Митрополит Мануил Лемешевский

"От плод их познаете их".
Митрополит Мануил (Лемешевский).

Память 30 июля/12 августа (+ 1968 г.)

Митрополит Мануил (Лемешевский Виктор Викторович) родился 18 апреля 1884 года в городе Луга Санкт-Петербургской губернии в семье податного инспектора-дворянина в чине коллежского советника.

В 1903 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

В 1910 году ушел с последнего курса, прослушав полный университетский курс.

С 29 апреля до 29 июня 1910 года – послушник в Николо-Столбенской пустыни в Тверской губернии.

2 июня 1911 года в Николо-Столбенской пустыни принял монашеский постриг.

16 сентября 1912 года был рукоположен во иеромонаха.

В 1916 году поступил в Петроградскую Духовную академию.

В 1918 году окончил ее.

С 13 августа 1918-го до января 1919 года – духовник в Муромском монастыре.

Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде – для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые люди. К нему льнул "мелкий люд". Они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи – у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом.


29 июня 1922 года он был арестован по делу "Православных братств", инспирированному обновленцами.

Нам неизвестно, обманом или насилием воздействовало на него следствие. Быть может, были не только угрозы, но и доведение до невменяемого состояния, но на следствии отец Мануил дал показания о православных братствах Петрограда.

25 октября 1922 года был вновь осужден – Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ.

Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.


21 сентября 1923 года в Московском Свято-Данииловом монастыре епископом Феодором (Поздеевским) возведен в сан архимандрита.


23 сентября 1923 года в Москве в церкви святого великомученика Дмитрия Солунского на Благуше Святейшим Патриархом Тихоном с архиереями был хиротонисан во епископа Лужского.

Был назначен временно управляющим Петроградской епархией. Патриарх Тихон, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: "Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию".

В течение четырех месяцев Епископ совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей Церкви, привлек на свою сторону многих прихожан.

К моменту приезда епископа Мануила в Петроград из 123 приходов города 115 находилось в обновленчестве. За 144 дня управления епархией епископом Мануилом из этих 115 приходов 83 вернулись в ведение Патриарха.

Вот свидетельство о тех днях, о тех деяниях: "Самым замечательным во всей этой "мануиловской эпопее" было то, что ни у кого (ни у самого Владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в два-три месяца Епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в Епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них как о лучших мгновениях своей жизни".


Да, великая духовная сила царила в этом Божием сосуде, в епископе Мануиле. И этой духовной силой был свет Православия. Известно о его дружбе с пребывавшим тогда в Александро-Невской лавре преподобным Серафимом Вырицким.

Разошедшееся большими тиражами в наши дни духовное произведение "От Меня это было", по мнению многих принадлежащее преподобному Серафиму, по мнению других написано владыкой Мануилом. Мы не можем встать ни на чью сторону. Один Бог знает. Наверное владыка Мануил и отец Серафим о многом беседовали, и, вполне возможно, это духовное произведение – плод их общения. Стиль изложения ближе к стилю митрополита Мануила. В старые времена была традиция писать не только от своего имени, но и от имени своего учителя, своего духовного наставника (слышанное от него), каким был в лавре  ее духовник старец Серафим (Муравьев). Но очевидно, что авторство здесь не  столь уж важно. Ибо был этот текст от Того, Кто Один имеет власть сказать нам такие слова.


Обновленцы требовали ареста Владыки, называя возглавлявшееся им движение "мануиловщиной".

2 февраля 1924 года он был арестован по делу о "Православных братствах".

С сентября 1924 года по ноябрь 1927-го отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения.

В 1927 году высказал свою лояльность к политике митрополита Сергия (Страгородского).

Осенью 1927 года был задержан из-за обнаружения при обыске рукописей в Кемперпункте при отъезде из Соловецкого лагеря к месту ссылки в Архангельск.

16 сентября 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был осужден.

Был отправлен в Москву, освобожден под подписку о невыезде.


Проживал в Московском Свято-Данииловом монастыре. Даниловскими епископами-исповедниками был принят в число свое. Известно, что даниловцы отступников отнюдь не принимали, а значит и нельзя утверждать, что владыка Мануил отошел от исповеднического движения или был виновен в сотрудничестве с властью и ее ГПУ.

С 25 апреля 1928 года он – епископ Серпуховский, викарий Московской епархии.


С 28 апреля по 2 мая 1928 года находился в Ленинграде. Боясь церковного раскола, высказал свою поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и не принял "иосифлянскую" оппозицию, поддерживал новоназначенного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова).

Но в 1930 году сам прекратил произношение имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергий (Страгородского) за Богослужением. Причиной разрыва послужило данное митрополитом Сергием корреспондентам иностранной печати в Москве интервью, содержавшее искаженную информацию о положении Русской Православной Церкви в СССР.

30 января 1930 года владыка Мануил подал прошение об уходе на покой. Прошение было удовлетворено.

В 1931 году формально воссоединился с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием.


10 января 1932 года был арестован по делу "Истинно Православной Церкви".

Коллегией ОГПУ СССР был обвинен в том, что, "являясь активным участником к/р организации церковников "Истинно-Православной Церкви", принимал активное участие в руководстве к/р деятельности этой организации".

3 марта 1934 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР обвинен по групповому "делу еп. Мануила (Лемешевского) и др., 1934 г." в "участии в контрреволюционной церковно-монархической организации".

В 1934-37 годах – в заключении в Мариинских лагерях (Сиблаг) в Новосибирской области.


С 24 февраля 1937 года, после освобождения, жил в Московской области: в совхозе Орлово-Розово, в Дорохове, Фирсановке, Завидово.

По просьбе протоиерея Сергия Мечева тайно рукоположил нескольких священников.

2 мая 1939 года был арестован ГУГБ НКВД СССР в поселке Завидово за то, что "являлся участником нелегальной антисоветской организации и проводил антисоветскую деятельность".


С 31 января 1940 года содержался в Канских лагерях Красноярского края.

15 сентября 1944 года, будучи в заключении, "дал откровенные показания об известных ему фактах а/с деятельности церковного подполья и назвал целый ряд лиц, причастных к этому подполью".

Зная о бесчеловечных изощренных жестокостях, а еще о бесовской психологической обработке в НКВД, о лжи и коварстве чекистов, осудить владыку Мануила за эти "показания" может только преднамеренно недобросовестный исследователь и предвзятый человек, лишенный не только христианского сострадания, но и простого желания вникнуть в суть и ход происходившего тогда. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), прошедший эту же систему издевательств, как врач описал состояние подследственного и убедительно с медицинской точки зрения показал, что человек просто не может контролировать себя, подвергаемый системе нечеловеческих пыток.

С ноября 1944 года владыка Мануил находился в Тамбове в распоряжении Тамбовского архиерея – архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

21 апреля 1946 года был возведен в сан архиепископа.


4 сентября 1948 года арестован.

До июля 1955 года содержался в Потьминских лагерях, поселок Явас, Мордовская АССР.

В лагере занимался плетением рыболовных сетей, затем был каптером.

В общей сложности владыка Мануил провел в тюрьмах, ссылках и лагерях двадцать пять лет.


С 7 февраля 1956-го по 22 марта 1960 года – архиепископ Чебоксарский и Чувашский.

С 22 марта 1960 года – архиепископ Куйбышевский и Сызранский.

Когда кафедральный протодиакон впервые возгласил его Куйбышевским, многие прихожане осенили себя крестным знамением со слезами радости.

Богатый духовный опыт, постоянная работа над собой и строгая аскетическая жизнь митрополита Мануила привлекали к нему сердца людей, жаждущих получить от него мудрый совет, благословение и молитвенную помощь.

25 февраля 1962 года он был возведен в сан митрополита.

До 25 ноября 1965 года – митрополит Куйбышевский и Сызранский.

Был отстранен от церковной деятельности как не отвечающий интересам государства.


12 августа 1968 года митрополит Мануил (Лемешевский) скончался в городе Куйбышеве (ныне Самара).

Место захоронения – притвор кафедрального собора во имя Покрова Божией Матери  в Самаре.

Чин погребения возглавил митрополит Пимен (Извеков), будущий Патриарх.


Говоря о митрополите Мануиле, надо иметь ввиду, что протоколы допросов тех страшных лет, написанные рукой полуграмотного следователя, не могут быть обвинением. И написанное его собственной рукой под надзором извергов ставить в вину Владыке просто бесчеловечно и непорядочно. Оказываясь на свободе, владыка Мануил разыскивал непоминающих митрополита Сергия (Страгородского), устанавливал с ними контакты и тайно рукополагал им священников.

Говорят, что названные им на допросах люди были расстреляны. Быть может и так – но только лишь "быть может". Потому что не всегда нужно верить слухам, потому что известно, что при жизни владыку Мануила постоянно сопровождала клевета, окружает она его память и по смерти. Насколько он виновен, судить не нам – на то Суд Божий. Нет людей безгрешных. Мы же можем судить о нем по плодам, ибо "от плод их познаете их" (Мф. 7, 16). А плоды таковы.

Первый: его отличала любовь. Второй: это был подлинный архиерей-старец – редчайший тип в истории церковной. Третий: владыку Мануила приняло в свои ряды братство Даниловских епископов-исповедников, строго отторгавшее отступников. Четвертый: владыка Мануил был в душевной и духовной дружбе с преподобным Серафимом Вырицким. Пятый: его духовный сын – митрополит Иоанн (Снычев), достойнейшее чадо духовного отца. Шестой: многие православные верующие почитают владыку Мануила как святого. Седьмой: есть данные о шестнадцати чудесах, связанных с именем Митрополита. И восьмой: он составил для новых поколений православных многие душеполезные труды (среди которых назовем лишь некоторые: "Новый Соловецкий Патерик", "Патерик Серпуховский", "Синодик Сибирских просветителей, исповедников, подвижников и ревнителей благочестия и боголюбцев, церковных историков и писателей духовных о Сибири", "Патерик Оренбургский", "Патерик Бузулукский", "Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года", "Словарь русских святых и местночтимых", а также составил первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 года).


Упокой, Господи, душу раба Твоего митрополита Мануила, архиерея-старца, и его святыми молитвами помилуй нас, грешных!


Рецензии