Трагедия и Возмездие

5 сентября 1972 года на ХХ Олимпиаде в Мюнхене произошла самая чудовищная трагедия за всю историю спорта. Прошло уже более 40 лет после этих событий. Человеческой памяти свойственно забывать подробности и детали. Но эта трагедия не должна быть забыта никогда. Поэтому давайте вспомним еще раз.

Рано утром в один из домов Олимпийской деревни, где проживали израильские спортсмены и тренеры, ворвались 8 вооруженных террористов, принадлежавших к боевой группе Организации Освобождения Палестины (ООП) "Черный сентябрь". Им удалось захватить в заложники 12 членов израильской спортивной делегации, 11 из которых погибли. Вспомним их поименно:

Моше Вайнберг (тренер по борьбе), Йосеф Романо (штангист) – убиты в ходе первоначальной перестрелки, в доме.

Зеев Фридман (штангист), Давид Бергер (штангист), Яаков Шпрингер (судья по тяжёлой атлетике), Элиэзер Халфин (борец). Были расстреляны и подорваны гранатой в вертолёте №1 во время неудачных переговоров с террористами и провалившейся операции освобождения немецкими спецслужбами.

Йосеф Гутфройнд (судья по классической борьбе), Кехат Шор (тренер по стрельбе), Марк Славин (борец), Андре Шпицер (тренер по фехтованию), Амицур Шапира (тренер по лёгкой атлетике) - расстреляны в вертолёте №2.
И только один, Гани Цибуни (борец) чудом спасся, убежав из гостиницы.

Последовательность трагических событий установлена с точностью до минуты. Вот как это было.

5 сентября 3:30 утра. Охрана Олимпийской деревни не замечает странных людей, одетых в тренировочные костюмы с рюкзаками за спиной. Они перелезают через ограду общежития спортсменов, распаковывают оружие и входят в подъезд №1 дома 31, где проживали израильские спортсмены. Головорезы (кто-то помог им украсть ключи) врываются в комнату. Гутфройнд, тренер, обладающий силой Геракла (135 кг), пытался их остановить, криком предупредил об опасности. Тем самым спас жизнь судье Тувье Соколовски, который смог убежать. А восемь израильтян были захвачены бандитами.

5 часов утра. Глава израильской делегации Шмуэль Лалкин, находившийся в комнате подъезда №5, услышав автоматную очередь, выглядывает в окно и видит полицейских, стоящих на улице. Они объясняют ему, что семь или восемь террористов ворвались в Олимпийскую деревню и захватили в заложники его спортсменов. Лалкин связывается с журналистами и сообщает им о случившемся. Он также связывается с руководством спорткомитета в Израиле.

6 часов утра. Один из террористов приказывает Моше Вайнбергу показать комнаты, в которых живут остальные израильтяне. Вайнберг отказывается, и террорист выпускает в него очередь из "Калашникова". Раненный спортсмен не указывает террористам на подъезд №2, в котором тоже живут израильтяне. Тем самым он спасает жизнь четырем спортсменам. Истекающий кровью Вайнберг решает привести бандитов к комнате в подъезде №3, в которой находятся израильские борцы и штангисты. Вайнберг думал, что хорошо натренированные атлеты смогут обезоружить террористов, однако те были застигнуты врасплох во сне. Таким образом, в плену у террористов оказалось 12 израильтян.

В это время раненый Вайнберг опять набросился на террористов, что дало время одному из борцов Гани Цибуни бежать. Вайнберг нокаутировал одного из террористов и заколол другого ножом для фруктов перед тем, как был убит. Штангист Йосеф Романо напал на одного из террористов и ранил его, но был застрелен. У террористов остались девять заложников.

7:15 утра. Террористы предъявляют ультиматум. До 12:00 они требуют освободить всех «борцов за свободу» (более 250 человек), находящихся в тюрьмах. Для убедительности выбрасывают тело мертвого Вайнберга на улицу.
Тем временем в Израиле и в Западной Германии проходят экстренные заседания правительств. В переговоры с террористами вступают государственные ФРГ, представители международных организаций и члены Олимпийского оргкомитета. Посол Израиля в Бонне Элиша Бен-Хурин прибывает в Мюнхен. Ответ Израиля последовал немедленно: никаких переговоров не будет. Официальной политикой Израиля в то время был отказ от переговоров с террористами. Правительство ФРГ отвергло предложение Израиля послать команду специальных сил в Западную Германию и продолжало переговоры, которые затянулись до девяти часов вечера.

Шеф полиции Мюнхена Манфред Шрайбер и министр внутренних дел Баварии Бруно Мерк вели прямые переговоры с террористами, повторяя предложение о выплате неограниченной суммы денег. Ответ бандитов был таков: «Деньги ничего для нас не значат, наши жизни ничего для нас не значат». Египетские советники при Лиге арабских государств пытались помочь достижению соглашения с террористами, но безуспешно. Тем не менее, переговорщикам удалось убедить террористов, что их требования будут рассмотрены. Ганс-Дитрих Геншер и Вальтер Трёгель, глава Олимпийской деревни, были допущены на территорию террористов для общения с заложниками. Трёгель заявил, что его очень тронуло достоинство, с которым израильтяне держали себя.

21:10. Власти ФРГ пошли на обман террористов, якобы согласившись с их требованием перелёта в Каир. К дому № 31 прибыл автобус, чтобы увезти террористов и заложников к двум военным вертолётам, которые должны были переправить их на военно-воздушную базу НАТО, а уже оттуда в Каир. У немцев был тайный план операции по освобождению заложников в аэропорту.

22:17. Вертолеты покидают Олимпийскую деревню по направлению к военному аэродрому на базу НАТО.

23:07. Вертолеты приземлились в 150 метрах от готового к полету в Каир Боинга-727. Внутри него находились шесть немецких полицейских, переодетых, как члены экипажа. План был такой: двое террористов поднимутся на борт, засада нейтрализует их, снайперы перестреляют оставшихся у вертолётов террористов. Но все пошло наперекосяк. В последнюю минуту перед прибытием вертолётов немецкие полицейские, находящиеся в самолёте, решили покинуть его, не посоветовавшись с центральным командованием. Позднее ни один из полицейских, составлявших фальшивый экипаж Боинга 727, не подвергся преследованию и наказанию за оставление своего поста. Против более многочисленной и лучше вооружённой группы террористов осталось только пять снайперов. Пятеро террористов спустились с трапа. Остальные остались в вертолетах. Снайперы, засевшие на крыше здания аэропорта, открывают огонь. Это тоже полностью противоречит плану операции, согласно которому стрельбу нужно было начинать только тогда, когда все пассажиры - и заложники, и террористы выйдут на взлетную полосу. Выясняется, что снайперы убили только двух террористов...

23:15. Оставшиеся в живых бандиты открывают беспорядочную стрельбу. Один из террористов в упор расстреливает четверых заложников; другой бросает в вертолет, в котором находятся еще пятеро спортсменов, ручную гранату. Раздается взрыв. В течение нескольких секунд полностью сгорают обломки вертолета.

1:30. Все кончено. Перестрелка длилась почти полтора часа с небольшим перерывом. Погибли все 9 израильских заложников. Застрелено 5 террористов. Погибли так же двое граждан ФРГ: полицейский и пилот одного из вертолетов.
Позднее Канцлер ФРГ Вилли Брандт выполнил требование лидера Ливии Муамара Каддафи и выдал ему трупы пяти убитых террористов. Каддафи лично возглавил 30-тысячную процессию на их похоронах как «героев палестинского народа», и вручил пять миллионов долларов Ясиру Арафату. Правительство Израиля потребовало передать ему для суда оставшихся в живых террористов, но Брандт ответил, что их будут судить в ФРГ.

6 сентября. Тела одиннадцати спортсменов отправляют в Израиль. И в 15:00 в Израиле хоронят погибших. В траурной церемонии Голда Меир, все министры, депутаты Кнессета, члены спортивной делегации, покинувшие Олимпиаду, тысячи граждан Израиля. В стране объявлен национальный траур...

8 сентября в ответ на теракт израильская авиация разбомбила 10 баз ООП. Погибли свыше двухсот человек.
А 29-го ноября двое палестинцев, члены организации "Черный сентябрь", угнали самолёт авиакомпании Lufthansa и потребовали освободить трёх выживших в ходе операции террористов, ожидавших суда. И Западная Германия незамедлительно их освободила, обменяв на жизни пассажиров самолета.

Для Израиля наступило время возмездия. Сразу после олимпийской трагедии Голда Меир выступила с заявлением, дающим понять всему миру, что Израиль никогда не забудет кровавый мюнхенский вторник. Высказывания Голды Меир не были голословными. Практически сразу Израильская служба безопасности - МОСАД по личному указанию Голды занялась подготовкой акции возмездия. Для этой цели было сформированы ударные группы из офицеров, служивших в отборных частях ЦАХАЛа. Одну из групп возглавил офицер Авнер.

Перед началом операции каждый ее участник должен был подписать документ о добровольном увольнении из MOСАДа. Это было сделано для того, чтобы нельзя было обвинить еврейское государство в нарушении международного права. Получалось, что участники операции действовали самостоятельно и формально не имели никакого отношения к государству Израиль.

Появился список из 12 террористов. Все они имели непосредственное отношение к организации теракта в Мюнхене. И началось ВОЗМЕЗДИЕ. При этом категорически запрещалось ставить под угрозу жизнь других людей, родственников, жен, детей террористов. Это было единственным и обязательным условием при выполнении операции «Возмездие» («Гнев Божий»).

16 октября 1972 г, Рим. В подъезде своего дома был застрелен Вайель Звайтер - якобы бедный палестинский поэт. А по совместительству - один из самых опасных террористов Европы и представитель "Черного сентября" в Риме.

8 декабря 1972.  Париж. Уничтожен Махмуд Хамшари, который поселился в Париже. В телефонную трубку в его квартире была установлена сверхмощная миниатюрная бомба. 8 декабря в квартире раздался телефонный звонок, а затем мощный взрыв. Через несколько часов Махмуд Хамшари умер в одной из парижских больниц.

Январь 1973 года.  Никозия. Группе Авнера становится известно, что Хусейн Абад Аль-Шир, вылетел на Кипр и проживает в одной из гостиниц Никозии. В его номере, под матрасом кровати была установлена бомба. Около полуночи Аль-Шир вернулся в гостиницу. Один из осведомителей Авнера сопровождал его до самой двери в номер. Удостоверившись, что Аль-Шир один, он подал сигнал. С Абадом Аль-Широм было покончено.

Апрель 1973 года, Париж. На перекрестке улиц д'Аркад и Шово-Лагард застрелен гражданин Ирака, профессор юриспруденции и активный член террористической организации Народный фронт ООП Базиль Аль-Кубаиси.

Апрель 1973 года, Бейрут. Группа Авнера при поддержке армии провёла операцию «Весна молодости». Ее цель - Мохаммад Юсуф аль-Наджар (Абу-Юсуф) глава разведки ФАТХа, Камаль Адван, контролировавший операции ООП в Израиле, и Камаль Насир, представитель ООП. Поздней ночью израильские коммандос в составе 40 человек прибыли в Бейрут морем и встретились с группой Авнера. Кроме Наджара, Адвана и Насира был взорван штаб Народного фронта освобождения Палестины в Бейруте и завод по производству взрывчатки ФАТХа. «Попутно» были уничтожены еще 17 террористов.

Май 1973 года, Афины. К списку МОСАДа прибавился еще один уничтоженный террорист. Это был известный Интерполу и многим разведкам мира Заид Мухасси. В его номере были установлены несколько небольших бомб. В этот раз Авнер чуть не погиб – при выходе из гостиницы началась стрельба.

Июнь 1973 года. Группе Авнера удалось напасть на след Мухамеда Будиа. Ему подложили под сидение «Рено» специальную бомбу с малым радиусом действия террориста. Будиа был убит на месте. Больше пострадавших не было.
В январе 1975 года Авнер получил приказ о возвращении в Израиль. За два года и три месяца 9 из двенадцати человек в списке МОСАДа были ликвидированы. Оставалось трое.

22 января 1979 года. Бейрут. Настал черед вдохновителя Мюнхенской трагедии Али Хасана Саламэ. Саламэ вместе с телохранителями ехал на своем любимом «шевроле». Когда машина поравнялась с аккуратно стоявшим на стоянке «Фольксвагеном», набитым взрывчаткой, произошел ужасающей силы взрыв. Все пассажиры «шевроле» погибли на месте. Несколько прохожих были ранены.

1 августа 1981 года, Лодзь. Совершенно покушение на Абу Дауда – еще одного террориста из списка. Он был тяжело ранен и доставлен в местную больницу и умер вскоре после операции.

Только один человек ушел от возмездия. Доктор Вади Хадад, который вплоть до начала 1978 года принимал активное участие в планировании актов международного террора. В апреле того же года он лег в восточногерманскую больницу, где должен был пройти операцию по удалению злокачественной опухоли. Спустя несколько месяцев Хадад умер.

Почти 9 лет потребовалось МОСАДу для того, чтобы отомстить за гибель одиннадцати израильских спортсменов. За это пришлось заплатить жизнью еще троих израильтян. Можно ли с полной уверенностью можно сказать, что операция «Возмездие» успешно выполнена?

Трагедия сентября 1972 года хранит еще много тайн. После объединения Германии и ликвидации секретной службы ГДР «Штази» один из ее бывших сотрудников утверждает, что все руководство было прекрасно осведомлено о планах террористов. Не являлись ли они пособниками террористов? Часть информации израильским журналистам удалось получить от бывшего сотрудник "Штази".

Он рассказал, что в конце августа 1972 года высокопоставленный чиновник разведки встречался (в Мюнхене) с одним из главарей «Черного сентября» Абу Даудом. В архивах «Штази» был детальный отчет об этой беседе, затем бесследно исчезнувший. Если это так, то возмездие нашло не всех.

Непонятна для меня и роль Ясира Арафата (Нобелевского лауреата!) в этой истории.
Многие ветераны спецслужб, анализируя события 1972 года, убеждены, что и Израиль, и Западная Германия допустили немыслимые просчеты. ФРГ - в плане проведения операции по освобождению заложников, а Израиль - в плане сбора и анализа разведывательной информации.

В рассекреченных Израилем спустя 40 лет (в 2012 году) после трагедии документах есть подробное изложение очевидца событий генерала Замира. В его сообщении Голде Меир сказано, что в ходе операции немецкие официальные лица продемонстрировали «апатию и отсутствие профессионализма». «Они не предприняли даже минимальных усилий для того, чтобы спасти жизни, не пошли даже на незначительный риск, чтобы спасти людей - ни своих, ни наших».

За эти 40 лет поменялось многое. Созданы эффективные подразделения по борьбе с терроризмом во многих странах. Поменялась идеология Израиля – за жизнь одного израильского капрала Гилада Шалита выпущены из тюрем сотни арабских бандитов. Не изменилось только звериное обличие террориста, который рыщет по всему миру в поисках новых жертв и слабых мест. Так что расслабляться нельзя!   


Рецензии