Смелые проекты испанского Эйфеля

 
   C М Е Л Ы Е    П Р О Е К Т Ы    «И С П А Н С К О Г О     Э Й Ф Е Л Я».    

Его  звали  Мартин  Альберто  Паласио  де – и – Элиссаге  (1856 – 1939). Талантливый  испанский  инженер  и  архитектор  учился  в  Барселоне, а  затем  продолжил  обучение  в  Париже, где  и  сблизился  с  Г. Эйфелем, став  его  учеником. Прогрессивные  идеи  и  замыслы  учителя  увлекли  Альберто  Паласио, а  вернувшись  на  родину  он  начал  разрабатывать  свои  смелые  инженерные  проекты. В  1890  году  вместе  со  своим  братом – Сильвестром  создал  грандиозный  проект  моста – транспортёра  через  реку  Нервион, соединяющего  городки  Гечо  и  Португалете, на  севере  Испании. Успешно  решив  функциональные  задачи, стоявшие  перед  будущим  мостом – обеспечение  быстрой  переправы  людей, карет  и  домашних  животных, а  также  беспрепятственный   проход  океанских  судов  под  его  пролётами  благодаря  особой  конструкции, инженеры  приступают  к  его  строительству. 
Мост  состоял  из  двух  мощных  опорных  стоек  высотой  61  м, размещённых  на  берегах  и  оттянутых  стальными  тросами. Концы  тросов  закреплялись  на  расстоянии  110  м  к  массивным  бетонным  блокам. Между  опорными  стойками  на  высоте  45  м  тросы  параболической  формы  удерживали  центральный  пролёт  длиной  160  м. На  нём  были  уложены  рельсы  для  перемещения  кареток  грузовой  гондолы, подвешенной  на  тросах  на  высоте  2  м  над  уровнем  реки. Шесть  колёс  движущейся  каретки  имели  индивидуальный  электропривод. «Парящая  гондола»  «летающего  парома», как  назвали  этот  необычный  мост  перевозила  около  20  пассажиров  и  весь  их  скарб. В  опорных  стойках  были  установлены  лифты, способные  поднять  желающих  полюбоваться  панорамой  устья  реки  Нервион, впадающей  в  Атлантический  океан, акваторией  порта  и  гавани  Абра.   
В  создании  чудо – моста  принимал  участие  и  французский  инженер – механик  Фердинанд  Арноден  (1845 – 1924). Благодаря,  изобретённым  им  стальным  скрученным  из  127  частей, тросам, которым  было  присвоено  его  имя  (трос  Арноден), обеспечивалась  устойчивость  и  функционирование  нового  моста.   
На  постройку  грандиозного  сооружения  пошло  750  т  железа, 11  тысяч  заклёпок, 21  тысяча  болтов  и  80  тысяч  различных  тросов. Мост  назвали Puente  Colgante  ( Vizcaya  Bridge). Он  функционирует  с 1893  года  по  сей  день (только  во  времена  гражданской  войны  в  Испании  был  частично  разрушен, в  1998  году – реконструирован). Движение  грузовой  гондолы  осуществляется  круглые  сутки, каждые  8  минут. Она  перевозит  6  легковых  автомобилей  и  пассажиров. Управление  движением  полностью  компьютеризировано. В  2006  году  это  чудо  инженерной  мысли  внесено  в  списки  Всемирного  наследия  ЮНЕСКО. За  время  своего  существования  «летающий  паром»  перевёз  650  млн. человек, а  его  «парящая  гондола»  более  30  раз  преодолела  расстояние  по  экватору  вокруг  земного  шара.   
Конструкторские  замыслы  талантливого  инженера  Альберто  Паласио  были  поистине  колоссальными, одновременно  с  разработкой  идеи  Бискайского  моста, он  задумал  другой, не менее  смелый  проект  монумента  для  Всемирной  выставки  в  Чикаго  в  1892  году, в  честь  400 – летней  годовщины  открытия  Америки  великим  мореплавателем  Х. Колумбом. Монумент  в  виде  гигантского  глобуса  1000  футов  в  диаметре  ( сфера  4,1  млн. куб.м)  с  изображёнными  на  нём  материками  и  океанами  должен  был  олицетворять  подвиг  первооткрывателя  Нового Света. Однако, ввиду  сложности  транспортировки  такого  огромного  сооружения  за  океан, от  проекта  отказались. Тогда  инженер  предложил  установить  его  у  себя  на  родине, в  Мадриде, в  парке  Ретиро. По  замыслу  создателя  монумент  должен  быть  укреплён  на  опорной  конструкции  из  железобетона, высотой  100  м  и  при  этом  достичь  высоты  Эйфелевой  башни. А. Паласио  решил  превзойти  своего  учителя  Г. Эйфеля. С  этой  целью  на  самый  верх  глобуса  он  задумал  водрузить  точную  копию  каравеллы  Х. Колумба  «Санта  Мария»  со  скульптурами  всех  членов  экипажа. Глобус  по  экватору  опоясывала  смотровая  площадка  длиной  700  м  и  шириной  - 14. У  основания  величественного  монумента  предлагалось  построить  ряд  культурных  заведений, включающих  музеи, театры, конференц – залы, отели  и  даже  костёл. Было  получено  разрешение  на  строительство, выделена  площадка, но  когда  подсчитали  расходы  на  сооружение  монумента, они  оказались  столь  же  гигантскими, как  и  он  сам, поэтому  проект  так  и  остался  на  бумаге. 
Полёт  творческих  исканий  инженера  и  архитектора  А. Паласио  опережал  его  время, но  на  память  потомкам  остались  не  только  инженерные  сооружения, но  и  прекрасные  здания, украшающие  города  Испании.   

                Вячеслав  Прытков.


               
      


Рецензии
Оригинальное решение и, видимо, прогрессивное для своего времени. Очевидно, что соединяемые городки сравнительно небольшие и их вполне удовлетворяет пропускная способность, обеспечиваемая гондолой. Сам по себе мост интересен. Спасибо, Вячеслав!
С уважением, Виктор

Виктор Афсари   27.12.2016 15:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.