Обед по-индийски

(Из цикла "Миссия")
Предыдущий рассказ: http://www.proza.ru/2015/09/28/313


Как только Эдуард, пройдя по дорожке, подошел к двери особняка Адвани*, 
* Компаньоны Локаева Нароян** и Мохана***  Адванив – владельцы лавки сувениров  являются резидентами индийской внешней разведки и их основной задачей  является добывание технологий ядерных вооружений.
** Нароян – «Сын человека» (санскрит).
*** Мохана – «Околдовывающая» (санскрит).
украшенного разноцветными гирляндами и рождественскими венками, она распахнулась, и на пороге возник Нароян во всем своем лукавом и добродушном очаровании.

Спустя несколько мгновений Локаев оказался в просторной, празднично украшенной в оранжево-зеленых и алых тонах гостиной, в центре которой сиял хрусталем и серебром уже сервированный стол. Откуда-то появилась Мохана в жемчужно-голубом сари с венком экзотических цветов в руках, который она с улыбкой водрузила на шею Локаева. Сложив ладони перед грудью, она поклонилась Эдуарду, и он автоматически сделал тоже самое.

Спустя секунду Эдуард осознал себя уже сидящим за столом с бокалом вина в руке, и какая-то часть его сознания отметила, что звучит приглушенная завораживающая музыка и, что две индийских, удивительной красоты, девушки подают одно вкуснейшее блюдо за другим.

Каждое блюдо сопровождалось торжественно-шутливыми комментариями Нарояна:

– Закуска из курицы, без анчоусов, зато в обрамлении овощей и медовых соусов…
– Стейк из ягненка с индийскими специями, как гастрономические лекции…
– А вот лепешки наан с кари, каждому по паре…
– Мятный йогурт, чтобы не войти в штопор…
– Салат со шпинатом, ростками и морковью, приготовленный с горячей любовью…
– Жареный сыр панир с кунжутом, это блюдо особенно круто…
– Манго с мятой, лаймом и кокосовым йогуртом, для обогащения десертного опыта…

Неожиданно, к своему удивлению, Эдуард заметил, что прямо напротив него сидит черноволосый мужчина средних лет с таким же венком на груди, как и у него самого. Антрацитовые глаза незнакомца задорно сверкали, он что-то весело говорил, успевая при этом жестикулировать и аппетитно уплетать все, что ему подавалось. Тут же в памяти всплыло смутное знание, что их, кажется, представили друг другу, перед тем как сесть за стол.

– Это наш близкий друг, профессор Лос-Аламосской лаборатории Альберт Майтнер, – прозвучал в голове с часовым опозданием голос Нарояна, и сразу вспомнилась и процедура знакомства, и род занятий нового знакомого – математик, работающий в области ядерной физики.

– А как вы относитесь к нераспространению ядерного оружия? Согласны ли вы, что ведущие ядерные державы, лишая другие  государства права иметь такую же атомную дубину, какую уже имеют они сами, поступают не этично и не гуманно? – вдруг услышал Локаев вопрос Майтнера, как будто кто-то включил звук, и понял, что вопрос задан ему.

Сразу же стало ясно, что тезка Эйнштейна, являясь союзником и агентом хозяев, а также непримиримым противником ограничения прав кого-либо, приглашает, через Локаева, советских специалистов к сотрудничеству в деле вооружения Индии атомным оружием.

Вопрос распространения ядерного оружия уже давно мучил Эдуарда. С одной стороны, знание того, что развязывание ядерной войны приведет к неминуемой гибели всего человечества, ясно говорит о необходимости глобального запрещения средств массового поражения. В то же время, джин уже выпущен из бутылки – ядерным арсеналом владеют не только США и Советский Союз, но и Великобритания, Франция, Китай. Не мене двадцати ядерных зарядов уже имеет Израиль. На каком же основании эти страны запрещают другим народам иметь права на использование такого мощного средства, сдерживающего развязывание войн, как ядерное оружие? Так почему бы не помочь в этом деле Индии, как когда-то в пятидесятых годах СССР помог Китаю в становлении его ядерной программы. Тем паче, что как раз Индия, на данном этапе, сдерживает экспансию Китая и является союзником СССР…

Незаметно тема ядерного оружия, ввиду полного согласия сторон, исчерпалась, и Локаев обнаружил себя сидящим вместе с хозяевами и Альбертом возле камина, в котором, переливаясь золотом и багрянцем, весело потрескивали поленья дров. Речь уже шла о религиях.

Промелькнула и, под натиском интереса к теме, без следа растаяла мысль о том, что он временами как бы выпадает из реальности.

– Вы интересовались – какую религию мы исповедуем? – услышал он вопрос Нарояна, обращенный к нему. – Так вот, хотя, как мы считаем, религии для миллионов людей, особенно для тех, с которыми жизнь обошлась неблагосклонно, нужны, как обезболивающее для больного, сами мы никаких религий не исповедуем. Дело в том, что, по нашему мнению, Бог непостижим для человека, хотя его космические законы существования в этом мире до человечества тем иным способом, чаще всего, кстати,  через религии, доведены. В то же время,  разные религиозные учения противоречат сами себе, утверждая, с одной стороны, что Бог непостижим, а с другой – что именно они знают истинную сущность Божественного, а все другие заблуждаются. Кроме того, сплошь и рядом, философии религий, даже имеющих в своей основе одни и те же идеи, разительно отличаются, что ведет, как показывает история, даже к кровавым столкновениям верующих. Осмелюсь напомнить, что даже в такой религии, как христианство, исповедующей любовь и всепрощение,  произошел раскол Церкви вначале на католическую и православную, а затем возникло и протестантское движение. Ислам, хотя он тоже, как и христианство вышел из иудаизма, как ни странно, непримирим к этим учениям, да и сам разделен на множество различных враждующих направлений, основным из которых являются суннизм и шиизм. Для нас, как индийцев, особенно интересны различия в философии индуизма и вышедшего из него буддизма. Буддизм, возникший в 6 веке до рождения Иисуса Христа, потеснил, вплоть до 13-го века нашей эры, индуизм, до этого тысячелетиями господствующего в Индии. Это, видимо, объяснялось более гуманным характером нового учения, к тому же,  утверждающего, что человек способен за одну свою жизнь (а не за бесчисленное количество таких жизней, согласно индуизму) достичь совершенства дающего возможность погружения в нирвану – в это вечное блаженное состояние единения с Богом. Однако буддизм, призывающий, в сущности, отказаться от своего “Я” и растворится в пустоте, в Индии, в конце концов, все-таки  уступил древнему  учению индуизма, призывающему наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Индуизм утверждает, что все бесчисленные миры, это и есть само Верховное Божество, играющее с  самим собой, а значит и многочисленные боги, и демоны, и люди это частички самого Бога. А это также значит, что наслаждения и страдания, жизнь и смерть это все иллюзия, и можно брать от жизни все и принимать смерть, как очередное перевоплощение. Поэтому, зачастую, индуисты, в глазах европейцев,  так сладострастны и, в то же время, жестоки. Вы наверняка слышали о Кришне* 
* Кришна – одна из форм Бога в индуизме, восьмая аватара Вишну, часто описывается как один из наиболее популярных индуистских богов. В монотеистической традиции кришнаизма почитается как верховная и изначальная форма Бога.
и его любовных забавах с пастушками и военных подвигах. В древнеиндийском эпосе Махабхарата, повествуется, как Кришна перед великой битвой успокаивает своего земного друга  полководца Арджуна, который печалится о неминуемой гибели тысяч человек, в том числе и его родственников. Кришна утверждает, во-первых, что все уже определено, а во-вторых, что смерть это лишь переход к другой жизни и, что все люди это лишь Божественная игра… Мы не можем принять такое упрощенное отношение к страданиям и смерти людей. Ведь каждый человек это целый мир, и трудно себе представить Творца, который бы с легкостью разрушал свои же творения, да еще, вдобавок, обрекал их на мучения.

Нароян помолчал, а затем после паузы продолжил.

– Буддизм с его отказом от страстей и от активной жизненной позиции, мы тоже принять не можем. Ну, а остальные мировые учения  – иудаизм, христианство, ислам на наш взгляд слишком упрощенно трактуют мировое устройство. Да и Бог в этих учениях слишком очеловечен.

– Понятно, понятно, – покачал головой Эдуард, – мне такая позиция близка. В Бога вы верите, но догматов религий не принимаете. Альберт, – а вы что на это скажете? Может быть, вы иудаизм исповедуете? Или вы, как ученый, являетесь атеистом? – обратился он к Майтнеру.

– Нет, нет! – поднял, как бы защищаясь, ладони кверху ученый. – В этом вопросе я полностью солидарен с моими друзьями. В существование высшего разума – Творца я верю, а в религиозные попытки навязать свое понятие Божественного – нет. Хочу отметить по поводу атеизма людей от науки, что многие великие умы довольно определенно говорят о проявлениях сверхъестественного. Вот, например, Нильс Бор. У него на дверях загородного дома была прибита подкова, так сказать, на удачу. Когда его спросили: – неужели вы верите в эту чепуху? Он ответил: – Неважно, верю я в это или нет – главное это работает! А в спорах о квантовой механике, в частности о “Принципе неопределенности Гейзенберга”, если вы не в курсе, то это принцип, устанавливающий невозможность точного одновременного определения состояния элементарной частицы, например ее координат в пространстве в какой-то определенный момент времени, т.е. по сути дела, квант или, предположим, электрон одновременно может находиться где угодно. Так вот в этих спорах с моим тезкой Эйнштейном, который не был согласен со многими положениями квантовой механики, на его утверждение, что “Бог не играет в кости”, Нильс Бор ответил ему: – “Эйнштейн, перестань указывать Богу, что Он должен делать со своими костями!”. Здесь интересно то, что и Эйнштейн и Бор и кстати,  многие другие ученые, апеллируют к Богу, тем самым признавая его существование. Что касается иудаизма, то Ветхий завет с его трактовкой сотворения мира мне кажется действительно, в прямом смысле этого слова, ветхим. Конечно, многие богословы в наше время, пытаются интерпретировать Бытие – главу Библии, описывающую труды Господа Бога по созданию нашего мира, и изгнание Адама и Евы из рая, якобы иносказательно, с позиций современной  науки, но это уже несерьезно. Достаточно вспомнить, как свирепствовала инквизиция, уничтожая сомневающихся в истинах, изложенных в Торе*. Но вот история становления еврейского народа и законы, изложенные в
* Торой называют Пятикнижие Моисеево, или Книги Моисеевы, включенные в Ветхий завет.
Ветхом завете, заслуживают самого пристального внимания. Мне кажется, что мой народ,несмотря на всю его гениальность, так и не усвоил смысл основных законов Моисея. Я не знаю почему, в силу каких причин, огромное число моих соплеменников так и остались на позициях вульгарного материализма и, к сожалению, во власти золотого тельца. И в этом я вижу причину трагедии евреев, вынужденных тысячелетиями скитаться  по свету. Лично для меня, ставить во главу угла и жизненной целью деньги и власть над другими людьми кажутся просто жалкими и мелкими перед бесконечными просторами сознания и беспредельностью мысли…
 
Откровения ученого бесцеремонно прервала джазовая мелодия “Когда святые маршируют”. Труба и голос Луи Армстронга звучали, казалось, прямо в голове, и образы Моханы, Нарояна и Майтнера, начали затуманиваться и таять. Через мгновение под натиском бравурных звуков прелестная атмосфера рождественского обеда улетучилась без следа, и Локаев проснулся.

Марш святых все еще звучал из магнитофона-будильника, который Эдуард в ночь перед рождеством установил на восемь утра.

– Так вот что его ждет сегодня! – Локаев сладко потянулся и бодро вскочил с постели. Он уже привык доверять своим снам-видениям и не сомневался, что все увиденное во сне повторится в яви.

Продолжение:
http://www.proza.ru/2015/09/29/253


Рецензии
ставить во главу угла и жизненной целью деньги и власть над другими людьми кажутся просто жалкими и мелкими перед бесконечными просторами сознания и беспредельностью мысли…*

Воистину так! С плюсом и добрыми пожеланиями.

Юлия Иоаннова   08.09.2015 13:38     Заявить о нарушении
Уважаемый Вадим!
Все-то Вы знаете:и утонченные изыски кулинарии,
и средства массового уничтожения, и вопросы ре-
лигии, и...,и...
Очень понравились высказывания Бора Нильса. Надо
запомнить.
Мне нравится Ваша проза. Спасибо.

С уважением!

Фаина Нестерова   10.09.2015 20:57   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Фаина! Приятно получить от Вас такой отзыв!

Вадим Данилевский   12.09.2015 10:47   Заявить о нарушении