На встречу ещё непременно придёт

«На встречу ещё непременно придёт…»

Письмо-отклик на сборник стихотворений Светланы Коневой  «О хорошем»
(Санкт-Петербург, посёлок Мга, 2015)

19.08.2015

Здравствуйте, Светлана!
Вспоминая нашу с Вами встречу на фестивале «Словенское поле 2015», где мы уже имели много точек соприкосновения, учитывая предыдущее общение в Санкт-Петербурге и в Михайловском, я с большим любопытством смотрю Ваш новый сборник стихотворений.  Привычна для меня последовательность: читаю первое стихотворение, затем заключительное, а далее пытаюсь догадаться, отчего автор придумал именно такое название книжки: «О хорошем».  Ведь соответствие названия содержанию, тематике стихов, а, может быть, преобладающему настроению, которое автор хотел бы вызвать у читателя, наверное, тоже является показателем зрелого мастерства, гармоничности таланта.  Если  возможно это соответствие определить с первого взгляда, если в душе не возникает диссонанса, если первые прочитанные стихи вызывают внутри меня реплику что-то вроде «очень даже прилично… интересно, как и о чём будет дальше?..», тогда я проникаюсь к автору доверием, признавая в нём умного, искреннего собеседника, с которым беседа может затянуться на долгие часы.  Какими будут эти часы, ещё, конечно, в подробностях неизвестно, но их первое течение мне уже нравится.
Различные нюансы, которые у читателя (особенно у такого, который сам пишет стихи), интегрально составляют мнение «понравилось стихотворение или не понравилось», по-моему, невозможно перечислить универсально.  Кто бы за это не взялся, всяк назовёт свой перечень.  Чаще всего сообщают такие расплывчатые умозрительные причины, как «тронуло струны души», «пробрало до мурашек»,  «тронуло, зацепило»,  а ещё –  «толнуло»  ;   Соответственно, в отрицательном смысле, добавляя предлог «не».  Замечу, что для меня самым важным в стихах является, если я вижу искренность автора.  Искренность, правдивая чувственность – они проявляются сразу, их невозможно скрыть, замаскировать.  Наверное, для просвещённого русского человека, воспитанного на стихах Пушкина, Лермонтова (длинён этот список великих наших учителей), а ещё не чуждого православию, почувствовать грань между поэзией сердца и рифмами поучающего ума (или самомнения), а ещё нелепыми страданиями этакой  «народной простоты»,  не так уж сложно, потому что это происходит фактически в подсознании.  Знать бы только меру в этих «нравится – не нравится», чтобы самому не скатиться к роли излишне «авторитетного члена жюри».
Светлана, Ваша строчка «Чтобы созвучия к ним подобрать кто-то смог» для меня явилась ключевой в восприятии всего сборника.  Честно говоря, читая одно стихотворение за другим, я укреплялся в парадоксальной, может быть, мысли:  «я написал бы об этом почти теми же самыми словами и с теми же чувствами».  И в этом, пожалуй, состоит суть моего отклика на Ваши стихи в сборнике:  созвучие состоялось.  Надеюсь, что такое признание Вы слышали и от других «пишущих читателей», потому что прожитые Вами в стихотворениях «маленькие жизни»  (по Митяеву), в целом являются общими для мыслящих русских людей, для которых «не конечны пути, не измерены сроки» в их переживаниях по поводу окружающей реальности, а также собственного предназначения.
«Не глазами смотри, а душою в него окунись», –  здесь Вы говорите о вышнем свете, его сиянии над всем, что для нас свято.  Наверное, это счастье, когда человек всем существом, отринув мелочное, не стеная с показным артистизмом о неприятностях и неустроенностях, может буквально купаться в атмосфере возвышенных и дорогих для души его ценностях  (на самом деле которые выше любой цены).
«Писатель, что чудак из чудаков, вселенские несёт планете вести…»,  – строчка, которая сильно взволновала.  Это из маленького и очень простого стихотворения «Писатель».  Но очень сильного, для меня близкого стихотворения.  Потому что…

А проблема не в том, что июльской жарой одурачены,
говорим день за днём лишь затем, чтоб молоть языком,
в оправданье себе в том, что так легковесно потрачены
те подарки судьбы, что она приносила в наш дом.

И проблема не в том, что без совести жить мы обучены,
не скрывая лица, даже если обман выдаёт,
что в системе порук наши люди, как винтики, скручены –
не прожить чудаку, если против системы встаёт.

А проблема лишь в том, что когда завершатся баталии,
чудаку отыграет оркестр похоронный мотив,
ощутим пустоту, станет скучно в душе и так далее...
Мы уйдём в никуда, а чудак – он по-прежнему жив.

27 июля 2009 года
Это стихотворение написано на 9-й день со дня кончины в Пскове Савелия Васильевича Ямщикова (Саввы Ямщикова).

Я позволил  себе, Светлана,  процитировать «своё», чтобы ещё раз показать «созвучия»,  о которых Вы сказали, и которые вызывают Ваши стихи «Храм», «Театр», «Благодать», «Я лечу», «Дорожное», «Путеводное»…
«Обретём мы способность эпохи пронизывать взглядом…», – может быть, немножко тяжеловато и пафосно сформулировано (в угоду Вашему, наверное, одному из любимых пятистопному размеру стиха:  в моей цитате – он же!), может быть, я бы не согласился с именованием Вышнего словом «кукловод»,  но в целом, как говорится, готов подписаться под каждой строкою.   И я с удовольствием читаю следующие стихи, как будто бы узнавая на фотографиях добрых друзей и старых знакомых.
«Свой лазурный шатёр не свернули ещё небеса…».   Ваши лирические стихи я читаю с такой же радостью полноты дыхания, с какой ровно год назад в отпуске читал книгу замечательных стихов Вероники Тушновой.  И даже немного затянувшийся,  как холода этим летом в Ивановской области, откуда я Вам пишу, пятистопный хорей не сильно мешает зримо представить яркость картины:  «Нежно пробилась зима пухом ангельских крыл…!
Я желаю Вам, Светлана, всегда-всегда,  при написании стихотворений на любые темы, неизменно ощущать радость от выпуска в полёт очередной синей птицы, чтобы летел к людям «добрый сердца порыв, даже если наивно он прост…»   
И книжку вы назвали правильно.  Ведь хорошее вовсе не означает слащавое или «всем и каждому угодливое». 
«Замыкает слово сосуды добродетелей и зол…».  Воистину так.
Чем бы мне очень хотелось завершить этот мой отклик-письмо к Вам, Светлана?   Вот что подсказала память.
«Что, душа моя, вечная странница,
Тяжко в стуже звучать соловьём?
Всё пройдёт…  А  Россия – останется!
Ради этого мы и живём».
                (Станислав Золотцев, 1992 г.)

С большим уважением к Вам, Светлана Борисовна, Ваш стихотворный ценитель  Владимир Борисович.

Псков - Кинешма


Рецензии
«Что, душа моя, вечная странница,
Тяжко в стуже звучать соловьём?
Всё пройдёт… А Россия – останется!
Ради этого мы и живём».
(Станислав Золотцев, 1992 г.)

Зацепило.
Добрый Вы человек.

Василий Овчинников   10.12.2016 19:17     Заявить о нарушении
Владимир Васильевич, а как же быть не добрым? Я не умею. У меня дочери и внуки, а у жены и младшей дочки тысячи учеников, а ещё музыка. И вообще я больше всего люблю писать детские стихи, которые без добра легко превращаются во вредительство, чего позволять нельзя никогда.

Всего доброго!

Владимир Борисович Савинов   11.12.2016 22:56   Заявить о нарушении