Смелые проекты испанского Эйфеля
C М Е Л Ы Е П Р О Е К Т Ы «И С П А Н С К О Г О Э Й Ф Е Л Я».
Его звали Мартин Альберто Паласио де – и – Элиссаге (1856 – 1939). Талантливый испанский инженер и архитектор учился в Барселоне, а затем продолжил обучение в Париже, где и сблизился с Г. Эйфелем, став его учеником. Прогрессивные идеи и замыслы учителя увлекли Альберто Паласио, а вернувшись на родину он начал разрабатывать свои смелые инженерные проекты. В 1890 году вместе со своим братом – Сильвестром создал грандиозный проект моста – транспортёра через реку Нервион, соединяющего городки Гечо и Португалете, на севере Испании. Успешно решив функциональные задачи, стоявшие перед будущим мостом – обеспечение быстрой переправы людей, карет и домашних животных, а также беспрепятственный проход океанских судов под его пролётами благодаря особой конструкции, инженеры приступают к его строительству.
Мост состоял из двух мощных опорных стоек высотой 61 м, размещённых на берегах и оттянутых стальными тросами. Концы тросов закреплялись на расстоянии 110 м к массивным бетонным блокам. Между опорными стойками на высоте 45 м тросы параболической формы удерживали центральный пролёт длиной 160 м. На нём были уложены рельсы для перемещения кареток грузовой гондолы, подвешенной на тросах на высоте 2 м над уровнем реки. Шесть колёс движущейся каретки имели индивидуальный электропривод. «Парящая гондола» «летающего парома», как назвали этот необычный мост перевозила около 20 пассажиров и весь их скарб. В опорных стойках были установлены лифты, способные поднять желающих полюбоваться панорамой устья реки Нервион, впадающей в Атлантический океан, акваторией порта и гавани Абра.
В создании чудо – моста принимал участие и французский инженер – механик Фердинанд Арноден (1845 – 1924). Благодаря, изобретённым им стальным скрученным из 127 частей, тросам, которым было присвоено его имя (трос Арноден), обеспечивалась устойчивость и функционирование нового моста.
На постройку грандиозного сооружения пошло 750 т железа, 11 тысяч заклёпок, 21 тысяча болтов и 80 тысяч различных тросов. Мост назвали Puente Colgante ( Vizcaya Bridge). Он функционирует с 1893 года по сей день (только во времена гражданской войны в Испании был частично разрушен, в 1998 году – реконструирован). Движение грузовой гондолы осуществляется круглые сутки, каждые 8 минут. Она перевозит 6 легковых автомобилей и пассажиров. Управление движением полностью компьютеризировано. В 2006 году это чудо инженерной мысли внесено в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. За время своего существования «летающий паром» перевёз 650 млн. человек, а его «парящая гондола» более 30 раз преодолела расстояние по экватору вокруг земного шара.
Конструкторские замыслы талантливого инженера Альберто Паласио были поистине колоссальными, одновременно с разработкой идеи Бискайского моста, он задумал другой, не менее смелый проект монумента для Всемирной выставки в Чикаго в 1892 году, в честь 400 – летней годовщины открытия Америки великим мореплавателем Х. Колумбом. Монумент в виде гигантского глобуса 1000 футов в диаметре ( сфера 4,1 млн. куб.м) с изображёнными на нём материками и океанами должен был олицетворять подвиг первооткрывателя Нового Света. Однако, ввиду сложности транспортировки такого огромного сооружения за океан, от проекта отказались. Тогда инженер предложил установить его у себя на родине, в Мадриде, в парке Ретиро. По замыслу создателя монумент должен быть укреплён на опорной конструкции из железобетона, высотой 100 м и при этом достичь высоты Эйфелевой башни. А. Паласио решил превзойти своего учителя Г. Эйфеля. С этой целью на самый верх глобуса он задумал водрузить точную копию каравеллы Х. Колумба «Санта Мария» со скульптурами всех членов экипажа. Глобус по экватору опоясывала смотровая площадка длиной 700 м и шириной - 14. У основания величественного монумента предлагалось построить ряд культурных заведений, включающих музеи, театры, конференц – залы, отели и даже костёл. Было получено разрешение на строительство, выделена площадка, но когда подсчитали расходы на сооружение монумента, они оказались столь же гигантскими, как и он сам, поэтому проект так и остался на бумаге.
Полёт творческих исканий инженера и архитектора А. Паласио опережал его время, но на память потомкам остались не только инженерные сооружения, но и прекрасные здания, украшающие города Испании.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №215090801601
С уважением, Виктор
Виктор Афсари 27.12.2016 15:48 Заявить о нарушении