Повелительница Огня

(Сказка народа селькупы)

Давным-давно все селькупы жили в лагере в четырёх чумах.
Однажды мужчины ушли в лес на охоту, и в чумах остались только женщины и дети. Они оставались там три дня, а на третий вечер одна женщина вышла из чума и нарубила веток, чтобы разжечь огонь и приготовить еду. Она принесла ветки в чум, бросила в очаг, разожгла огонь и села рядом, держа маленького сына на груди. Огонь весело трещал, мать согревала им сына и радовалась. Внезапно из очага вылетела искра, упала ребенку на грудь и обожгла его. Мальчик расплакался, мать вскочила на ноги и начала ругать огонь.
«Что ты делаешь, огонь! – закричала она. – Я кормлю тебя поленьями, а ты обжигаешь моего сына! Не будет тебе больше поленьев! Я изрублю тебя топором, вылью на тебя воду и затушу тебя».
Она положила ребенка в колыбель и, взяв топор, изрубила всё пламя, а затем, взяв кувшин с водой, залила огонь.
«Попробуй-ка теперь обжечь моего сына, огонь! – сказала она. – Я навсегда затушила тебя, ни искры не осталось!»
Огонь больше не горел, в палатке было темно и так холодно, что ребенок начал плакать ещё громче.
Мать испугалась того, что сделала, и попыталась снова разжечь огонь. Она старалась изо всех сил, дула-дула, но всё было тщетно.
Ребёнок продолжал плакать, и мать, решив взять огня у соседей, побежала к их чуму. Но едва она откинула входной полог, очаг погас. Женщины попытались вновь разжечь его, но не осталось ни искры, и они ничего не смогли сделать. Мать побежала в чум других соседей, но там произошло то же самое: едва она откинула полог, огонь в очаге погас. Не входя в чум, мать закрыла полог и побежала к третьему чуму. Она приоткрыла полог лишь чуть-чуть, но огонь в очаге сразу погас, как и в первых двух чумах. Она поспешила домой, но по дороге увидела свет, который пробивался из чума её бабушки, которая стояла в некотором отдалении от остальных. Она побежала туда и откинула полог, но едва вошла внутрь, огонь начал шипеть, дымить и погас.
«Что это? Что это такое? – закричала бабушка с упрёком. – Стоит тебе только войти, и огонь погасает! Почему так происходит? Ты обидела Повелительницу Огня, вот что ты сделала, глупая лягушка!»
Внучка начала плакать. В лагере больше не было огня, никто не мог его разжечь, в чумах было темно и холодно.
«Пойдем в твой чум, лягушка. Я хочу посмотреть, что ты сделала», - сказала бабушка.
Они пошли туда вместе: в чуме теперь было ещё холоднее, и ребенок плакал ещё громче.
Бабушка взяла два куска дерева и потёрла их друг о друга в попытке добыть огонь, но, как ни старалась, у неё ничего не вышло. Она опустилась на колени и внимательно посмотрела в очаг, но там было очень темно, и вначале она ничего не смогла разглядеть. Затем она постепенно различила смутные очертания женщины, которая словно скрючилась там. Внезапно морщинистая кожа женщины стала розовой и яркой, и от неё стало исходить свечение, как от огня.
Женщина сказала:
«Не пытайся разжечь огонь, у тебя ничего не получится. Твоя внучка сильно обидела меня, я не могу её простить».
«Что же она сделала?» - спросила бабушка.
«Она ударила меня топором по голове и плеснула водой в лицо. Это было очень плохо и глупо с её стороны; я не знаю, почему она это сделала».
Бабушка очень рассердилась.
«Так и знала, что молодая лягушка что-то натворила! – сказала она. – Пожалуйста, не сердись, Повелительница Огня, и дай нам пламени!»
Повелительница Огня молчала, но бабушка продолжала умолять её, умоляла долго, и наконец та сказала:
«Я дам тебе огня только тогда, когда эта женщина – твоя внучка – отдаст мне своего сына. Я выжму огонь из его сердца. Зная об этом, она будет ценить огонь и никогда больше не обойдётся с ним так бездумно».
При этих словах глаза внучки наполнились слезами. Она плакала, плакала и не могла остановиться.
Бабушка сказала:
«Из-за тебя все семь племён остались без огня. Как они будут жить? Ты должна отдать сына, внучка!»
Делать было нечего, и внучка отдала сына Повелительнице Огня.
«Знайте же, селькупы, мужчины и женщины, что вы больше никогда не коснётесь огня ничем железным! – сказала Повелительница Огня. – Вы сможете это сделать, только если будет сильная необходимость, но и в этом случае вы должны будете прежде спросить моего разрешения. Слушайте и запоминайте мои слова!»
Она коснулась пальцами поленьев, и они занялись огнём. Языки пламени поднялись и превратились в огненный вихрь, который умчался в небо. Повелительница Огня вылетела из чума и исчезла вместе с мальчиком. Его никогда больше не видели.
«Люди сложат легенду о том, как ты разожгла огонь, пожертвовав сердцем своего сына, - сказала бабушка, – и она будет переходить из уст в уста».

(13.02.2013)


Рецензии