Подледный лов

              Начальник Горчакова был заядлым рыбаком и когда тот предложил ему съездить на подледный лов,  он хотел отказаться, будучи равнодушным к рыбной ловле, тем  более  зимней, но  потом  передумал.
              А, почему бы и не съездить? Ведь не на автобусе же. Тебя и отвезут и привезут, да и семье не помешает  десяток  свежевыловленной наваги.
              По дороге домой он продумывал  как  одеться  и  как  организовать снасти.
              Поднявшись на этаж выше к соседу, тоже рыбаку, он попросил его дать в долг пачку крючков и бобину лески.
- Зачем тебе?
- На рыбалку завтра еду.
               Тот расхохотался.
- С каких это пор ты решил заделаться рыбаком?
- Да просто пригласили съездить. Вот решил детишкам свежей рыбки наловить.
- А удочки? А блесны? А бур? У тебя  же ничего нет!
-  Придумаю что-нибудь.
- Ну-ну! Не вздумай только брать на лед яблоки.
                Посоветовал он, как опытный рыбак, на прощание.  Едва перекусив, Горчаков полез в ящик с радиохламом и выбрал из него стеклянные предохранители, которых  у него было масса.
             Взяв десяток, он припаял к ним крючки и петельки. Получилось нечто похожее на блесну. Потом отстрогал короткую палку, вбил в нее два гвоздя и намотал на них леску,  в конце которой привязал импровизированную блесну. Чтобы утяжелить ее он откусил кусочек олова и обжал его вокруг лески. Теперь точно утонет.
                В шесть часов утра он уже стоял на углу своего дома в ожидании машины. «Удочку» он засунул за голенище валенка, а под мышкой держал пустой рюкзак.   Жена предлагала взять пару яблок, но он отказался.      
                Начальник приехал во время.
- Да ты буквально налегке! Не сказать, что на рыбалку собрался, а  про тару-то не забыл!
                Дорога заняла два часа. На лед они вышли еще затемно и минут тридцать шли пешком. Начальник нес  рыбацкий чемодан и стульчик, а бур поручил нести Горчакову.
- Здесь начнем, пожалуй.
                Сказал он, когда они подошли к группе, едва различимых в темноте фигурок рыбаков, готовившихся к длительному лову. Мороз был средний. Градусов двадцать.
                Начало светать. На подлёдный лов ездят на весь световой день, независимо от того, есть клев или нет. Если нет, то он может появиться в любой момент и это на языке рыбаков называется жор. Некоторые уже махали удочками, но жора еще не было.
                По мере того, как рассветало, Горчаков и другие рыбаки, стали различать в  рядом стоящих фигурках людей своих знакомых  и начали здороваться друг с другом.
               Начальник открыл рыбацкий чемоданчик и вынул оттуда тубус с удочками. Каждая удочка была с маленькой катушечкой и в чехле! Он развернул стульчик, сел на него и стал колдовать со снастями. Крупные блесны у него были в пеналах, аккуратно разложенные по ячейкам. В другой коробке, дно которой было покрыто поролоном, ровными рядами были приколоты мелкие блесны и блесинки.
               Отдельный  бокс принадлежал искусственным мухам, которых было великое множество. Все они ровными рядами сидели наколотые на  мягкое днище бокса.
             Если по полтиннику за штуку, прикинул в голове Горчаков, то рублей на сто получалось только одних мух, не считая огромного количества разноцветных и блестящих  блесен, запасных крючков, поводков и множества другого. Сколько же все это может стоить? Не дешевое хобби!
             Начальник внимательно смотрел, какое впечатление произвел на Горчакова его рыбацкий арсенал. Цель была достигнута. Было заметно, что Горчаков оценил снасти.
              Нет, такая рыбалка мне не по карману. Правильно сделал, что не занялся этой ерундой. Хлопотно это и дорого, а летняя рыбалка еще дороже. Там и удилища и спиннинговые катушки и прочее и прочее. Пустая трата денег. Констатировал Горчаков.
             Всю эту красотищу начальник рядами выложил на снег и приготовился  к бою с подводными обитателями, которые только просыпались и даже не подозревали, какую пакость приготовил он для них и, что все эти соблазны будут стоить им жизни.
             По праву хозяина бура он первым просверлил себе сразу две лунки. Лед оказался более метра толщиной и это заняло не менее двадцати  минут. Тщательно вычистив их шумовкой от шуги, определившись с блеснами, он опустил две снасти под лед и стартанул, замахав обеими руками по очереди.
             Теперь пришла очередь Горчакова. Он долго мучился с лункой и еле просверлив одну, решил на  этом и ограничиться. Тем более, что и «удочка» у него одна и за это время у начальника ни разу не клюнуло.
- Сейчас рассветет и начнется! Рыба еще не видит блесну, не проснулась! Как только первая пойдет хватать, определим цвет и размер блесны, на который она больше клюет и тогда только успевай.
              Поучал он Горчакова, ведь для этого он и притащил его с собой. 
              Когда Горчаков достал из-за  голенища валенка струганую палку и размотал с нее леску, начальник расхохотался от всей души.
- Я так и знал, что у тебя ничего нет. Вместо своего радиолюбительства купил бы себе хоть пару копеечных удочек. Все таки на Севере живешь. Все должны быть рыбаками. Подожди, а что это у тебя вместо блесны висит?
- Предохранитель!
- Что!? Предохранитель? Стеклянный? Ты что дурак?
              Продолжая разматывать леску, Горчаков сделал вид, что не слышал его реплики, но уже понял, что приехал зря и пожалел потерянного дня. С такими снастями здесь делать нечего, но тратить такие бешеные деньги на пластмассовых мух, пусть даже очень похожих на настоящих, он все равно бы не смог. Жена не поймет.
                Приспустившись на одно колено он медленно, чтобы не запутать леску, опустил предохранитель с крючком под лед. Не успел он закончить этот процесс до конца, как почувствовал легкое натяжение лески. Машинально потянул ее на себя и ощутил сопротивление на ее конце. Потянул еще и вытянул на лед навагу грамм на триста, которая извиваясь забилась на льду.
- Дуракам везет!
                Произнес начальник и еще более активно заработал руками. Рыба есть! Надо только поймать ее.
                Горчаков долго возился с пойманной рыбой, снимая ее с крючка голыми руками. Мороз моментально схватил руки. Он сунул пальцы в рот, чтобы согреть их.
                Начальник снисходительно наблюдал за проходящим. Кое как Горчаков забросил леску второй раз и не успела блесна опуститься на всю длину лески, как снова он почувствовал поклевку и вытащил вторую навагу еще больше первой. Она была  икряная с огромным животом.
                На этот раз начальник промолчал, но заволновался и бросился к своей коллекции менять блесны.
                Сноровка у Горчакова  появлялась пропорционально вытянутой на поверхность рыбы. После первого десятка он уже вполне сносно справлялся  с процессом.
                Захваченный азартом, он уже ничего и никого не замечал вокруг. Не видел покрасневших рук и не чувствовал промокших ног и коленок, на которые ему пришлось встать, чтобы сподручнее было снимать рыбу с крючка. Наоборот, ему стало даже жарко.
                Видя, как начальник уже в который раз судорожно меняет блесны, он тоже решил поменять номинал предохранителя и, как ему показалось, на два ампера клев  был еще лучше, чем на один ампер и корюшка хватала чаще, чем навага.
                Эх жалко, что палка,  то есть  «удочка» одна. Можно было бы попробовать ловить двумя руками, как асы подледного лова, стоящие рядом. Размечтался Горчаков, не догадываясь, какие мысли зрели в голове его начальника.
                На Горчакова стали косится окружающие его охотники за острыми рыбацкими ощущениями. Клева, практически, ни у кого не было и все подумали, что он попал на яму и поэтому у него так клюет.
               Вокруг него начали массово бурить лунки едва ли не вплотную к нему, но он их не замечал. Он даже не успевал вычищать лунку от шуги, т.к. для этого ему надо было просить шумовку и терять время.
              И чего это я раньше не ездил рыбачить? Пронеслось у него в голове. Вот дурак! Оказывается, это так просто, а какая выгода! Я уже рублей на пятнадцать натаскал.
              На какой-то момент он даже забыл про начальника, а зря. Тот кипел завистью и чувствовал себя посрамленным. Он великодушно взял в попутчики дилетанта, чтобы на его фоне показать себя в лучшем рыбацком виде. Похвалиться снастями,  экипировкой и, конечно, уловом. С первыми двумя все так и случилось, а вот с уловом вышла осечка!
                Забурившиеся рядом с Горчаковым мужики тоже начали по одной вытаскивать, но таким клевом, как у него никто похвастаться не мог.
               Вдруг он почувствовал прикосновение к плечу. Над ним склонилась синюшно-красная морда мужика, по виду явно не новичка на льду.
- На что ловишь? Покажи! Будь другом! На желтую или на белую?
                Так рыбаки классифицировали блесны под золото и под серебро. Когда Горчаков, сняв очередную рыбу показал ему предохранитель на два ампера, мужик не поверил своим глазам.
- Не может быть!
                Горчаков едва опустил его на метр под лед, как снова вытащил крупную навагу, подтвердив факт.
                К ним стали подходить другие мужики с тем же вопросом. Теперь уже первый мужик разъяснял всем остальным на что он ловит. Сам Горчаков не считал нужным отвлекаться на это.
- Чудно! Предохранитель от телевизора!
                Слышны были возгласы рыбаков.
- Иди ты!
                Горчаков сперва считал рыбу, а потом сбился, когда счет стал трехзначным. Он даже перестал складывать ее в кучку, как в начале, а захваченный азартом сдергивал ее с крючка и не смотрел куда она извиваясь расползалась по льду.
                Начальник, перепробовав не один десяток блесен, пустил в ход тяжелую артиллерию. Вынул снасть на которой было подвешено сразу три блесны. Кроме двух бычков, соблазнившихся на золотой блеск этой супер снасти, ни одной съедобной рыбы он не вытащил.
               Это явилось «последней каплей». Начальник, с едва скрываемым раздражением, стал в  беспорядке забрасывать в свой ящик блесны, удочки, мух, пеналы, чехлы, шумовку и прочее.
- Поехали, нет клева!
                Бросил он в сторону Горчакова, не глядя на него.
- Как нет?
                Взмолился  тот.
- Возьми мою "удочку". Давай еще половим. Когда я еще окажусь на рыбалке? Хочешь, садись на мою лунку.
                Но начальник был неумолим. В бешенстве, которое неожиданно для него самого охватило его, он не знал к чему придраться, чтобы оправдать отъезд в самом разгаре рыбацкого дня.
                У мужиков вокруг тоже начало клевать. Все ждали жора.  Жору быть! Наловил же этот чудак с предохранителями.  Весь день еще впереди! Нам повезет! Надо только набраться терпения, а рыбаки терпеливый народ!
                Ветер поменялся! Ура! Обрадовались они и чаще замахали руками.  Пока начальник собирал со льда свое имущество, Горчаков торопился поймать еще и едва  успевал таскать рыбу одну за другой. Собраться ему, что подпоясаться.
               Когда начальник подхватил ящик на плечо, взял в руки стульчик, сложенный бур и двинулся в обратный путь к машине не дожидаясь Горчакова, он в последний раз вытащил из лунки крупную корюшку.
               Потом выбросил тут же рядом с собой так называемую удочку к которой, не сговариваясь, метнулись одновременно сразу два мужика соседа, готовые занять и его лунку. Двумя руками сгреб валяющуюся вокруг в беспорядке и уже смерзшуюся рыбу, покидал ее, как попало, в рюкзак и побежал догонять начальника.
               Не меньше пятнадцати килограмм! Оценил он. Своя ноша не тянет! Подбодрил он себя ускоряя шаг.
               Не желая разговаривать по дороге, начальник шел быстро, как будто  хотел напугать Горчакова тем, что оставит его одного на льду, если он отстанет. К машине подошли одновременно.
                Ехали молча. Чтобы как-то завести разговор и вывести начальника из ступора Горчаков предложил.
- Давай поделим рыбу пополам. Ты ведь меня возил.
- Сдалась мне твоя рыба.
                Буркнул тот в ответ. Горчаков понял, больше он его с собой не возьмет!
                Правильно сделал, что выбросил «удочку». Вряд ли она пригодится  снова. Может подарить ему оставшиеся предохранители? Подумал про себя Горчаков. Нет, это скандал! Так с начальником нельзя! Пусть успокоится.
               Завтра он сам рванёт в магазин скупать предохранители, которые займут почетное место в его коллекции рядом с мухами.


Рецензии
Отличный рассказ

Олеся Пухальская   19.12.2015 21:15     Заявить о нарушении
Большое спасибо за высокую оценку.

Рамсей   20.12.2015 13:06   Заявить о нарушении