Зинаида Григорьевна

     «Пройди по тихим школьным этажам. Здесь прожито и понято немало…» Когда слышу волнующий текст этой песни, нестерпимо хочется бросить все дела и побродить по притихшим коридорам родной школы, в очередной раз удивляясь, что когда-то, полвека назад, пришёл сюда белобрысым стригунком с букетом георгинов для первой учительницы – Зинаиды Григорьевны Швыдкой. Было ли это на самом деле или только промчалось в туманной череде отдалённых воспоминаний? Существовал ли тот 1«Г» класс дубнинской школы № 8, куда за ручку привела меня мама в 1965 году? Или…

                ПАМЯТЬ

     Запахи масляной краски и осенних цветов, газетные листы на свежевыкрашенном полу, удобные парты с откидными сидениями, взаимозаменяемые чёрные доски для записей мелом, шелестящие на ветру жёлтые ясени за окном… Именно эти картинки  всплывают из закоулков воспоминаний о первом дне в корпусе для начальных классов. И, конечно же, она – взволнованная не меньше первоклашек учительница, одетая в деловое коричневое платье…
     Зинаида Григорьевна была весьма небольшого роста. Как бы сейчас сказали – миниатюрная женщина. Однако, несмотря на кажущуюся хрупкость, обладала волевым характером, была в меру строга, но справедлива. Зато и чуткости, заботы, внимания, любви к своим ученикам ей было не занимать. Вот уж кто действительно полностью отдавал весь свой преподавательский потенциал любимому делу! И только с годами, обретя некий житейский опыт, начинаешь понимать, что термин «высокий профессионализм» наиболее приемлем для творческой натуры Зинаиды Григорьевны.
     За четыре года, что нам довелось провести вместе, Швыдкая стала для многих из нас чуть ли не второй мамой. Вместе со своими подопечными она принимала участие в городских олимпиадах, спартакиадах, КВНах, различных конкурсах и концертных выступлениях. За это время наш класс неоднократно побывал в столице, посещая музеи, выставки, спектакли, цирковые представления и рождественские ёлки. Очень много добрых слов можно сказать в адрес первой учительницы, но мне почему-то наиболее отчётливо запомнились два эпизода, связанные с этим неординарным человеком…

                СОЛНЕЧНЫЕ  ЧАСЫ   

     Зинаида Григорьевна никогда не скрывала своей безграничной любви к окружающей природе. Поэтому уроки труда и природоведения нередко превращались для нас в увлекательные и познавательные прогулки в ближайшие лесопарковые зоны. Именно здесь научились мы распознавать различные виды местной флоры и птичьи голоса,  поняли, как по веткам и стволам деревьев разбираться в сторонах света, как по движению солнца на небе ориентироваться в незнакомой местности. А заодно собирали в лесу подручный материал для занимательных поделок: шишки, жёлуди, орехи, листья, прутики, кору, бересту, хвою, соломинки и т.п.
     Помню, как учительница назидательно поучала нас: «Умейте не только любить пернатых друзей, но и правильно строить домики для них. Например, в скворечниках отверстия для влёта и вылета птичек следует делать небольшого диаметра и на определённой высоте от днища. Это необходимо для того, чтобы более крупные птицы-хищники не проникли сюда, а кошки не смогли достать лапой до пола скворечника, где обычно сидят в гнёздышках маленькие и беззащитные птенцы. Но самое главное заключается в том, чтобы вход в птичий домик был ориентирован строго на юг и находился на достаточной высоте от земли. Если все эти условия не будут выполнены, то весной птицы вряд ли поселятся в таких «неправильных» скворечниках…» Много и других полезных советов получили мы в те годы от любимого педагога, но в особый восторг меня привели так называемые солнечные часы, о которых поведала однажды Зинаида Григорьевна.
     Выйдя как-то раз на лесную поляну, она подняла из-под ног небольшую палку и начертила ею на земле аккуратную окружность. Затем достала из сумочки компас и, обведя нас заговорщицким взглядом, произнесла: «Пользоваться компасом я вас, ребята, уже научила. Итак, посмотрим на стрелку. Синяя половинка показывает строго на север. Положим компас в центр очерченного круга и в направлении севера проведём прямую линию. До пересечения с окружностью. Здесь и поставим метку с числом «12». Теперь остаётся провести такие же линии в направлении других сторон света. Слева у нас будет запад. На пересечении с окружностью ставим метку и цифру «9». Справа, на востоке, рисуем метку с цифрой «3». Остаётся только юг, куда показывает красная половинка стрелки. Тут на пересечении с окружностью начертим новую метку и поставим цифру «6». Теперь поделим образовавшиеся четыре дольки на равные части. И, как на циферблате часов, нанесём новые отметинки с цифрами и числами: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11. Получилось вот такое подобие наземных часов. А теперь – самое главное. В центр нарисованного круга-циферблата строго вертикально вставляем в землю прямой прутик. Вот так. И смотрим на тень от этого прутика. Видите? Куда показывает эта тень? Она пересекается с окружностью между числами «10» и «11». Значит, если представить, что тень – это маленькая стрелка часов, то нетрудно вычислить значение реального времени. Приблизительно это половина одиннадцатого. Так?..»
     Учительница взглянула на свои наручные часы и заулыбалась: «Очень близко к истине!  Сейчас десять двадцать пять по московскому времени. Наши солнечные часы нас не подвели». В ответ мы восторженно зашмыгали носами.
   – А если у меня не будет с собой компаса? – спросил вдруг кто-то из «наших». – Как я узнаю – где север, а где юг?
     Зинаида Григорьевна не растерялась:
   – В этом случае надо определить, где всходило солнце и где оно село. Достаточно запомнить, в каком месте солнечный диск появился из-за горизонта. Значит, там – восток. Все остальные стороны света определить уже несложно. Мы это с вами проходили.
   – А если погода пасмурная и на небе вообще не видно солнца? – не унимался ученик. – Тогда как?
   – Тогда скорее всего – никак! – улыбнулась преподавательница. – Поэтому часы и называются солнечными…
     С пониманием закивав головами, мы отправились дальше. Но я надолго запомнил тот увлекательный урок природоведения, который ещё не раз пригодился мне в дальнейшей жизни…

                БОЛЬНИЧНЫЕ  ЗАДАНИЯ

     Как-то в середине декабря, когда я учился в 4-ом классе, по нашему городу прокатилась волна заболеваний гриппом. Болезнь сразила и меня. Всё началось с банальной ангины, а закончилось воспалением почек (нефритом) и госпитализацией в детское отделение больницы, что на улице Ленинградской. Из-за высокой температуры и острой боли в пояснице я нередко впадал в забытьё и приходил в себя лишь в моменты регулярных инъекций и приёма каких-то микстур. Лечащий врач вставать с кровати запретила. К тому же в отделении был объявлен карантин, и с родителями я практически не виделся, получая от них только записки. Никаких передач мне не приносили, поскольку в тот период я находился на особой больничной диете.
     Но однажды в палату вошла медсестра и, убедившись, что я нахожусь в сознании, быстро сунула под моё одеяло какой-то свёрток. «Это из школы передали, – шёпотом пояснила она. – Учительница принесла. Еле упросила меня отнести это тебе. Подарок к Новому году. Только спрячь его подальше, а то мне нагоняй будет! Во-первых, – карантин у нас. А во-вторых, рано тебе сладости есть. Подлечиться ещё надо…»
     Когда медсестра ушла, я развернул шуршащий пакет и, вожделенно вдыхая запахи конфет и фруктов, нащупал сложенную вчетверо бумажку. Это было послание от Зинаиды Григорьевны. В нём помимо новогодних поздравлений она сообщала, что очень переживает за моё здоровье и беспокоится, что я могу сильно отстать от школьной программы. Однако преподавательница тут же обнадёжила, что приложит все усилия, чтобы я из отличников не превратился во второгодника. И кратко объяснила план своих действий…
     После Нового года, когда мне стало получше и врач разрешила потихоньку передвигаться, «план» Зинаиды Григорьевны начал обретать реальные очертания. Вскоре одна из нянечек передала мне портфель, с которым я ходил в школу. В нём аккуратно лежали учебники, дневник, тетради и канцелярские принадлежности. А ещё небольшая записка от учительницы, в которой она настоятельно просила меня заняться учёбой прямо в больничной палате. Для реализации этой задачи помимо  чуткого педагога были задействованы мои родители и одноклассник Юра Каравашкин. Суть «плана» заключалась в следующем. Юрка каждый день после уроков приходил к больнице и через закрытое окно (детское отделение размещалось на первом этаже) показывал в развёрнутом виде свой дневник с текущими заданиями на дом. Я, находясь за двумя толстыми рамами, тщательно переписывал на подоконнике заданные параграфы и самостоятельно решал задачки, писал упражнения и читал хрестоматию по родному языку. Прямо в палате, иногда лёжа на койке. В конце недели выполненные в тетрадях уроки я «сдавал» через нянечек родителям, а они относили их Зинаиде Григорьевне, чтобы та «проверила» их в воскресенье и с выставленными отметками вернула обратно в больницу.
     Таким образом я довольно быстро наверстал школьную программу и «закрыл» все пробелы в образовательном процессе. В родной класс вернулся лишь в начале марта. Но учительница была счастлива, что благодаря «больничным заданиям» я не остался на второй год, да ещё был переведён в 5-ый класс с благодарностью за «хорошую успеваемость и примерное поведение». Лишь в конце мая, на переводной линейке, когда наш класс покидал корпус начальной школы, я до конца осознал, чего стоила Зинаиде Григорьевне эта «благодарность». Иначе топать бы мне обратно – в четвёртый «А», «Б» или «В». Только уже к другому преподавателю…

                *  *  *

    …К сожалению, Зинаиды Григорьевны Швыдкой давно уже нет с нами. Но светлая и добрая память о ней навсегда останется в душах и сердцах сотен её бывших учеников. Ведь она научила «желторотых стригунков и девчонок с косичками» не только читать, писать и считать, но и многим из них помогла стать достойными представителями своего поколения, своей страны, своей эпохи…


Рецензии
Стас, прочитала с большим интересом о вашей первой учительнице. На мой взгляд, очень удачно выбраны школьные эпизоды, которые вызовут неподдельный интерес и у современных детей. Сама читала с открытым ртом. Познавательная, любопытная и научно-обоснованная информация. Умной, чуткой и доброй воспринимается хрупкая Зинаида Григорьевна в вашем рассказе. В конце прослезилась... Спасибо большое за прекрасные эмоции! С уважением, Инга


Инга Ткалич   14.09.2015 19:30     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Инга! Огромное вам спасибо за ту теплоту, чуткость, эмоциональность и человеческое понимание, с которыми вы прочли мой очерк. Низкий вам поклон! Я думаю, Зинаида Григорьевна была бы счастлива ознакомиться с вашей рецензией. И, возможно, сама бы прослезилась. Однако, к сожалению, время не повернуть вспять. Но те навыки, которыми одарила нас первая учительница, навсегда останутся с нами, с нашими детьми и внуками. Светлая ей память! Побольше бы таких учителей... А вам, Инга, я ещё раз выражаю свою сердечную признательность за отклик и с нетерпением жду ваших новых работ на "Прозе. ру". Творческих вам удач! С уважением и благодарностью, Стас.

Стас Волгин   14.09.2015 20:31   Заявить о нарушении