Весна судьбы

Один мой знакомый (единственный, кто мне очень хорошо знаком), Всерьез Пишущий Человек (Всепичел), 15 декабря 2006 года сообщал другу студенческих лет, давно и поныне профессору МГУ:

СЕГОДНЯ ЗАКОНЧИЛ ГЛАВУ 7 – САМУЮ КОРОТКУЮ, САМУЮ СЛОЖНУЮ, САМУЮ ВАЖНУЮ. СТИХОРОМАН «АДАМ КАШТАРИН» Я НАЧАЛ РОВНО 75 ДНЕЙ НАЗАД, В ДЕНЬ СВОЕГО РОЖДЕНИЯ. РАЗМЕР СТИХА – ТАКОЙ ЖЕ, КАК В «ЕВГЕНИЕ ОНЕГИНЕ», – ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ. НО В ОНЕГИНСКОЙ СТРОФЕ 14 СТРОК, В КАШТАРИНСКОЙ – 12. А ГЛАВНОЕ, СТРУКТУРА СТРОФ – ВЕСЬМА ОТЛИЧНАЯ ДРУГ ОТ ДРУГА. АВТОРСКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ. ВСЕГО В «ОНЕГИНЕ» ПРИМЕРНО 5300 СТИХОВ. ПУШКИН ИХ ПИСАЛ 8 ЛЕТ. В «ЮНОСТИ» – ЧАСТИ I «КАШТАРИНА» – 155 СТРОФ (ВМЕСТЕ С ПРОЛОГОМ). ЭТО – 1860 СТРОК-СТИХОВ. ПРИ ТАКИХ ТЕМПАХ «КАШТАРИН» СРАВНЯЕТСЯ ПО ОБЪЕМУ С «ОНЕГИНЫМ» ВСЕГО ЗА ДВЕ ТРЕТИ ОДНОГО ГОДА. 8 ЛЕТ – АЛЕКСАНДР ПУШКИН. 8 МЕСЯЦЕВ – ТВОЙ ВСЕПИЧЕЛ. ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО ПОСЛЕДНИЙ НЕПЛОХО ПАШЕТ. СЕЙЧАС ВИЖУ И СЛЕДУЮЩИЕ ЧАСТИ «КАШТАРИНА»: II – «СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ», III – «ВЕРШИНА», IV – «ВТОРОЙ БРАК».

После бахвальства перед давним однокурсником «пахарь» сразу принялся за вторую часть стихоромана, которую решил создавать такой же строфой, но не ямбовой, а хорейной. Написав пару строф, затормозил, а потом и заморозил дело.

Почему же не последовало продолжения? Почему за прошедшие без малого 9 лет не возникало никакого желания возобновить работу над стихороманом? Почему до сей поры Всепичел даже не ставил перед собой эти вопросы? Он нашел ответы, но сперва вот какие пояснения.

Всерьез – это принцип работы. Отношение к своему, извините за прямоту, призванию. К делу, для которого родился, рос, учился, искал, обретал, терял, любил, страдал, растил своих детей, выводил их в жизнь, преодолевал, приносил жертвы. В каком бы жанре ни работает Всерьез Пишущий Человек, над каким бы произведением ни трудится – пусть всего лишь над четверостишием, или небольшой миниатюрой, или поэмой, или романом, – он выкладывается на пределе. По-другому – и не хочет, и не может. Ибо он – Всепичел по рождению.

Ответ на два первых вопроса, прозвучавших выше, в общем-то, один: любой Всерьёз Пишущий Человек нуждается в понимании и постоянной моральной поддержке хотя бы одной живой души. Ее-то и не было. Вернее, за два года до начала работы над «Юностью» в жизни нашего Всепичела вдруг появилась она, родная душа. Он называл ее Жежизер. Француженка? Нет, славянка. Женщина Живое Зеркало. Всего лишь полгода длилось их счастье. Потом... Потом Всепичел так глубоко и отрешенно от всех переживал неудачу своего обращения в Массолит, что Жежизер поняла: "Для него писательство – превыше всего". И вернулась в свою прежнюю жизнь. Тут, конечно, не без эгоизма. Но ведь как бы там ни говорили, любой индивидуум самому себе, любимому, дороже всех на свете. Недаром же гласит народная мудрость, пусть и не изящным слогом, пусть и просторечным, но метким: "Своя шкура ближе к телу"...
И связь между ними оборвалась. Связь на расстоянии в несколько тысяч километров, которых в недолгом упоении как бы и не было благодаря электронной почте...

И вновь наш Всепичел в полном – душевном – одиночестве. Как и всю предыдущую жизнь до возникновения в его сердце Женщины Живое Зеркало. Лишь спустя лет пять после обрыва переписки наш Всепичел осознал: в тревоге за свою свободу, в самом деле необходимую для творчества, которым одержим, он в первое время даже чувствовал внутреннее облегчение оттого, что реальной встречи не будет; а Жежизер, оказывается, была ему Даром Небес; быть может, последней на его веку Милостью Предвечного. В смысле, предпоследней. Потому как последняя – у всех одна и та же: освобождение от тягот бренной жизни.

Как бы там ни было, имеем то, что имеем: запала нашего Всепичела хватило лишь на «Юность Каштарина». Произведение, в общем-то, вполне самостоятельное. Которое здесь – с любезного разрешения автора! – представляется под названием «Весна судьбы».

Что же касается третьего вопроса... Да потому, что не хотел мириться со своим одиночеством. Боролся с ним, загружая себя работой, без выходных и праздников. И ждал... В загрузках и ожиданиях, кроме других сочинений, появился и роман «СерьЁзные люди». И понял наш Всепичел: душевное одиночество – его судьба. Вершить которую он должен стойко, упорно, достойно и долго...
Названный роман тоже будет представлен здесь, когда дойдет до него очередь.
                =====================================================

Из 2-й страницы книги «Весна судьбы»:
В юности сердце человека бьется упоенно. Он пребывает во власти и чувств, и честолюбивых устремлений. Тело его и силы свежи. Он верит, что может своротить горы. Укажите ему точку опоры – он может перевернуть и мир. Увы (или к счастью), никто этой точки не знает. Найти самого себя – предел возможного…
                * * *

                Прозаический диалог (вместо предисловия)

– Ознакомьтесь с азами теории.
– Ознакомился.
– Почитайте сочинителей, к которым лежит душа.
– Почитал.
– И к кому она лежит?
– Больше всего к Вам.
– Тогда прошу ко мне всерьез...
– И надолго. Совершенно Ваш.
– Следует проникнуться конструкцией строфы, которую называют онегинской.
– Уже! Проникнулся!
– Хороша, не правда ли?
– Великолепна!
– А Вам подходит?
– Нет.
– Понимаю. Не хотите, чтобы и встречный, и поперечный тыкал в Вас пальцем: «Эпигон!»
– Да. Но не только. И объективно: великовата она, Ваша, онегинская.
– Придумайте свою – покороче и другого строения.
– Уже! Придумал!
– Ну что ж... Осталось всего-то ничего: написать!
– Да уж...
– Роман в стихах!
– Не извольте беспокоиться. Вернее, извольте считать, что и мы не лыком шиты.
– Ни пуха ни пера!
– К черту!
                * * *

                Из Пролога

Адам Каштарин – мой приятель.
Я холост, он давно женат,
хоть и моложе на два года.
Мне двадцать пять, я строф ваятель –
тем занят в основном мой штат.
А он – искал на бабе брода.
Нашел ли? – то в деталях ниже.
Но в общем виде можно здесь:
в исканьях тех, знать, что-то есть,
коль на Чукотке и в Париже,
Москве, Нью-Йорке, Праге, Лиме
наш брат живет и дышит ими...

Да что Париж! – Француз, вестимо,
в том деле издавна мастак:
он даже бреется не утром,
а в ночь, что, значит, для любимой.
И постсовок – тож не простак,
тем паче в паре с Голливудом.
Да и туземный телевижен
в борьбе за половой прогресс
(салют, раскрепощенный секс!)
столь разухабисто подвижен,
что тайн ни-ни и в глухомани,
ну, даже для малютки Мани...
                * * *

                Глава 1

                1

Ребенок каждый уникален,
достоин ласки, добрых слов
(хотя б за ангелов в глазёнках),
быть может, даже гениален,
пока младенческий покров
не сменится вульгарной пленкой.
Но знает Клио то явленье:
в простой что ни на есть семье
растет дитя – не буриме,
а нормам заданным в гоненье.
От мира и себя в секрете
такие не взрослеют дети.


                2

Адам – я истинно вещаю, –
и есть феномен сей точь-в-точь.
То ведомо лишь мне – и только...
Ни сном ни духом – жаль! – не знаю,
дана ль Адаму воля смочь
раскрыть свой гений с чувством, толком...
Иль мерзкая рутина быта
небес поглотит все дары...
И будет коротать он дни
в тени разбитого корыта...
А данная ему роль свыше
найдет приют под хваткой крышей...
                * * *

                Глава 7

                15

Когда тобою правит демон
любви, надежды, веры, грез,
когда ты полон сил и жизни,
когда в искусстве (волей Неба)
к своей душе ты ищешь мост –
себе во благо и Отчизне, –
тогда одно есть только средство,
чтоб много и легко писать:
из сердца демона изгнать! –
Трудись! Продай! Купи! Не бедствуй!
Привет, коммерческое сердце!..
Иль жить с тобою – хуже смерти?..


                16

Знать мир, людей и их заботы
не по настенному ковру...
И сам подобием портрета
висишь, когда летать охота...
Здесь явно ты не ко двору!
Не уходить ли с факультета?
Спросил совета у Куреллы
(стыдясь до корешков волос).
Тот сверху вниз (огромный рост):
«...Писать о деле, зная дело, –
науку, скажем. – Важно это!..»
Не уходить ли с факультета?..

                ===================================================

Можно скачать «Весну судьбы» (А-5, с.80, pdf, иллюстрации), получив ссылку у автора по адресу: avaz-nurzef@litnet.ru
Условия – те же, что были обозначены в конце публикации; «Все мы родом из той Великой Войны» - http://www.proza.ru/2015/09/05/1186


Рецензии