Единство бытия в его духовном многообразии

       Между спекулятивным атеизмом и идиотичным антропоморфизмом
       должны существовать философская середина и соглашение.
           Е. П. Б. «Тайная доктрина» Т. II [3, с. 645]


Многие научные, философские, религиозные и оккультные учения объясняют причинность бытия в неком едином начале – Абсолюте. Мыслители, начиная от философов древности (Платон, Аристотель), заканчивая Гегелем и Шеллингом, так или иначе объясняли бытие через единое духовное начало. Согласно философской энциклопедии Абсолют есть «самодостаточная, вечная, актуально бесконечная духовная реальность, в которой как в своей основе коренится бытие всего сущего» [7, с. 11].

Это наиболее ярко выражено в монотеистических религиях в идее единого Бога, как правило, обладающего антропоморфическими (личностными) чертами. Это обстоятельство находит критику, как со стороны атеистов, так и со стороны теософии (см. второй том «Разоблаченной Изиды» Е. П. Б.). Но задача этой статьи состоит не в критике какой-либо картины мира, ведь, абсолютная Истина не доступна ни одному из отделов человеческого Знания, будь то наука, искусство, религия и т. д., каждая из них ограничена самим способом своего познавания и собственно нарисованной ими картиной мира. С другой, стороны без различных способов субъективного отражения человеком объективной реальности, как материальной, так и духовной, не смог бы состояться человек, таким, какой он есть сейчас.

Именно в мире духа древний человек искал объяснения тем явлениям, которые выходили за рамки доступного ему эмпирического опыта и познавания. Мир древнего человека был одухотворен или, вернее сказать, проявлен в материи. С постижения первопричин явлений, которые окружали древнего человека, началось его познавание. Оно было обращено к непроявленному, духовному миру, в котором древний человек искал первопричину всего. Иррациональное в корне своем. Даже с приходом философии и логики (Аристотель, IV в. до н. э.), которые в наше время являются орудиями научного познания, метафизическое объяснение первопричин бытия было единственным из возможных.

Но я отвлекся. Это отступление было необходимо, дабы была ясна моя позиция по вопросу происхождения человеческого знания. Теперь же вернемся к Абсолюту, с которого начали.

В теософии единым духовым началом является Универсальный Принцип, то есть, по сути, тот самый Абсолют, с которого мы начали. Елена Петровна Блаватская в «Тайной Доктрине» говорит следующее: «Абсолют не может быть определен, ни один смертный, или бессмертный никогда не постигал его на протяжении периодов Существования. Изменяемое не может знать Неизменяемое, так же как не может то, что живет, постичь Абсолютную жизнь» [3, с. 43]. То есть Абсолют или Универсальный Принцип, в виду заключенности духа в материю, непостигаемы. «Человек, будучи не в состоянии оформить ни одного представления иначе, как в терминах эмпирических феноменов, лишен возможности, в силу самого строения своего существа, приподнять покров, окутывающий величие Абсолюта. Лишь освобожденный Дух может слабо постичь природу источника, откуда он произошел и куда он должен, в конце концов, вернуться» [2, с. 110].

Но завеса, скрывающая непостижимый Абсолют, может быть приподнята, если мы обратимся к доступным нашему взору его проявлениям в видимом мире. И этих проявлений немало – весь видимый и мыслимый мир! Для этого нам как раз и потребуются различные средства познавания, о которых мы говорили выше: наука, искусство, религия и т. д. Только так через многие средства мы можем постигнуть все многообразие проявленного единства Абсолюта. И древний человек это знал. Именно поэтому в Древнем мире, вплоть до появления философии не существовало разделения на различные виды познавания. Эмпирический опыт был неотделим от религиозного и духовного опыта взаимодействия человека с окружающим его одухотворенным миром. По сути это и есть тот самый синтез, к которому стремиться теософия. Возвращение к истокам.

Политеизм, или так называемое язычество, и пантеизм и были тем единственным источником познания Истины бытия древнего человека. Разумеется, у древних народов единственным способом познания реальности было отражения явлений действительности (как духовной, так и материальной) было возможно через различные аспекты божеств, составляющих пантеон каждого из этих народов древности. Каждый из таких пантеонов есть суть относительно истинны, но никак не более и не менее чем идея единого антропоморфического божества христиан. В любом случае это различные способы духовного познания и отражения действительности, каждый из которых обладает осколками Истины (по моему мнению, в той или иной степени). Лично мне ближе древние естественные политеистические доктрины, чем современные монотеистические и атеистические воззрения. Но с другой стороны, хочу отметить, что ни одна из как древних, так и современных религиозных и научных доктрин не может претендовать ни на абсолютность, ни на непогрешимость.

Вернемся к Универсальному принципу – Абсолюту. «Чистый Эзотеризм не говорит ни о каком личном Боге; <…>. Но в действительности Оккультная Философия в целом обоснована абсолютно на вездесущем присутствии Бога, Абсолютного Божества; и если не приводятся размышления о НЕМ Самом, так как он слишком священный и притом непостижим, как Единица, для конечного ума, то все же вся Философия базируется на Его Божественных Силах, как Источнике всего, что дышит и живет, и имеет существование. В каждой древней Религии ЕДИНЫЙ представлялся во множестве. В Египте и Индии, в Халдее и Финикии, и, наконец, в Греции идеи о Божестве выражались кратными числами от: три, пять и семь; и также восемью, девятью и двенадцатью великими Богами, которые символизировали силы и свойства Одного и Единственного Божества. Это связывалось с тем бесконечным подразделением нерегулярными и нечетными числами, которому метафизика этих народов подвергала свое ЕДИНОЕ БОЖЕСТВО. Составленный таким образом круг Богов обладал всеми качествами и атрибутами ЕДИНОГО ВЕРХОВНОГО И НЕПОЗНАВАЕМОГО; ибо в этом собрании божественных Личностей или, вернее, олицетворенных Символов, обитает ЕДИНЫЙ БОГ, БОГ ОДИН <…>» [4, с. 602]. Рассмотрим это более детально на конкретном примере.

Для меня это будет проще всего сделать на примере Древнеегипетской культуры (далее просто «египетской», ибо современнее население территории Древнего Египта не имеют к нему ни исторически, ни культурно никакого отношения). Согласно весьма любопытной символисткой интерпретации (теософской по сути своей, хотя автор ее не теософ, а ученый-египтолог, которая приняла эзотерическую религию египтян) Розмари Кларк «египетской взгляд на жизнь создает возвышенную картину человеческого бытия, оно не отделено от природы или духа, а принимает участие в обоих царствах, выступая в роли сотворца и передатчика божественных принципов. <…> Египетские религиозные сочинения последовательно пантеистичны, и в них часто встречается упоминания о нетеру – духовных сущностях, от которых происходит жизнь. Этот термин традиционно переводился как «боги», причем нетер, обозначало индивидуальное божество места или действия.

<…> Нетеру представляют священную символику этой системы [Священной Науки*], объединяя принципы и функции в составных фигурах, каждая из которых выражает особый аспект действия и опыта, а так же идею.

<…> Для египтян нетеру пронизывали человеческую жизнь и природу, поэтому, применительно к нашему опыту восприятия, они являются «священными», или «божественными», измерениями людей, мест и вещей. Святость нетеру не отделяет их от нас, связывает все вещи воедино. Таким образом, нетер является не источником силы или власти, а ее выражением.
Принцип нетер также отделяет обладающую сознанием живую материю от неживой. <…> нетеру возникли из первичной субстанции, называемой паут. <…>

За пределами физического мира нетеру существуют в идеальном состоянии  вневременного совершенства, без формы и движущей силы. Но, несмотря на бестелесное бытие в божественных сферах, они требуют выражения своей энергетической природы через человеческую жизнь и ее предприятия» [6, с. 31-33]. Более подробную информацию о божественной эволюции в представлениях египтян можно почерпнуть в книге Розмари Кларк «Священные традиции Древнего Египта», из которой была взята эта цитата.

Это объемное цитирование было необходимо, дабы читатель смог самостоятельно провести аналогии с материалом рассмотренным выше.

Позволю себе несколько комментариев к этой цитате, хотя, на мой взгляд, и так все аналогии очевидны. В-первых, Р. Кларк расширяет традиционно применимое к древним религиям понятие «божеств», заменяя их проявленными божественными принципами нетеру – которые доступны для человеческого познания, так как имеют проявленную часть в материальном мире. Во-вторых, она отмечает, что все нетеру исходят из одного источника – паут, который, по сути, есть тот самый Абсолют, о котором мы говорим. В «Теософском словаре» Е. П. Б. мы читаем: «Принципы. Элементы или первичные сущности, основные дифференциации, на которых и из которых построено все. Мы применяем это термин для обозначения семи отдельных и основополагающих аспектов Единой Всеобщей Реальности в Космосе и человеке. <…>» [5, с. 327]. Здесь мы ясно видим непостижимое единое начало, доступное для познавания через многоаспектность своего проявления. И, в-третьих, как в теософских воззрениях о проявленности бытия, так и в интерпретации Р. Кларк, мы видим, что неизменная божественная сущность, находит свое выражение через изменяемые формы проявленного бытия: природы и жизни человеческого существа. Именно таким образом мы приходим теософскому тезису об одухотворенности всего вокруг, а не только человека.

Далее. В духе подобных символистских интерпретаций можно также истолковать еще несколько сугубо египетских идей. В этом отношении наиболее интересен атонизм – культ солнечного божества Атона, провозглашенный фараоном XVIII династии Эхнатоном (XIV в. до н. э.) [1]. Это был первый чисто монотеистический религиозный опыт человечества в рамках организованной религии. За более детальной информацией интересующийся читатель может обратиться к историко-культурологической литературе об этом периоде египетской истории, а мне лишь хотелось бы остановиться на нескольких важных для рассматриваемого нами предмета моментах. За время правления Эхнатона Атон превратился в единое и единственное верховное божество Египта. Хотя, в последние годы правления Эхнатона культы остальных божеств и были запрещены, на мой взгляд, это было сделано только лишь для усиления влияния культа Атона и власти самого царя. Поскольку этот монотеистический культ возник в рассмотренной нами выше духовной среде, мы можем сделать выводы, что, во-первых, Эхнатон этим культом попытался дать духовное выражение первичной субстанции, из которой эманируют все нетеру, то самое непостигаемое начало, Универсальный Принцип – Абсолют – паут. Во-вторых, мы видим, что в этом неудавшемся духовно-религиозном порыве фараона реформатора (в последствие этот культ был упразднен), он не только раскрыл сокровенное знание, хранимое жрецами в разрозненном виде в каждом из культов нетеру, но и опередил религиозно-философскую мысль на полтора тысячелетия. Тем самым, на мой взгляд, были заложен фундамент для возникновения христианства и его по выражению Ф. Ф. Зелинского «главного соперника» герметизма. Но это уже материал для другой заметки.

Здесь я лишь отмечу, что эллинистический герметизм (III-II век до н. э. – III в. н. э.), являясь синкретическим мистико-философским учением Средиземноморья в целом выражал ту же идею непостижимого универсального начала, что и атонизм и единоличность начала, что и христианство, но, тем не менее, в отличие от обоих признавал любые духовные учении и религиозные культы. Эллинистический герметизм никогда не претендовал на духовную монополию Истины, как это делают современные антропоморфические монотеистические религии и культы.

«Как внизу, так и наверху» – любимая герметическая аксиома всех эзотериков и алхимиков всех веков, каждый из которых интерпретировал ее собственным причудливым образом. Я поступлю так же. «Наверху» –  непостижимое единство – Абсолют, Универсальный Принцип, «внизу» же те самые осколки Истины, которыми владеют философия, наука, искусство и разнообразные религиозные учения и культы. И никто из них в виду этого обстоятельства не может претендовать на свою исключительность и абсолютность (а уж тем более на непогрешимость!). Все вместе в своем теософском синтезе они способны приблизить человеческое Знание к завесе, скрывающей Истину и может быть даже приподнять ее, но никак не открыть ее. Ибо непостижимое единство – Абсолют, который там «наверху»,  доступен нам во всем своем многообразии Знания здесь «внизу».

Хочу закончить словами Елены Петровны Блаватской: «Все, что имеет бытие, исходит от АБСОЛЮТА, который, в силу одного этого определения, стоит, как Одна и Единая Реальность – следовательно все, чуждое этому Абсолюту, зарождающему и причинному Элементу, несомненно, должно быть Иллюзией» [2, с. 386].

            НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ

4-7.09.2015
_______________________________

* Священная Наука согласно Розмари Кларк «комплекс учений и практик, целью которых было сохранение и укрепление природной связи между нетеру и физической жизнью. Эта цель формируется в постулате о естественном, первичном единстве между двумя царствами бытия, осознание которого препятствует лишь привязанность к материальному миру. В этой системе человеческая и божественная жизнь предстают в нерасторжимой энергетической динамике, проявляющийся во всех аспектах мира явлений. Высшей моделью является природа, и каждое понятие в системе связанно с природным элементом, выражающим духовную реальности самым конкретным и очевидным  способом» [6, с. 34].

ЛИТЕРАТУРА
1. Атонизм [Электронный ресурс] / «Википедия» свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Атонизм (дата обращения: 6.09.2015)
2. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: В 3 т. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, Т. I – 2011. – 880 с.
3. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: В 3 т. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, Т. II – 2011. – 944 с.
4. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: В 3 т. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, Т. III – 2011. – 752 с.
5. Блаватская Е. П. Теософский словарь. Изд. 3-е исправлено. – М.: Издательство «Сфера», 2009. – 576 с.
6. Кларк Р. Священные традиции Древнего Египа / Пер. с англ. К. Савельева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 202. – 448 с.
7. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. Фонд; Научно-ред. Совет: предс. В. С. Степин. – М.: Мысль, Т. I. – 2010. – 744 с.

_______________________________

В качестве иллюстрации использована картина Франсуа Шлессера «Осколки».


Рецензии