Символ кровь в поэтической системе Петра Суханова

                Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской
                научной конференции с международным участием
                "Культура как вид человеческого бытия и познания"
                г.Ишим, 2015г.


Статья посвящена исследованию традиционного для русской литературы символа «кровь» в поэтических произведениях П.Суханова. Что общего в применении данного символа Сухановым и его предшественниками – русскими поэтами А.Блоком,  С.Есениным, Н.Рубцовым, В.Высоцким? Какие новые штрихи добавил он к этому образу-символу, отражая конкретный исторический момент времени? Автор полагает, что творивший на рубеже ХХ – ХХI веков П.Суханов значительно расширил смысловое пространство данного символа.
Ключевые слова и фразы: поэзия, символ, кровь, донор, октябрь, жертвенная любовь, интерпретация, культурные традиции, исторический контекст.

         Суханов Пётр Антонович (1947 – 2008) стихи писал с детства. В 1977г. после окончания строительного техникума приехал по рабочему вызову в Сургут. Работал мастером, водителем большегрузной машины. Продолжал писать. В 1979г. поступил в Литературный институт им. А.М.Горького и в 1983г. успешно его окончил. Автор сборников стихов «Время первых признаний» (Москва,1982), «Встреча» (Свердловск, 1984), «Миры и меры» (Москва, 1986), «Площадь света» (Тюмень, 1995), «Высшая мера» (Свердловск, 1997), «Завороть» (Сургут, 2001), «Разнолетья» (Сургут, 2003), басен для взрослых «В мире животных» (Екатеринбург, 1998), сказки для взрослых «Про колобка и красавицу Бабу Ягу» (Тюмень, 1999), «Избранное» (Ханты-Мансийск, 2011). Член Союза писателей России с 1988г.
         Являясь реалистом в жизни и в поэзии, Пётр Суханов, тем не менее, следуя поэтическим традициям известных русских авторов, использует в своих произведениях некоторые универсальные символы. Одним из таких устойчивых символов в его стихотворениях является символ «кровь». Например,  в стихотворении «Реквием»: «Моё спасенье – в страшной сказке, / зачатой Спасом на крови!..» [8, с.27]  кровь символизирует жертвенную любовь Христа к людям, ради спасения которых он пошел на крест. Согласно  Энциклопедии символов, «КРОВЬ – символ родства, родовой связи и отличия. <...> Кровь также носительница жизни: она содержит в себе принцип жизненного тепла <...> С древних времён она выступала символом места души и жизненных сил, тесно взаимодействуя с огнём и солнцем. <...> В христианской традиции пролитая кровь Христа считается обладающей силой спасения. <...> Особое значение в христианстве придаётся нанесённой Христу ране, которая оказалась наделённой богатым символическим смыслом. <...> Кровь традиционно связывалась с жертвоприношением.<...> является символом тайных ран души» [10].
         Обратимся к традиционно-русской поэзии. В произведениях Сергея Есенина кровь - носительница жизни, опьяняющей жизненной силы : «Пора расстаться с озорной / И непокорною отвагой. / Уж сердце налилось иной, / Кровь отрезвляющею брагой» [4, с.143], «Греет кровь мою лёгкий мороз!» [4, с.99], парадоксальность мироощущения поэта выражена сочетанием, казалось бы, несочетаемых понятий, оксюмороном: «отрезвляющею брагой», «греет... мороз», а в контексте стихотворения «Русь уходящая» - это скорее отсутствие жизненной силы: «Я знаю их / И подсмотрел / Глаза, печальнее коровьих. / Средь человечьих мирных дел, / Как пруд, заплесневела кровь их» [4, с.274].
         У глубоко почитаемого Сухановым Николая Рубцова кровь как символ жертвенной любви и боли встречаем в стихотворении «Берёзы»: «Всё очнётся в памяти невольно, / Отзовётся в сердце и крови. / Станет как-то радостно и больно, / Будто кто-то шепчет о любви» [5, с.29]. И эта боль – понятна, ведь берёза шумит и «Над могилой матери моей», а к тому же «На войне отца убила пуля». Этот же смысл актуализирует алый цвет в стихотворении Рубцова «Аленький цветок»: «Кстати его, некстати ли, / Вырастить всё же смог... / Нёс я за гробом матери / Аленький свой цветок»[5, с.134].
         Важный для понимания и интерпретации сухановской поэзии автор, с которым они так похожи темпераментами и бунтарским духом, В.Высоцкий в своей «Песне о Земле» использует образ ран Земли как символ места души и жизненных сил, как символ жертвенных страданий за людей: «Нет! Звенит она, стоны глуша ,/ Изо всех своих ран и отдушин, / Ведь Земля – это наша душа, - / Сапогами не вытоптать душу!» [3, с.110]. И этому стихотворению вторят своим звоном его «Купола»: «Душу, сбитую утратами да тратами, / Душу, стёртую перекатами, - / Если до крови лоскут истончал, - / Залатаю золотыми я заплатами - / Чтобы чаще Господь замечал!» [3, с.225]. Христос жертвовал своей кровью ради спасения людей, Земля жертвует своей целостностью. Есть ещё жертвоприношения? Есть. Много: «Идёт охота на волков, идёт охота - / На серых хищников, матёрых и щенков! / Кричат загонщики, и лают псы до рвоты, / Кровь на снегу – и пятна красные флажков» - рефреном повторяется строфа в стихотворении Высоцкого «Охота на волков» [3, с.256], и мы видим здесь двойной символ крови – кровь волков сама по себе и красный цвет флажков в качестве усиления образа.
         Наследуя и продолжая культурные традиции русской поэзии, Суханов, также, как и поэты с почвеннической ментальностью С.Есенин, Н.Рубцов, В.Высоцкий, стремится вербализовать современную жизнь, выразить дух эпохи, сошедшей с ума, эпохи, в которой кровь стала пугающе часто встречающимся символом, наиболее непосредственно, иногда в обход типичных литературных аналогий. Его поэтика помогает читателю проследить трансформацию стихийного жизненного потока в текстовое воплощение. Так, в стихотворении «Рок» [8, с. 250]: «О Господи!.. И телом, и душой - / как бабочки на кончиках булавок - / к эпохе / мы прихвачены судьбой! / Прихвачены. Приколоты. Распяты / во Времени навечно – за любовь... / Мы лишь одни - / всем веком виноваты / за прошлую / и будущую кровь!» Название «Рок» уже наводит на мысль о трагическом, возможно, связанном с кровью, событии, и в последней строфе мы видим ожидаемый символ – кровь. Как часто у Суханова и в других стихотворениях, кровь рифмуется с любовью, вынося таким образом на первое место не оригинальность и свежесть рифмы, а актуализируя символ жертвенности любви, за которую коллективный лирический герой «мы» - распят-виноват. Как успешный выпускник литературного института, опытный автор, поэт, обладающий врождённым чувством слова и грамотностью, Пётр Суханов не мог использовать такую банальную рифму как «кровь – любовь» случайно. При этом, именно «кровь» представляется в этой паре ведущим символом, так как в любовной лирике Суханова слово «любовь» либо отсутствует вообще, только ассоциативно подразумеваясь, либо стоит в середине строки и, следовательно, не рифмуется, либо оканчивает строку, но рифмуется гораздо более оригинально, например, в стихотворении «Случай» рифмой к словосочетанию «случай любви» служит словосочетание «надеждами... и».  Обратим внимание на обилие в стихотворении «Рок» отглагольных форм. В современном русском языке глаголы и отглагольные формы играют ведущую семантическую роль как обозначение процесса, действия, силы, энергии, признака объекта по действию. Они способствуют логической концентрации речи. В третьей строке второй строфы стихотворения читаем: «к эпохе мы прихвачены судьбой». Краткое наречие «прихвачены» означает полумеру, полудействие, незаконченный процесс, как смётанное, но не прошитое платье. А далее, в третьей строфе автор начинает выстраивать действие резко по нарастающей: «Прихвачены. Приколоты. Распяты» - в предложениях по одному слову, по одному краткому причастию, характеризующему объект «мы» по действию, что подчеркивает важность этих действий. И вот уже «мы» - «Распяты во времени», а не просто «прихвачены» к эпохе. Эпоха привела нас «на крест» - «за прошлую и будущую кровь». Помимо реальных кровавых событий ХХ-ХХI веков, прошлая и будущая кровь символизирует родовую связь поколений, соотношение категорий «Я» и «Другие» в потоке времени от прошлого до будущего, в кровеносном потоке, в историческом контексте. Так как ритм и архитектура стихотворения являются дополнительным символом, данным нам автором, рассмотрим состав строф по количеству слогов. Первая строфа: 11-10-9-10, вторая строфа: 13-10-11-10. В третьей строке явная недостача одной стопы, тогда как в пятой – одна лишняя, что приводит к неровному ритму стихотворения и символизирует, на наш взгляд, стихийность и драматичность жизненного потока. И только в третьей строфе – строфе-обличении и наказании – стройная и строгая силлабо-тоника берёт верх над стихийностью: 11-10-11-10. Созданию ощущения стихийности, нервного напряжения при прочтении способствуют также чередование женских и мужских, точных и неточных рифм, разбивка некоторых (не всех) строк «лесенкой», обилие эмоционально окрашенных знаков препинания: на двенадцать силлабо-тонических строк четыре восклицательных знака, пять тире, четыре многоточия.
         Кровь как символ жертвенной любви мы встречаем и в стихотворении Суханова «Находка»: «И когда я устал от находок, / вытирая то слёзы, то кровь, / я нашёл, / вдруг нашел самородок! / И придумал названье – Любовь» [8, с.163]. А в стихотворениях «Две пули»: «...чем больше в нас безумия и ран, / тем яростнее Память и Любовь!» [8, с.218], «Рассвет»: «В такое время истины – как раны» [8, с.236], «Тщета»: «Взгляни вокруг: / мир – весь изранен!.. / В нём / мысль теряет звук, / а звуки – грани» [8, с.256], «Близнецы»: «Закрываю глаза и – сплошные рубцы / кровоточат на краешках крика!» [8, с.16] – актуализируется значение раны, нанесённой Христу, тем самым усиливая страдательность и жертвенность жизни вообще и любви – в частности. Кровь символизирует не только раны телесные, но и тайные раны души, и само место души и жизненных сил. Поэтическое олицетворение такого смысла символа «кровь» мы находим в произведениях Суханова «Видение»: «И вот оно: на самой вспышке / прозренья, крика о любви / душа / потоплена в крови, / а жизнь / отброшена «под вышку»!..» [8, с.258], «Про мужика»: «В дыму пропадали надежды / и копоть пролазила в кровь...» [8, c.44]. В первом объёмность образа крови («потоплена в крови») усилен образом огня – «вспышка», но огня – кратковременного, как кратковременна и сама жизнь. Недаром здесь «вспышка» рифмуется с фразеологизмом «под вышку», означающим конец жизни. И символично то, что слова «душа» и «жизнь» вынесены в отдельные строки, чем подчёркнута соотнесённость и важность для автора этих понятий. Во втором стихотворении интересен образ копоти, которая пролазит в кровь. Кровь – символ места души и жизненных сил, попадая в неё, копоть пачкает, заражает, чернит душу, убивает надежду. Подобный образ «грязной крови» не единичен, а значит, не случаен. Он встречается, например, в стихотворениях «Сила любви»: «век перемешал и кровь, и грязь», «Странник»: «а там пахло битумом, осенью, кровью».  А в стихотворении «Правда»: «Да и сейчас, если копнуть, / душа – как рана ножевая...» [8, с.251] душа кровоточит как реальное физическое тело.
         Особняком в ряду образов-«душ» у Суханова стоит душа поэта, а она – изначально – ранена, иначе не прольёт она стихов: «Но каждый день тем ближе, чем больней! / Но каждый стих – как рана в непогоду... / Так в шумных водах рек или морей, / заполненных и радостью, и грустью, / всегда / найдётся маленький ручей, / несущийся на смерть из захолустья» [8, с.309]. Сравним у Есенина: «Быть поэтом, это значит то же, / Если правды жизни не нарушить, / Рубцевать себя по нежной коже, / Кровью чувств ласкать чужие души» [4, с.186] и у Высоцкого: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа - / И режут в кровь свои босые души» [3, с.155]. Кровь и раны поэта – это его стихи, продолжает поэтическую перекличку Суханов: «Это ноют, как шрамы, слова / и несутся, как искры, по венам» [8, с.328]. Природой слов, стихов, является не только кровь, но и огненная стихия – искры. Вот поэтому, сгорая, пуская кровь на слова, поэты и не живут долго: «Поэты / долго не живут... / Они – как травы, / которые срезают, косят, жнут / и вдоль, / и поперёк державы» [7, с.433] - все глаголы во второй представленной строке означают действия острыми, заточенными предметами: ножом, косой, серпом, и эти действия направлены на поэтов. А смысл этого поэтического служения – в вечности. Поэты долго не живут, но после них остаются их стихи, а значит, поэт жив, пока его стихи читают: «Но есть такие вечные слова, / которых не осилить и Сизифу... / Они – как гром, как звёзды, / как листва, / что на деревьях держится всю зиму!.. / И лишь потом / под солнцем и дождём, / переменившись в образе и цвете, / природа / приласкает, что умрём... / А вот слова останутся на свете!» [9, с.16].
         Еще один своеобразный аспект значения символа «кровь» как традиции жертвоприношения П.Суханов вербализует образом «донор» в стихотворениях «Расплата» и «Надпись». Донорство крови (от лат. donare – «дарить») – это добровольная сдача крови донорами в определённом количестве, не превышающем безопасный для здоровья донора предел. Но это – медицинский аспект, здесь главный критерий – не навредить. А в пропозиции страна – народ, по Суханову, вопрос безопасности «донорства» не ставится вообще. В этом контексте донорство смертельно опасно, но, тем не менее, оно существует «вечно»: «Вся жизнь – сплошное испытание, / и даже смерть смешна пред ним!.. / И всё ж / со страшною любовью / во имя Сына и Отца / РОССИЯ / вечно / платит / кровью!.. / И – нету донорам конца...» [9, с.257]. Эпитеты к слову «любовь» - «страшная», а к слову «смерть» - «смешна» - своеобразный оксюморон, а вместе они создают суровый образ действительности. Выделение строчными буквами слова «РОССИЯ» - авторское, определяет символизм понятия, а разбивка строки пословно – подчёркивает важность каждого слова, заставляет после каждого слова делать выразительную паузу при чтении, создает образ-ритм колокольного звона – набата, поднимающего народ России, подразумевающийся под «донорами», на очередную, не последнюю, «плату кровью». Ассоциативно возникает образ внешнего врага-вампира, которому Россия вечно платит дань кровью. Но, если в данном стихотворении «нету донорам конца», то в стихотворении «Надпись» Суханов ставит этот тезис под сомнение: «А вот и надпись: «Здесь последний донор». / И от руки дописано – «Душа».» [8, с.316] Получается, что не только кровью платится дань, но и душами, символическое место которых – в потоке крови. Настало время последнего донора отдать кровь и душу и – уйти. И далее целым рядом стихотворений Суханов иллюстрирует, за что, за какие идеи русский народ платит кровью. Во-первых, это, так называемые, «октябри», ставшие в произведениях Суханова синонимами крови: «Когда я думаю об Октябре, / то кажется, мы все во власти бури» [8, с.329], «Ужели мы рождаемся из зла / и умираем, зло / передавая?! / ...Когда я думаю об Октябре / и мысленно всех павших воскрешаю, / мне видится, что истина – в игре... / Но я в такие игры – не играю!» [8, с.329]. Это не единственная у Суханова аллюзия к Блоку. «Истина в вине» у Блока трансформировалась в «истину – в игре» у Суханова, в кровавой игре октябрей. Но ведь и у символиста А.Блока вино можно рассматривать как традиционный символ крови. Получается, что в обоих случаях истина – в крови. И ошибки, хоть и свои у каждого, оборачиваются кровью – общей: «Свои - хоть и взятые с круга... / Свои – хоть и в крепе венков... / Свои – как Октябрьская вьюга / на лезвиях красных штыков!.. / Любители правды и крови, / фантасты, бичи, палачи - / мы влезли под флаг, как под кровлю... / И вдруг оказались ничьи!» [8, с. 333]. Символ «кровь» в данном тексте усилен крепом венков, Октябрьской вьюгой, красным цветом штыков и красным же флагом, процессом казни, обозначенным словом «палачи». К аналогичному образу палача и к вопросу передачи зла через поколения Суханов приводит читателя в стихотворении «Предощущение»: «Россия!.. Ты так велика, / чтобы смириться с этой дикой силой!.. / Храни тебя Господь во все века / от продавцов, предательств и насилий! / Они грядут – как ветер или снег / среди весны на горном перевале... / Они идут, похожие на тех, / которые тебя четвертовали! / Я вижу их – они еще страшней... / Я слышу, как гремят они ключами... / Ужель и вправду, дети палачей / не могут не родиться палачами?!» [8, с.190]. Мы видим двойственный символ крови: с одной стороны кровь жертвы, которую «четвертовали» продавцы, предатели, насильники, палачи старшего поколения, с другой стороны – кровь как способ передачи наследственной информации. 
         Другой «октябрь» в стихотворении «1987 год»: «по вспышкам глаз / и грохоту пощёчин / я вижу: век переживает крах!.. / Октябрь... Апрель... – две даты, / вехи, / меты, / две крайности, две правды, две тщеты!..» [8, с.188]. Третий «октябрь»: «И – вскормленный безумною любовью / к трагедиям, изменам и слезам - / я утверждаю: ни водой, ни кровью / вовеки / не отмыться нам!» [8, с.238]. И – стихотворение-обобщение, объединяющее «октябри» в кровавый ряд и интересное еще одним нестандартным образом, «Путешествие»: «Я шёл по октябрьскому снегу... / А выше – по краю небес - / светилось созвездье Ночлега, / маня в лабиринты чудес. / Светилось. Слепило. И жадно / струилось на каждый мой взгляд... / И я уходил безоглядно / вперёд и наверх – на закат... / Скрипела земля - как телега, / набитая толпами дней. / Я жаждал любви и ночлега / в кровавом кругу октябрей...» [8, с.60]. Круг октябрей замкнулся и теперь любое упоминание в стихах Суханова названия этого месяца ассоциативно вызывает в воображении образ крови, а иногда достаточно двух слов: «осень» и «кровь», чтобы мысленно реконструировать образ «кровавого октября»: «Он ходил с фонарём по снегам, / разговаривал с кем-то с любовью... / Откровенничал с миром – а там / пахло битумом, / осенью, / кровью...» [8, с.322]. Но вернёмся к «Путешествию». Интересный и нестандартный, на наш взгляд образ – созвездье Ночлега. В «Мифах и легендах о созвездиях» А.Д.Бонова (пер. с болгарского В.А.Карпов) читаем: « Ранней осенью караван повозок, груженных зерном, остановился на ночлег. Ночью караванщики проснулись и увидели на востоке яркую белую звезду (Сириус). Они приняли ее за Зарницу, запрягли волов и тронулись в путь. Но ночная тьма становилась еще более непроглядной. Караван заблудился, попал в топкое болото, и все утонули в нем. С тех пор в народе и называют Сириус Лажикерван - Обманикараван». Таким образом, по «октябрьскому снегу», «в кровавом кругу октябрей» герой идёт к обманной звезде, к ложному идеалу, который светит так, что слепит глаза. Он «жаждал любви и ночлега», а дорога, указанная звездой, привела в гибельное болото. Согласно «Энциклопедии символов» звезда – символ судьбы, а у Н.Рубцова – один из символов Руси. Очередной круг замкнулся: Русь – кровь – октябрь – обманная звезда – Россия.
         А в-третьих, причина, по которой «доноры» постоянно востребованы – стихия времени, века, сумасшедшей эпохи: «Безумствуют век и кровь... / Стихии времён – как зелье!.. / О Родина! / О Любовь! / Мы вместе вращаем Землю!» [8, с.22] вторит Суханов Владимиру Высоцкому, «И тем больней, что век / перемешал / и кровь, и грязь... / И нет числа обидам! / Но кто любил как погибал - / тот не исчезнет позабытым» [8, с.321], «Ударит ли гром из небес, / свернутся ль / законы / петлёю - / я вдавлен в кровавый замес / побоищ, расколов, застоя...» [8, с.231]. Век, в котором кровь ставится выше любви,  являясь носительницей жизни, обесценивается, как обесценивается и сама человеческая жизнь. Но время и Родину не выбирают, а русские люди традиционно связаны с Русью кровью, поэтому и символ «кровь» издавна в русской культуре интерпретируется как родство, родовая связь. Следуя культурным традициям, Пётр Суханов использует данное значение символа в своих стихотворениях в явной и неявной формах: «И опять, возлюбивши бои, / будем драться и пить беспробудно / за родство наше – сплошь на крови... / А любовь на крови / неподсудна!..» [9, с.26],   «С этим миром и родиной связан я кровною связью / и доволен, что жив / не за счёт / векселей!.. / Даже воздух – скользя сквозь закупорки вен или пор, / перемешанный сплошь с несусветною грязью, / говорит, что все русичи накрепко связаны связью - / как гвоздями / под Вязьмой прогнивший забор!..»  [9, с.21]. Явно обозначена кровная связь и герой доволен, что связан с родиной кровно, духовно, а не деньгами, такая связь крепче материальной, даже «грязный» воздух только проходит сквозь поры и вены, не способный отравить чистую кровь, разорвать духовную связь. Тем неожиданнее появляющееся в конце второго катрена сравнение: «как гвоздями под Вязьмой прогнивший забор». Историческая кровная связь есть, память поколений пока еще работает, но столько копоти, грязи, битума попало уже в русскую кровь, что забор-то – «прогнивший», хотя и скреплённый пока кровью как гвоздями. И только на силу этой связи надежда автора и героя стихотворения: «И пускай далеко-далеко человечество злей / и во многих наречьях полно безобразья - / но лишь этой / единственной / силой и связью / я затянут, / как пуповиной, / в изверженьях страстей!..» - заканчивает Суханов. Если выстроить строки данного стихотворения в традиционной силлабо-тонике, мы получим три катрена по четыре строки, написанные анапестом с чередованием пятистопных и четырехстопных строк. Трехсложный размер позволяет вписывать многосложные слова, не нарушая ритм, а неравное количество стоп в чётных и нечётных строках позволяет передать парадоксальность мироощущения сухановского героя. Интересны система рифмовки и цепочки рифм в этом стихотворении. Во всех трёх катренах рифма охватывающая, но рифмо-цепочек всего три: аВВа – сВВс – аВВа, настоящая вязь, оправдывающая название, вторые и третьи строки во всех катренах имеют сквозную рифму: вязью-связью-грязью-связью-безобразья-связью. Как видим, ключевым словом, повторённым трижды, является слово «связью», его настоятельно желал выделить автор, а так же тот набор понятий, с которыми это слово рифмуется: начинаясь с безобидного «вязью», продолжается неприятным, но иногда неизбежным -«грязью», а заканчивается в результате – «безобразьем». Вторая цепочка короче, но тоже идет по нарастающей от позитива к негативу: веселей, векселей, злей, страстей. Третья – совсем короткая: пор-забор. Архитектура стихотворения традиционно-сухановская, когда обычная силлабо-тоническая катренная форма стиха спрятана за разбивкой строк «лесенкой», при этом двенадцать обычных строк трансформированы в двадцать неровных ступенек и зрительно как раз и напоминают «прогнивший забор». Кажется, негатив ощутимо перевешивает, но герой, как в чудо, верит в силу «кровной связи», пуповины, любви к матери-родине. Эта вера пронизывает всё творчество Суханова.   И главный корень, с которым мы изначально связаны «пуповиной» - Родина: «И всё ж существует на свете / огромное имя – Страна! / И холод её, и разлады, / и песни, и слёзы любви - / твои / до предсмертного взгляда, / а там – и подавно твои!» В очередной раз Суханов настойчиво продвигает один из основных тезисов своего творчества: жизнь, любовь, кровь, Родина настолько прочно взаимосвязаны, что ни одно из этих понятий не должно и не может существовать автономно.
Список литературы
         1. Блок, А. Лирика. Поэмы [Текст] / А.Блок. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 638 с.
            2. Бонов, А.Д. Мифы и легенды о созвездиях [Электронный ресурс] – URL: http://www.coollib.net/b/243990htm/
         3. Высоцкий, В. Летела жизнь [Текст] / В.Высоцкий. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 284 с.
         4. Есенин, С. Собрание сочинений в двух томах. Т.1. [Текст] / С.Есенин. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990. – 480 с.
         5. Рубцов, Н. Тихая моя Родина [Текст] / Н.Рубцов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 368 с.
         6. Сафьянова, И.В. Анализ символики поэтического текста [Текст] / И.В.Сафьянова. – М.: Сов. Россия, 1989. – 368 с.
         7. Суханов, П.А. Избранное [Текст] / П.А.Суханов. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2011. – 448 с.
         8. Суханов, П.А. Площадь света [Текст] / П.А.Суханов. – Тюмень: СофтДизайн, 1995. – 416 с.
         9. Суханов, П.А. Разнолетья [Текст] / П.А.Суханов. – Сургут: Дефис, 2003. – 352 с.
         10.Энциклопедия символов, знаков, эмблем [Электронный ресурс] – URL:


Рецензии
Оля, здравствуйте! Рад, что Вы оказались человеком слова и славно потрудились над анализом поэзии Петра Суханова. Кровь - основа жизни, но не каждый поэт это осознаёт и наполняет ею строки своих стихов. Пётр, в буквальном смысле,продирался к свету истины, сбивая в кровь и руки, и надежды. Неимоверными усилиями он вытащил себя из грязи бытия неустроенных для высоких целей городских окраин, ложной романтики воровских "малин", волчьих законов "братвы". Через труд на Севере, над лепкой себя, как личности, через преданное служение Поэзии, он поднялся до уровня большого русского поэта с трагическим осознанием истины, что "для радости планета наша мало оборудована". Вы тонко почувствовали пульс его поэзии и достойно сказали о её глубинной сути. С пожеланием удачи и вдохновения,

Валерий Латынин   08.09.2015 11:05     Заявить о нарушении
Валерий Анатольевич, спасибо большое за отзыв! Он тем более ценен для меня, что Вы знали Петра Суханова лично. Немного попозже, после защиты, я выставлю и другие главы. Возможно, кому-нибудь это будет интересно.

Ольга Гультяева   08.09.2015 18:53   Заявить о нарушении