Человек книги или естественная история очков
Поэты могли позволить себе не видеть воочию плоды собственных усилий. Аэды и барды давних эпох сказывали, не обращаясь к письму, поскольку круг воспринимающих творение был очень узок. Гомера распространяла традиция. Он разрешил себе быть слепым. Библия читалась немногими грамотными монахами, свитки Вергилия и Данте ползли по миру вместе с телегами, на которых путешествовало по миру знание.
Возможно очки, наряду с бумагой и порохом, изобрели в Китае. В исследовании 1240 года с постмодернистским названием «Разъяснение загадочных вещей» говорится: «Когда старые люди чувствуют головокружение, и их взор портится, они надевают на глаза аи-таи».
Документально известно только то, что в Италии XIV века очки уже были, на сто с лишним лет опередив Гутенберга. Вероятно, заказчиками стали ювелиры или банкиры; и те, и другие составляли тогда гордость жителей Апеннин.
Благодаря инкунабулам очки со страшной скоростью стали разлетаться аки птицы по всей читающей ойкумене. В XVII веке даже российский государь Алексей Михайлович и патриарх Никон держали при себе очки.
Вскоре увеличительные стекла дополнились новым усовершенствованием – во времена Петра Первого в Англии к очкам добавились дужки, и линзы приобрели знакомый нам вид. Технология, как это бывает всегда, разбрелась по свету во множестве вариаций. Монокли, лорнеты и пенсне стали достоянием читающей и глазеющей публики Старого и Нового Света.
Есть воспоминания участников войн XX века, когда пленные надеялись на снисхождение, видя человека в очках – он представлялся им отзывчивым интеллигентом. Но очень часто существо с линзами на глазах ЧЕЛОВЕКОМ не являлось. Это заблуждение было рождено печатной книгой, отношением к ней за последние триста лет.
Быть очкариком достойно. Очкарик – своеобразная каста. Но это не тот, кто носит очки; не забудем, что их носили, к примеру, Гиммлер и Берия.
Это тот, кто мыслит как человек КНИГИ.
Свидетельство о публикации №215090700188