Постскриптум

ПОСТСКРИПТУМ
 
                Господи!
                Сделай  так, чтобы  я  был  посредственностью!
                Мирабо
       Они долго шли молча по девственной и нежной траве среди дивного сада.  Ошеломляюще с непривычки благоухали восхитительной красоты цветы, просто божественно пели невидимые в листве деревьев птицы.
       - Так тут везде и всегда?.. – спросил Бывший Герман с почти оскорбительным равнодушием, чтобы, наконец, прервать слишком затянувшийся диалог без слов. – Или кое-где всё-таки присутствует некоторое разнообразие?..
       - Рай – не фиксированная для всех, достойных его, Суть, - понял его вопрос Ангел. – Это вовсе не конкретная территория, на которой размещают души, его заслуживших. Нет, это некая сложная сотовая конструкция, в которой каждый обретает свой самостоятельный Мир. В какой-то степени даже ориентированная на индивидуальный Вкус.
       - И здесь что, Душе даже не с кем пообщаться для души? – уже мрачно поинтересовался Бывший Герман. – Только заговариваться с самим собой или болтать с этой ароматной, цветастой и музыкальной бутафорией?..
       - Отчего же. Отнюдь. С ЕГО позволения – по вашим желаниям. Например, с душами усопших родственников на ваш выбор.
       - Уже немного лучше… - слегка расслабился Бывший Герман.
       - А можно даже и с нами, - деликатно добавил Ангел. – Если вам это будет хоть иногда интересно…
       - Ещё немного - не хуже… - почти окончательно успокоился Бывший Герман. - А то как-то тоскливо тут у вас всё получается: целую Вечность, и всё один, да один с собой… Ни поесть изредка деликатесов от пуза, ни выпить хорошего вина для той же Души, ни даже в кустики сбегать по необходимости после всего этого… Спать и то совсем не нужно! А что мне тогда остаётся здесь на десерт из прежних нормальных человеческих радостей?
       - Наслаждения, - заученно, но как-то тускло сказал Ангел. – Самосозерцание… Самопознание…
       - Для наслаждений любого рода необходима хоть какая-то пища, - многозначительно изрёк Бывший Герман. – Физическая или уж, на худой конец, духовная. Физической я здесь напрочь лишён по определению, а что такое духовная в условиях Рая – представлений не имею. Остаются только эстетические деликатесы.
       Он развёл по сторонам руками, подразумевая окружающий их сад.
       – Но я почему-то сильно сомневаюсь, что этим можно наслаждаться первозданно вечно.
       - Другие – не в претензиях, и ещё не были в них, - намекнул Ангел. – Проблем нет, опасностей – нет, забот – столько же…
       - И это всё? – хмыкнул Бывший Герман. – Как я теперь сам понимаю, Рай – это самое лучшее место для генетических бездельников. А для хронических трудоголиков вроде меня тут есть хоть какие-нибудь приличные аттракционы?..
       Ангел растерянно развёл в стороны и снова свёл белоснежные крылья за своей спиной.
       - До вас все эти абстрактные проблемы нас как-то не волновали. Все ваши предшественники вполне удовлетворялись тем, что здесь есть…
       - Странный мы, однако, Венец Творения, - желчно сказал Бывший Герман. – Всю жизнь безгранично страдать и пахать в поте лица своего, чтобы потом – ни того, ни даже другого… А как же инерция Бытия?
       - Это мазохизм, и это Грех… - строго намекнул Ангел.
       - Это Жизнь, к которой как-то незаметно привыкаешь, и от которой трудно быстро отвыкать, даже после Смерти… - по привычке желчно сказал Бывший Герман. – И почему, собственно, Рай, а не Ад?.. – спросил он вдруг в лоб. – Я что, лучшей участи своей многообразной жизнью так и не заслужил?
       - Рай нужно именно заслуживать, а Ад  можно и просто заработать, - пространно ответил Ангел.
       - Намёк понял… - усмехнулся Бывший Герман. – Моё полное прижизненное безразличие ко всем традиционным грехам с лихвой компенсировало экзотический – мой атеизм. Алчностью я никогда не страдал, завидовал только самому себе, для гнева не хватало темперамента, поесть любил в меру, унынию слишком часто не предавался, а на блуд с моим образом жизни просто не оставалось ни времени, ни сил. Остаётся только гордыня, если под ней подразумевать мою страсть быть Первым в делах, которым я посвящал себя без остатка.
       - Аду и Раю нет никакого дела до вашей условной Веры или абсолютного нигилизма, - Ангел напоминал унылого лектора, читающего всё наизусть. – Складывающие и вычитающие ваши грехи и добродетели, хорошо разбираются в их суммах и разнице. Как я понял, лично у вас всех ваших истинных грехов не набралось даже на один качественный… И добродетелей – тоже, что странно… Некое нулевое состояние без фиксированных плюсов и даже минусов. Я с таким ещё не сталкивался…
       - Значит, в Аду я тоже буду иметь тот же нейтральный статус?.. – неожиданно оживившись, спросил Бывший Герман. – Раз уж я, по сути, одинаково - ни ИХ, и не ВАШ…
       - Для вас это так важно?.. – удивился Ангел.
       - Я очень люблю разнообразие, - признался Бывший Герман. – И не только при Жизни…
       Ангел опять растерянно подёргал крыльями.
       - Я в глубочайшей озабоченности, - сказал он. – Мы тут приучены ко всему, но я с вами уже регулярно теряюсь среди слишком мне непонятного…
       - Есть многое на свете, друг Горацио… - понимающе улыбнулся Бывший Герман. – Похоже, ты ещё глубже меня погряз в рутине, так что обещаю тебе весьма нежданные неожиданности… Вам просто не следовало забирать меня сюда так рано. Нужно было ещё немного подождать, пока я там не выложусь по полной программе, и не устану от Жизни, как следует. Вот тогда-то…
       - Мы хотели сделать это даже чуть раньше. На вас регулярно насылали болезни и несчастные случаи, но вы обладаете хорошей интуицией и весьма сильным характером. Вы умели бороться до последнего, и в итоге - побеждать. От вас, в конце концов, отстали, чтобы не тратить попусту время. Что выйдет, то и получится само… Вы были человеком, а человек всё равно ограничен ресурсом Жизни. Врождённая предрасположенность, накопленные болезни…
       - А вы неплохо подкованы на этот счёт…
       - Положение обязывает. Раньше вы были в основном дремучими и неотёсанными, а сейчас случаются и натуральные аристократы духа с двумя, и даже более высшими образованиями. Нам непозволительно посрамлять высокий статус Рая.
       - Тем интереснее будет устраивать у вас тут регулярный кавардак для разогрева загустевшей крови, которой у вас, если не ошибаюсь, нет… - мечтательно сказал Бывший Герман.
       Ангел озабоченно остановился, отпустив своего спутника на приличное расстояние вперёд.
       - Не переживай ты так, дружище… - Бывший Герман вернулся, подошёл к нему, и успокаивающе положил ему на плечо руку. – Вас, как я понял, здесь достаточно много, призванных присматривать за мною и другими, так что договоритесь там между собой, и составьте скользящий график дежурства со мной конкретным. Чтобы не было непривычных для вас перегрузок…
       - Вы желаете странного… - сказал вконец обескураженный непредвиденным развитием событий Ангел.
       - Я буду странно вдобавок ещё и говорить, и по возможности - даже делать, - щедро пообещал Бывший Герман.
       - Вы так хотите заслужить Ад?.. – на хронически нейтральном эмоциями лице Ангела появился неподдельный испуг. – И где – в Раю?!.
       - Почему бы и нет?.. – мечтательно сказал Бывший Герман. – Если Рай приестся, то и из Ада может получиться неплохой десерт…
       - Конец Света… - совершенно ошеломлённый Ангел побледнел бы, если бы был на это способен.
       - Да ничего подобного! – засмеялся Бывший Герман. – Однако не скрою: если мне здесь порядком надоест, я непременно заработаю себе Ад! Но с чего вы взяли, что я и там задержусь надолго?!.

         Для  находящегося  в  постоянном  движении, дорога  между  Адом 
                и  Раем  не  кажется  слишком  длинной…


Рецензии