Анти День М

   АНТИ "ДЕНЬ М"
 Речь пойдет то ли о рекомендациях , то ли о подозрениях бывшего советского разведчика Виктора Резуна, изложенных в его книге «День «М» спустя семьдесят лет после того, как Сталину пришлось решать вопрос о вооружении Красной Армии тяжелыми бомбардировщиками ТБ-7.
   По Виктору Суворову, сделай СССР по распоряжению товарища Сталина тысячу таких самолетов к 7 ноября 1940 года, покажи их дипломатам во время традиционного парада на Красной площади, и сидела бы вся Западная Европа тихо и смирно, в страхе слушая, не летят ли сталинские четырехмоторные бомберы. Со времени появления «Дня «М» прошло уже более 25 лет. Граждане Украины, которым сегодня 25 лет и меньше, о ТБ-7, и понятия не имеют. Как и о стране СССР времен 27 декабря 1936 года, когда легендарный советский летчик Михаил Михайлович Громов совершил на ТБ-7 первый полет. Но именно на Бориспольском аэродроме 22 июня 1941 года базировались первые ТБ-7, потому гражданам Украины напомнить и о них, и о Резуне-Суворове, не помешает.
ОТ ТБ-1 ДО ТБ-7
    В 1925 году великий советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев построил свой первый тяжелый бомбардировщик, двухмоторный ТБ-1. Он имел взлетный вес всего на 775 кГ больший, чем последний, 1916-го года постройки, четырехмоторный «Илья Муромец» Игоря Сикорского. Но самолет Туполева, в отличие от цельнодеревянного самолета Сикорского, был цельнометаллическим. Он мог поднять груза на 1,5 тонны больше «Муромца», и лететь со скоростью на 70 км/час больше. ТБ-1, «тяжелый бомбардировщик – первый», в 1928–1932 годах стоился серийно, всего произвели 200 единиц. Стремясь создать еще лучший бомбардировщик, Туполев, параллельно с серийным выпуском ТБ-1, в конце 1930 года отправил в небо ТБ-3, уже с четырьмя моторами. Его серийно выпускали до 1938 года. Последние модели при взлетном весе до 24 тонн могли поднять до 12 тонн нагрузки. Первые самолеты строили с немецкими двигателями водяного охлаждения BMW VIE 7,3.
   На момент взлета первого экземпляра ТБ-3 такого самолета не имела ни одна страна мира. 28 февраля 1932 года завод №22 в подмосковном городе Фили сдал первую партию из 10 самолетов. И тут же у руководства страны возникла «суворовская» идея: показать  четырехмоторные гиганты на первомайском параде в Москве. Но эти первые серийные образцы имели массу недоделок и конструктивных недостатков. Перечень выявленных производственных дефектов занимал 6 страниц печатного текста. И все же девять ТБ-3 грозно пророкотали 1-го Мая 1932 года над головами военных атташе на Красной площади, произведя сильное впечатление. В штабы полетели секретные депеши о грозных с виду бомбардировщиках. Не знали иностранные вояки, что в каждом самолете, пролетавшем над ними, сидели техники с бидонами воды, чтобы, в случае появления течи радиаторов охлаждения двигателей, ее доливать…
    В дальнейшем многие недостатки были устранены, и над Красной Площадью во время парадов пролетало до 150 ТБ-3. Но постепенно страху они нагоняли все меньше, ибо передовые авиационные державы сами стали разрабатывать подобные машины. В 1934 году задание на разработку более совершенного самолета было выдано авиастроительным фирмам США, и до 1941 года US AIR FORCE получили 91 «летающую крепость», легендарный самолет Б-17"Летающая крепость".
    За время серийного производства ТБ-3 (1932 - 1938г.г.), построили 819 машин. Больше всего, 270 единиц на одном заводе, почти по 1 в рабочий день, их построили в 1933 году. Возможно, и случался день, когда заканчивали 5 машин, цифра, которой оперирует В.Суворов, утверждая в своем «Дне М», что советский "Авиапром" мог выполнить любую программу. Но, как видно из приведенных цифр, среднесуточный выпуск ТБ-3 был  менее одного. Не была советская авиационная промышленность столь всемогущей, как утверждает бывший советский шпион!
   К 1937 году в РККА четырехмоторных гигантов собралось около 800, причем более 100 находилось в Отдельной Краснознаменной Дальневосточной Армии. Штабы авиачастей имели пакеты с указанием целей для ТБ-3 на японской территории, которые надлежало бомбить «в случае чего». Шесть самолетов в 1937 году продали Китаю. 20 мая 1938 года они безнаказанно пролетели над всем островом Кюсю, сбросив, правда, не бомбы, а листовки. Летом 1938 года в боях у озера Хасан, а летом 1939 года — в боях у реки Халхин-Гол состоялось реальное боевое крещение грозного детища Туполева. Сбрасывая на головы японцев до 20 стокилограммовых бомб каждый, сами ТБ-3 потерь не имели.
   Затем началась советско-финская «Северная война» 1939-40 г.г., во время которой финнам уже удалось сбить две машины. Стало ясно: ТБ-3 для боевого применения устарел. К 1941 году даже последние его варианты имели максимальную скорость всего в 280 км/час, в два раза меньше скорости истребителей вероятного противника. Хотя в строю еще находилось 541 машина, ни о какой стратегической бомбардировке немцев в будущей войне уже не могло быть и речи, хотя задания разного объема и сложности ТБ-3, тихоходные гиганты с гофрированной обшивкой, выполняли всю войну. Наступило время скоростных тяжелых бомбардировщиков, таких, чья скорость не намного бы отличалась от скорости истребителей. Таким самолетом авиаконструктором Туполевым и задумывался ТБ-7.
ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ ВНУК ТБ-1
    Советские военные, видимо, под впечатлением «Спортивного марша» (…нам нет преград ни в море, ни на суше, нам не страшны ни льды, ни облака…), еще в 1934 году, вполне серьезно, требовали создать самолет с потолком в 15 км, скоростью 600км/час, бомбовой нагрузкой 5 тонн,  дальностью 20000км. Такое  в те времена для авиастроения не только СССР, но и всего мира было абсолютно невозможно! «Суперкрепость» Б-29, тяжелый бомбардировщик, с которого американцы сбросили атомную бомбу на Хиросиму, даже они, имевшие несравнимо  большие возможности и лучшие технологии, создали только в 1942 году. Но и он имел меньший потолок и вчетверо меньшую дальность.
   Но надо же было как-то ответить военным!Особенно таким прожектерам,как Тухачевский, вполне серьезно предлагавший, чтобы СССР выпускал в год по 50000 танков! Но Туполев, трезво оценивавший свои возможности, худо - бедно  пошел по пути модернизации ТБ-3, учитывая новейшие достижения мирового авиастроения и возможности советской промышленности. Проектирование нового самолета возглавила бригада Владимира Михайловича Петлякова. И в конце 1936-го года новый самолет, получивший название ТБ-7, тот самый, «суворовский», был готов к испытаниям. Пять тонн бомбовой нагрузки он поднимал, хотя и не на 15 км. Не обладал он и скоростью и дальностью, которых так жаждали военные прожектеры.
   Здесь нельзя не отметить поразительное внешнее сходство ТБ-7 с американским «одногодком» - бомбардировщиком Б-17 «Flying fortress". Трудно поверить, что такое могло случиться «без тесного сотрудничества». Вот только двигатели у советского и американского бомбардировщиков с самого начала были разные. Американцы отдали предпочтение своим моторам воздушного охлаждения мощностью по 1200 л.с., более надежным и неприхотливым. Туполев же на новый «бомбер» до 1942 года устанавливал более капризные двигатели водяного охлаждения, сначала мощностью всего лишь до 970 л.с. Наша промышленность производство мощных и надежных «воздушников» в нужном количестве еще не освоила…
   Виктор Суворов на все лады превозносит решение бригады В.М. Петлякова: поставить внутри самолета дополнительный, «воздухонасосный» двигатель для подачи воздуха на большой высоте четырем основным моторам. Для опытных полетов такое — куда не шло. Но для боевой машины…
    Представим: за кабиной пилотов — грохочущий мотор весом в полтонны, от которого в крыльях к каждому двигателю идут воздухопроводы не в один метр длины, и каждый может «травить», а то и вообще лопнуть от вибрации. А когда запускать «насосный» двигатель? При старте? Тогда он будет впустую молотить полчаса, за которые груженный ТБ-7 достигал той высоты, на которой основные двигатели начинали задыхаться.
    Запускать позже, «по потребности»? А если не запустится?  Самолет не наберет максимальную высоту, где у него было преимущество в скорости над ПЕРВЫМИ ОБРАЗЦАМИ основных истребителей Германии. А ниже огромную машину или зенитки «достанут», или перехватят и собьют истребители. Ну, и наконец, представим, что «все прошло штатно», поднялись на 11километров, максимальную высоту, на которую летчику-испытателю Петру Стефановскому удалось-таки в 1937 году поднять ТБ-7. И вдруг «наддувный» двигатель отказывает. Останавливаются все четыре основных двигателя сразу. Прощай, Родина…
   Понятно, что при наличии такого «узкого места» вряд ли боевая ценность самолета могла быть высокой. Наверное, именно поэтому Сталин, когда 1-го Мая 1939 года увидел один из первых ТБ-7, грозно проплывший над Красной площадью, особого восторга не проявил. Да, начальник НИИ ВВС А.И. Филин в отчете по испытаниям самолета записал: «Все… качества делают самолет практически неуязвимым для современных средств нападения (так, а не «защиты» или «ПВО» в тексте, авт.). НИИ ВВС настаивает на немедленном внедрении в массовую серийную постройку в 1938 году и принятии его на вооружение ВВС РККА». Но Сталин умел отличать деловых людей от болтунов и прожектеров. В 1938 году Генсек уже имел горький опыт быстрого старения ТБ-3, на создание солидного парка которых были потрачены огромные средства. Ему докладывали, какими темпами развивается техническая мысль и авиапромышленность Германии. В Испании новые немецкие самолеты-истреюители уже имели преимущество над советскими. Где гарантия, что очень скоро самолеты с черными крестами не получат возможность доставать краснозвездные ТБ-7 и на предельных высотах?
   Не имел ТБ-7 и достаточного оборонительного вооружения, особенно спереди, куда он мог вести огонь только двумя пулеметами «винтовочного» калибра. Всего у нашего самолета было 7 «стволов». У американского же Б-17Г, основного их бомбардировщика, долбившего Германию, вперед могли стрелять до 6-ти мощных крупнокалиберных пулеметов. Всего же «Летающая крепость» имела 12 таких стволов.
4:0 В ПОЛЬЗУ СТАЛИНА
    И все же можно сказать, что в 1941 году советы Виктора Суворова из будущего в части предотвращения войны в прошлом, путем показа новой техники, Сталин услышал. Вот только решение, к счастью, принял свое, а «не суворовское».
   В мае 1941 года военных атташе ряда стран, Германии — в первую очередь, свозили на экскурсию на один из подмосковных заводов, выпускавших истребители МиГ-3. И главный конструктор самолета Артем Микоян, показывая на ряд остроносых машин, выстроенных в линейку на заводском аэродроме, сказал, что завод непрерывно наращивает производство этих истребителей. А МиГ-3 был самым скоростным в мире на высоте выше 7000 метров. «Наши ВВС достанут любого противника на любой высоте!» - так завершил свои пояснения дипломатам Микоян.
    Немцы, естественно, сразу передали об увиденном Гитлеру. Но реакция «Адольфа Алоисовича» была абсолютно противоположна той, которую предполагал полвека спустя  Виктор Суворов. Фюрер не испугался: «Вы теперь сами увидели, что, если не напасть на СССР в этом году, то в следующем будет поздно», резюмировал доклад военных атташе в Москве Гитлер. Реакция фюрера была совсем не «суворовской».Это всего лишь после показа истребителя МиГ-3. А если бы он увидел ТБ-7, стал бы торопить своих военных еще больше. 1:0 в пользу Сталина, не ставшего форсировать выпуск воздушных гигантов, косвенно оттягивая тем самым начало войны . .
   Теперь представим, во что бы обошлось производство и ввод в строй армады из 1000 ТБ-7, которой, по Суворову, можно было бы выиграть войну. По моторам — потере выпуска 4000 одномоторных истребителей типа МиГ3. На них устанавливались аналогичные двигатели. По материалам, алюминию в первую очередь, — «недобору» примерно 5 - 7 тысяч истребителей, или более 2000 двухмоторных бомбардировщиков дальнего действия типа ДБ-3, которые также упоминает Суворов. Ведь алюминия катастрофически не хватало, практически все советские истребители до самого конца войны имели в своих конструкциях  детали из дерева. 2:0!
   Подготовка летчиков. Воевать на дорогом и сложном ТБ-7 вчерашних десятиклассников за короткий срок никто бы не научил. Неспроста для тех 79 самолетов ТБ-7, которые все же были выпущены до 1945 года, летчиков набирали зрелых, из гражданской и полярной авиации, или военных с большим налетом. Так как на ТБ-7 было два пилота, один штурман, один борттехник да еще 4- 5 стрелков, комплектование 1000 самолетов экипажами стало бы делом не одного месяца. Даже если бы оголили всю оставшуюся бомбардировочную авиацию. Для такой армады машин нужно было бы создавать и специальную службу их обслуживания. 3:0 в пользу отказа Сталина от тысячи ТБ-7!
    За время подготовки наших самолетов Германия или зарылась бы в землю, или довела до ума свои зенитные пушки крупного калибра и приборы управления ими, в конструировании которых имела крупные успехи. У немцев уже были проекты зенитных орудий, которые «доставали» бы до 15 кМ и выше, а предельная высота, которой достигал ТБ-7 — 11кМ. Итак, 4:0 в пользу Сталина.
 ЧТО ПОКАЗАЛА РЕАЛЬНАЯ ВОЙНА
    Первой боевой единицей, вооруженной самолетами ТБ-7, был 14-й тяжелобомбардировочный полк, имевший на 22.06.1941года 10 самолетов. Полк базировался в Борисполе. Именно в этот день 5 огромных машин были разбомблены немцами….
    Главным инициатором боевого применения ТБ-7 стал известный полярный летчик Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов. Еще в марте 1941 года он обратился к Сталину с письмом, предложив создать авиачасть из 100 ТБ-7, 50-ти двухмоторных ДБ-3 и 50-ти истребителей. Сталин пошел опытному летчику навстречу, и под командованием  комбрига Водопьянова в ВВС РККА появилась 81-я авиадивизия, хотя и в меньшем составе. Именно ее десять ТБ-7 получили приказ в ночь на 11 августа 41-го бомбить Берлин.
    На взлете у одной машины отказали сразу два двигателя, и она разбилась. Всего на Берлин вылетело не 10 машин, а 7. Уже над оккупированной территорией еще у одного бомбардировщика отказало два мотора, в результате неисправная машина вместо Берлина бомбила городок Лауэнбург. Один ТБ-7 получил повреждения. от немецких зениток. Сбросив бомбы неизвестно где, этот самолет упал недалеко от Хельсинки. Берлин бомбили 4 самолета, сбросив на него 8 тонн бомб. На обратном пути одна машина была сбита зенитками… советского Балтийского флота. Самолет самого Водопьянова еще на маршруте «туда» над Балтикой чуть не сбили советские истребители. Бомбы Водопьянов сбросил точно над Берлином, но его ТБ-7 также был сильно поврежден огнем зениток и, возвращаясь, вынужденно приземлился на лес в Эстонии. Всего из семи ТБ-7, взлетевших на Берлин, было потеряно 4. На свой аэродром вернулся только один самолет.Водопьянова Сталин не расстрелял, но отстранил от командования, надолго оставив в генерал-майорах...
    Следующая стратегическая операция с применением ТБ-7 была проведена в начале 1944 года против Финляндии. Трижды Хельсинки ночью бомбили до 18 бомбардировщиков, сбрасывавших на сонных финнов бомбы весом от 100кГ до 5 тонн. В сентябре ТБ-7 участвовали в налетах на Будапешт. Однако ни финнов, ни венгров этими налетами сломить не удалось. Как не удавалось и англо-американцам, выпустившим за годы войны более 40000 (!!!) четырехмоторных «крепостей», сломить только одной этой армадой сопротивление ни Германии, ни Японии. По всему по этому, в конце 1944 года Сталин расформировал авиацию дальнего действия. Он воссоздал ее через 5 лет, после появления у СССР бомбардировщика Ту-4 и атомной бомбы. Но не для реального наступления, а для «виртуального устрашения», ибо и тогда Сталин понимал, что у СССР не было таких мощных, неуязвимых и дальних бомбардировщиков, чтобы в полном объеме провести «доктрину Виктора Суворова» 
                Виктор НОВИЦКИЙ 08-09-015
               


Рецензии
Рассуждения Суворова о ТБ-7 - полная ахинея, только несколько замечаний. Во-первых, "гениальная" идея с постановкой пятого двигателя для увеличения высотости самолёта принадлежит не советским, а немецким авиаконструкторам. Такую конструкцию они использовали ещё в первую мировую войну. Пятый двигатель был временным решением для прототипа ТБ-7 (АНТ-42), пока не были созданы двигатели с высотными нагнетателями. Во-вторых, Виктор Суворов идиот, поскольку на полном серьёзе считает, что высота полёта бомбардировщика и его дальность полёта не зависят от бомбовой нагрузки. Их того факта, что абсолютно пустой, без бомб АНТ-42 смог достичь рекордной по тем временам высоты, он делает вывод, что и с двойной перегрузкой (5 тонн) он спокойно долетит до Берлина на максимальной высоте. И в третих, Суворов предлагал в конце 30х годов попугать Гитлера фугасными бомбами (они на фотографии в книге), которых тогда не существовало вовсе. На самом деле, в книге подлог. 5-ти тонные авиационные фугасные бомбы для Пе-8 (ТБ-7) были созданы в 42 году, а на фронте стали применяться только в 43 году.

Евгений Кимов   27.02.2016 11:01     Заявить о нарушении
МЫ полностью понимаем друг друга. Рад. Салют!

Виктор Новицкий 2   27.02.2016 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.