьмешь с собой и сохранишь для защиты от злых духов».
Человек был переполнен радостью.
«Не плачь, Солнечная Женщина, - сказал он. – Я вернусь, обещаю тебе».
Солнечная Женщина ударила по небу головой, и о! – появился крылатый конь. Она дала мужчине коня, расчёску и точильный камень, человек сел на коня и улетел прочь.
Прошло два-три года и, в конце концов, он прибыл в родной край и, облетев его несколько раз, нашёл свой чум. Но он не знал, что в его отсутствие злая колдунья Хоседэм съела его сестру и приняла её облик.
Мужчина спустился на землю на крылатом коне, привязал коня к дереву и побежал к чуму. Он посмотрел и увидел, что там - его сестра, как он подумал; она сидела в палатке и ждала его. Казалось, она была рада увидеть его, и, взяв кувшин, побежала к реке за водой. Она принесла кувшин назад, полный воды, повесила его над огнем и спросила, не хочет ли он чего-нибудь поесть. Он сказал, что действительно съел бы что-нибудь, и она вышла из палатки, подошла к коню, отрезала его заднюю ногу и, возвращаясь обратно, положила ногу в кастрюлю.
Они вдвоём сели, счастливо разговаривая друг с другом, но внезапно человек посмотрел и увидел, что из кастрюли высовывается нога коня! Тогда он понял, что рядом с ним - не его сестра, а злая колдунья Хоседэм в её облике. Он выхватил ногу коня из кастрюли и изо всех сил побежал туда, где ждал его конь. Он знал, что если промедлит, Хоседэм убьёт его, и поспешил взобраться на спину коня.
Но была одна проблема: как конь мог бежать на трёх ногах? Человек не мог хорошо приставить коню четвёртую ногу, но делать было нечего, и он приставил её, как мог. Затем он пустился галопом, а Хоседэм погналась за ним.
Приставленная нога коня болела, ему трудно было бежать, и вскоре он споткнулся и упал. Человек оставил его  и пошёл дальше пешком, но не мог уйти далеко таким способом. Он взглянул на небо и увидел Солнечную Женщину, которая смотрела на него с жалостью, так как Хоседэм уже наступала ему на пятки и вот-вот схватила бы его.
Человек вспомнил о точильном камне, который Солнечная Женщина дала ему, и бросил позади себя. Сразу же между ним и колдуньей выросла высокая гора. Хоседэм впала в ярость, начала швырять камни вокруг и глодать гору зубами. Наконец, она прогрызла её и поспешила за человеком, и хотя он был очень далеко от неё, вскоре догнала его. Она была готова вот-вот схватить его, когда человек вспомнил о расчёске – втором подарке Солнечной Женщины. Он бросил расчёску позади себя, и сразу же между ним и Хоседэм вырос густой лес, через который никто не мог пройти. Хоседэм начала грызть деревья и валить их одно за другим, и человек продолжил путь.
Долго ли, коротко ли – никто не знает, но он стал очень усталым и голодным через некоторое время, и чувствовал, что ноги уже еле несут его.
Солнечная Женщина увидела, что человек находится в трудной ситуации и что через минуту Хоседэм унесёт его прочь. Она вытянула руку и схватила человека за ногу. Но она сделала это недостаточно быстро, потому что Хоседэм схватила его за другую ногу в то же самое время. Они обе начали тянуть человека: Солнечная Женщина пыталась утащить его в небо, а Хоседэм – к земле. Они тащили и тащили его, и о! – разорвали человека пополам.
Солнечная Женщина взяла ту часть, в которой не было сердца, и понесла её домой, на небо. Она пыталась возродить эту половину к жизни, но всё было напрасно, так как она оживала только на день или на два, а затем умирала вновь. Она положила горящий уголёк в грудь человека вместо сердца, но даже таким образом грудь оставалась живой только на неделю.
Солнечная Женщина была переполнена горем через некоторое время и могла лишь плакать.
«У меня больше не осталось сил, и я не могу больше ничего для тебя сделать!» – сказала она, наконец, обращаясь к человеку, или, скорее, к той половине, которая принадлежала ей. «Иди на другую сторону неба и оставайся там. С этих пор мы будем разлучены и будем видеться только в самый длинный день в году, но даже тогда это будет лишь мимолетная встреча».
С этими словами Солнечная Женщина подняла половину человека и швырнула его в тёмную часть неба, куда не достигали её лучи. Там половина  человека и осталась, превратившись в половинку Луны, которая бродит по небу круглый год.
Так как у этой половины не было сердца, потому что половину с сердцем унесла Хоседэм, лучи Луны холодны, и она видится с Солнечной Женщиной лишь раз в год.

(Переведено 20.11.2013)


Рецензии