Атаманы новой России
Атаманы новой России
В конце августа в Петербурге неизвестные сбили барельеф Мефистофеля с фасада здания-памятника начала XX века.
Пока возмущенные жители устраивали пикеты и выходили на митинги, ответственность за вандализм взяли «Казаки Петербурга». Члены этой организации получили известность после ряда скандальных акций: они разбили стекло в музее Набокова, пытались сорвать лекцию директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и нанесли оскорбительные надписи на фасад «Ткачей», пока там шла выставка Марата Гельмана Icons. Специальный корреспондент «Йода» изучил, кем были раньше «вольные люди» и как проявляли себя те, кто называется казаками, последние несколько лет.
ЧИСТО РУССКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Казачество зародилось в XV-XVII веках на территориях Русского и Польского государств. Социальная структура, которая сформировалась из военно-служивого сословия и «вольного люда», исповедовала в основном православие. В конце XIV века в центральной Евразии было несколько торговых путей-низовьев рек — Волги, Днепра, Яика и Дона. Там и образовалось несколько крупных казачьих сообществ, к которым присоединились переселенцы из соседних княжеств и земель. К концу XVI века самыми крупными группами были вольные Запорожское и Донское войска, которые позже вошли в состав Русского царства.
Войска, формировавшиеся казаками, всегда входили в вооружённые силы: и в России (Советском союзе), и в Украинской Народной Республике, и даже в Польше или Манчжоу-го в Японии. Несмотря на различия в экипировке и вооружении (например, в Японии ходили с катанами, а не шашками), казаки всегда считались чисто русским явлением. Но, зная их нрав, несложно понять, почему в XVII-XVIII веках в Российской империи, которая стремилась встроить казаков в государственную систему, периодически назревали бунты. Самые известные связаны с именами Кондратия Булавина (атамана донских казаков) и Емельяна Пугачёва (тоже донского казака и предводителя Крестьянской войны 1773-1775 годов против Екатерины Великой). Например, после подавленного восстания Булавина войско донских казаков официально лишили независимости. То же самое было и с Пугачёвым: Екатерина II боялась, что бунтаря поддержат запорожские казаки, поэтому расформировала их войско. Другие казачьи группы также были лишены автономии.
ВО ВРЕМЕНА «РАСКАЗАЧИВАНИЯ» БОЛЬШЕВИКИ ЛИШИЛИ ИХ ВСЕГО: ВОЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И ЗЕМЛИ
В XIX веке «вольный люд» представлял собой вполне автономное сословие, которое сторожило государственные границы, участвовало в войнах, а также работало в качестве личного царского конвоя. Благодаря этому казаки освобождались от налогообложения и владели землями. Но всё изменилось, когда в 1917 году началась Гражданская война. Одной из главных сил Белого движения стали именно казаки. Потом, во времена «расказачивания», большевики лишили их всего: военных и политических прав и земли. Сословие Российского государства, которое было известно многим за пределами страны, исчезло после массовых репрессий.
ФИКТИВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Указ первого президента России Бориса Ельцина в 1992 году причислил казаков к репрессированным народам и реабилитировал. С них сняли все ограничения, установленные во времена «расказачивания». Начали появляться некоммерческие организации и общественные объединения. Казацкое сообщество стало возрождаться, но единого органа управления, которому бы подчинялись все структуры, не появилось. Сейчас казачество делится на две главные группы: реестровых и нереестровых казаков. Первых представляет Министерство юстиции (контролирует реестр) и Совет по делам казачества при Президенте (является совещательным органом). Реестровые казаки несут государственную службу: например, охраняют объекты культурного наследия и церкви, общественный порядок, защищают границы государства и борются с терроризмом. Впрочем, все эти обязанности законодательно определены нечётко. У реестрового казачества есть структура: высшие войсковые общества разделены по регионам, как, например, Донское войсковое казачье общество или Центральное войско. Войсковое общество, в свою очередь, делится на окружные, те — на районные, далее — на городские и станичные. Каждое общество контролируется советом старейшин или большим казачьим округом. Генералов-атаманов, руководящих каждым уровнем, назначает президент. С 2010 года для каждого общества приняли стандарты формы, звания и удостоверения, узаконили право на ношение холодного оружия (например, шашки). Финансирование, как правило, осуществляется под определённые мероприятия, а деньги даёт местная администрация.
За последние несколько лет сложился определенный образ казаков. Вот они патрулируют улицы, вот — охраняют порядок на общественных мероприятиях или митингах, вот — участвуют в фестивалях. Впрочем, такие «игрушечные» обязанности многих казаков не устраивают, и они покидают реестр. «Лидеры настоящего казачества фактически вышли из этого официального движения — „возрождения казачества“, разочаровались в нем. Они сохранились только в общественных организациях, и то не во всех. Они просто занимаются семьей, детьми, внуков растят в соответствии с казачьими традициями — и всё. А вот в этом „нью-казачестве“, кроме слова „казачий“, ничего не остается», — рассказывал «Йоду» Алексей Зборовский, руководитель «Казачьего информационно-аналитического центра». Его слова подтверждают действия людей, которые называют себя «казаками» и даже могут входить во включенные в реестр общества, но ведут себя провокационно, а порой и вовсе незаконно. Вот лишь несколько историй.
ГАРАЖНЫЕ «ТИТУШКИ»
Осенью 2014 года неизвестные люди в чёрной форме Фонда содействия развитию и благоустройству (ФСРБ) участвовали в незаконном сносе гаражей на Дмитровском шоссе. Тогда они избили несколько местных жителей, а также члена Общественной палаты Дмитрия Чугунова. Юрий Урсу, помощник депутата Мосгордумы Андрея Клычкова, после этого написал в своём блоге, что ФСРБ связан с общественной организацией «Офицеры России» и Центральным казачьим войском. Оказалось, что сотрудники ФСРБ — провокаторы, которые нападали на агитационные точки Клычкова во время муниципальных выборов, где его политическим конкурентом был член «Единой России» Владимир Зотов, открыто поддерживающий Районное реестровое казачье общество (РКО) «Юго-Восток» во главе с атаманом Сергеем Шишкиным. Многие казаки были недовольны поведением РКО.
В «НЬЮ-КАЗАЧЕСТВЕ», КРОМЕ СЛОВА «КАЗАЧИЙ», НИЧЕГО НЕ ОСТАЕТСЯ
На «большом круге» Московского окружного казачьего общества (МОКО) РКО «Юго-Восток» из него исключили, так же, как из Центрального Казачьего Войска. «Вопрос конкретно о выведении шишкинского РКО „Юго-Восток“ из состава Московского окружного казачьего общества (МОКО), а следовательно, и из состава Центрального Казачьего Войска, возникал несколько раз, давно обсуждался, шишкинцам давно выносились порицания, — рассказал Алексей Зборовский. — Все организационные мероприятия они игнорировали, на „большие круги“ не приходили и вообще в определенный момент попытались создать собственное отдельное МОКО, нелегальность решений которого пришлось доказывать уже в суде». Как бы то ни было, в этом году РКО «Юго-Восток» снова вошло в состав Центрального Казачьего Войска — просто немного реструктуризованным.
БЕЗДУХОВНАЯ БРАНЬ
В 2012 году на территории центра современного искусства «Винзавод», в галерее Марата Гельмана, открылась выставка художницы Евгении Мальцевой «Духовная брань». На ней демонстрировались иконы, стилизованные под образы скандально известной группы Pussy Riot. Но открытие выставки обернулось драками и задержаниями: мероприятие пытались сорвать казаки и члены Евразийского союза молодёжи. 20 сентября около 50 агрессивно настроенных человек, обещавших «сжечь всё к чертям», пришли к «Винзаводу».
Охрана отказалась пускать их внутрь. Казаки и православные активисты в ответ на это заявили: «Раз мы не вошли, то никто не войдёт», — и перекрыли вход. Затем они начали задирать посетителей выставки. Некоторые казаки пришли с нагайками, и полицейским пришлось их вырывать. Атмосфера накалялась. Затем кто-то вызвал ОМОН, и нескольких человек задержали. Примечательно, что неизвестные «казаки» быстро исчезли, когда полиция предупредила об их возможном задержании.
СОЧИНСКАЯ СЕЧЬ
Накануне закрытия зимней Олимпиады в 2014 году в Сочи приехали Надежда Толоконникова и Мария Алехина. Когда девушки записывали новый клип около морского порта, на них напали неизвестные казаки: они срывали с Толоконниковой и Алёхиной балаклавы, били и стегали нагайками, распыляли в глаза перцовый газ. Муж Толоконниковой, Пётр Верзилов, находился рядом и получил химический ожог глаз первой степени, а другой участник Pussy Riot — Алексей Кнедляковский — получил травму головы. Толоконникова с Алёхиной закончили съёмку клипа с кровоподтёками и ссадинами. По словам Верзилова, за избиением наблюдала группа полицейских, но в происходящее никак не вмешивалась. Какое-то время спустя в местной полиции заявили, что зачинщика нападения поймали и привлекли к административной ответственности. Но кто именно им был, в правоохранительных органах так и не сказали.
На инцидент сразу отреагировал заместитель атамана Кубанского казачьего войска Валерий Ефремов. Он заявил, что реестровые казаки никакого отношения к избиению участниц Pussy Riot не имеют. Впрочем, журналисты местного издания опубликовали документ, согласно которому представители Черноморского окружного казачьего общества Кубанского войска якобы жаловались в сочинскую прокуратуру на Толоконникову и Алёхину. «Ранее [они] оскорбили наши религиозные чувства путём проведения панк-молебна в храме Христа Спасителя. Мы официально заявляем, что не допустим проведения ими подобных действий на территории нашего любимого города — столицы зимних Олимпийских игр», — говорилось в документе. Но его подлинность не подтвердили как в самом казачьем обществе, так и в местной прокуратуре. Американская певица Мадонна жёстко раскритиковала действия казаков и российской власти в своём инстаграме: Вы шутите? Полиция в России в самом деле бьется с Pussy Riot из-за записи музыки на улицах? Это темные века? Боже, благослови P.R. Они бесстрашны".
НАСТОЯЩИЕ ХРАНИТЕЛИ КАЗАЧЬИХ ЦЕННОСТЕЙ ПРЕДПОЧИТАЮТ ПЕРЕДАВАТЬ ИХ СВОИМ ДЕТЯМ НЕ НА МИТИНГАХ, А ДОМА
Но история с избиением рассорила и самих казаков: старшина Центрального районного казачьего общества Сочи Григорий Учкуров рассказал в соцсетях, что знает, кто напал на Pussy Riot. По его словам, это были атаман Центрального районного казачьего общества Николай Куца и командир его дружины Виталий Коськин. Затем Учкуров написал открытое письмо губернатору Краснодарского края Александру Ткачёву, в котором призвал его навести порядок в казачьих рядах и обвинил заместителя атамана Кубанского казачьего войска Ефремова во лжи: «Мало того, облеченный властью заместителя атамана ККВ, он не извинился за происшедшее, а лгал, заявляя, что это не реестровые казаки... <> казачество (дружина на постоянной основе, за небольшим исключением) из совести народной и ока народа за МВД превратилось в холуев этого самого МВД». Через несколько дней Учкурова исключили из Центрального районного казачьего общества.
КАЗАЧЬЕ ШОУ
В ноябре 2014 года в Петербурге открылась первая казачья «православная парикмахерская». Её создатель — Андрей Поляков, атаман нереестрового казачьего общества «Православный союз казаков „Ирбис“». Впрочем, растиражированный салон ничем от обычного не отличался, кроме того, что при входе висела икона Богоматери, а стрижки делал православный мастер.
Общественное мнение тогда разделилось: кто-то приветствовал создание «богоугодной» парикмахерской, кто-то — яростноосуждал. «Я до сих пор не понимаю, почему прокуратура не закрыла [салон]. Ведь Россия — светское государство! Почему я не могу прийти в любую парикмахерскую и подстричься? Знаете, есть анекдот один. Стоит красивое здание. На нем — красивые большие часы. Заходит в него человек и подходит к администратору. „Здравствуйте! Мне надо отремонтировать часы“, — говорит. — „У нас тут делают обрезание“. — „А зачем вам тогда на здании часы?“ — „А что мы должны были туда повесить?!“», — говорил депутат петербургского Законодательного собрания Вячеслав Нотяг. Сам Поляков ярко парировал критику в свой адрес: «В них, атеистах, бес сидит, их надо заарканить и в церковь тащить. У таких пена изо рта — я буквально говорю — идет. И таких людей, [как Нотяг], становится еще больше. А ему нравятся мясные отделы в магазинах, где нет свинины? Его не настораживает наличие сект, где разоряют людей? Например, „Свидетелей Иеговы“? У нас до 1917 года страна была по исповеданию православная, и все зарубежные специалисты, приезжающие к нам, принимали православие. Вот Нотяг говорит, что я бизнес на вере делаю. У нас есть тысячи бизнес-структур, в том числе и у церкви. Допустим, в Чечне Кадыров помогает шить национальные костюмы. Вот пусть туда Нотяг и едет!»
Кроме православной парикмахерской, атаман Поляков запомнился тем, что зимой 2014 года зарегистрировал городское казачье такси, в котором должны были работать казаки в форме (такси в городе не было замечено). Этим летом он выпустил «шутливую» казачью валюту с президентом Путиным на купюрах и был одним из участников рейдов против «санкционных» продуктов.
Последний пример хорошо показывает, как люди, называющие себя «казаками», следуют общегосударственному тренду и создают шоу. В конце августа этого года Поляков вместе с другими казаками и музыкантом Стасом Барецким искали «запрещенку» в магазине «Ашан». На видеозаписи рейда, опубликованной в сети, участники возмущаются, что на упаковках пишут по-русски, но товар остаётся импортным. «Почему нам Европа старается делать неприятности, а мы должны покупать их товары?» — возмущался Поляков, пока Барецкий рвал банки пива зубами.
ФАНТОМНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ЦЕННОСТЕЙ
«Казаки Петербурга» — организация, которой, возможно, и не существует. Никто не знает, кто в ней состоит и кто ей руководит. Существуют предположения, что под этим именем действует несколько группировок. Так или иначе, «казаки Петербурга» запомнились несколькими громкими акциями.
В октябре 2012 года самопровозглашённая группировка, от которой всё время открещивается Санкт-Петербургское Отдельное казачье общество, добилась запрета моноспектакля «Лолита» в галерее современного искусства «Эрарта». Те же «казаки Петербурга» писали анонимные жалобы на выставку братьев Чепменов в Эрмитаже и утверждали, что она оскорбляет чувства верующих.
Ночью 9 января в окно музея-квартиры Владимира Набокова кто-то бросил бутылку, в которой была записка с цитатой из Ветхого Завета. Никаких подписей не было. Впрочем, в тот же день в редакцию местного издания пришло письмо, в котором сообщалось, что за вандализмом стоят «петербургские казаки». «Теперь наш т.н. „атаман“ хочет использовать совсем иные способы борьбы с Набоковым и прочими нехристианскими и невозможными к показу искусствами. Один из наших активистов совершил нападение на музей Набокова, а до этого постоянно посылал им письма с угрозами. Он бросил в окно бутылку с запиской, где были цитаты из Библии и угрозы нападения», — говорилось в письме.
В апреле 2013 года фасад здания арт-центра «Ткачи», в котором проходила выставка Марата Гельмана Icons, неизвестные исписали чёрной краской: «Гельман, ты труп», «Блуд = грех. Гельман, мы придем. Казаки». Надписи закрасили, а ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти начало следственную проверку. Виновников так и не нашли. «Кем бы злодеи ни подписались, — говорил тогда Гельман, — неизвестно, какое они имеют отношение к казакам, и непонятно, что за мракобесы на самом деле скрываются за этими подписями. Мне бы очень хотелось, чтобы такие деятели перестали быть анонимными».
Последнее появление «мифических» казаков связано с разрушением барельефа Мефистофеля на историческом здании в центре Петербурга, которое находится напротив строящейся православной церкви. Ответственность за вандализм снова взяли «казаки Петербурга». В редакцию городского издания они прислали очередное письмо, где якобы объясняли причины поступка: «Дьявола с дома на Петроградке сбили мы, потому что на то имелось несколько причин — главная из них та, что он стал достопримечательностью, специально указывали в видео, в путеводителях, что есть такой казус — напротив церкви висит фигура дьявола, которая не даёт установить крест. И всё в таком духе... подобный мусор, из которого раздули, что мы чуть ли не ИГИЛ — это надо один раз убрать и жить настоящей культурой, которая теперь не будет заслоняться». Письмо было подписано Денисом Горчиным, якобы бывшим главой организации «Казаки Петербурга». Впрочем, постепенно детективная история начала и проясняться: расследование привело к муниципальному депутату и подконтрольной ему фирме. Кроме того, оказалось, что фигуру Мефистофеля сбил промышленный альпинист, но кто был заказчиком, он пока не сказал.
«Их лозунг — следить за порядком, выполнять полувоенные функции в качестве охранников, смотрителей рынков, лесничих, стоять на страже православной церкви, — писало в 2013 году о казаках немецкое издание Die Welt. — Они считаются хранителями истории России и патриотами, как в былые времена». Впрочем, немецкие журналисты не так отчётливо видят смысл существования современных казаков. Те, кто называет себя таковыми, — политические «титушки», провокаторы и вандалы, идущие вслед за государственным «трендом». А настоящие хранители казачьих ценностей предпочитают передавать их своим детям не на митингах, а дома.
Автор: Иван Чесноков
Источник: http://yodnews.ru/2015/09/07/kazaki
Политические махинации вокруг Исаакиевского собора
Правительство Петербурга решило сохранить Исаакиевский собор в управлении одноименного музея-памятника, сообщил РИА Новости пресс-секретарь губернатора города Георгия Полтавченко Андрей Кибитов.
«Правительство Петербурга приняло решение о сохранении здания собора в оперативном управлении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», — сказал Кибитов.
Мнение эксперта
Константин Душенов, директор Агентства аналитической информации «Русь Православная»
Директор «музея», в который ещё богоборцы-большевики превратили Исаакиевский собор, в этом случае сыграл ключевую роль. И понятно, почему: за этот год «музей» только за счет продажи билетов иностранным делегациям принес доход около миллиарда рублей! Ясно, что терять такой куш никто не хочет!
Кстати, именно для того, чтобы сорвать решение о передаче собора Церкви, была организована провокация со сносом Мефистофеля, которая породила в либеральных СМИ бурю возмущения против «православных вандалов», которым нельзя доверять объекты культуры, ибо они все сплошь «черносотенцы-погромщики», спят и видят, как бы разгромить какой-нибудь объект культурного наследия.
Вдохновителями этой провокации, скорее всего, и выступили борцы с «церковным мракобесием» во главе с директором «музея Исаакиевский собор» г-ном Буровым.
Что касается сути вопроса, то решение не отдавать Церкви собор не имеет ничего общего с законом, это чисто политическое решение. Когда говорят, что этот собор и до революции 1917-го года Церкви не принадлежал, а финансировался «министерством двора» Государя Императора, забывают, что и сейчас Церковь не требовала отдать ей собор в собственность. Речь шла лишь о передаче в безвозмездное пользование, как это было и до революции.
Но такой исход дела лишает жирной кормушки многих питерских «чиновников от культуры». Вот они через свои коррупционные связи и пропихнули отказ от передачи собора. Впрочем, это временная их победа. В конечном итоге Исаакиевский собор, вне всяких сомнений, будет возвращён Русской Православной Церкви.
Творческая элита возмущена деятельностью «Божьей воли»
Российские деятели культуры яростно обсуждают и осуждают действия так называемых православных активистов общества «Божья воля» и его руководителя Дмитрия Энтео, который после разгрома выставки в «Манеже» охотно общается с журналистами, а в одном из многочисленных интервью не обошел стороной и Урал. Нагрянут ли «православные братья» в музеи и театры Екатеринбурга и какой отпор получат от творческой интеллигенции, – в материале «ФедералПресс.Урал» и интернет-журнала «ГлобалСити».
«Расточатся врази Его»
Возмущению уральских деятелей культуры нет предела. Руководители музеев, выставок и театров выступают с резкой критикой и призывают правоохранителей завести уголовное дело в отношении Дмитрия Цорионова, известного в социальных сетях как Дмитрий Энтео, и его так называемой «православной команды».
Так, широкий общественный резонанс вызвал погром скульптур 60–70-х годов на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в «Манеже», устроенный православными активистами.
«Перед началом акции Энтео обратился к посетителям выставки и заявил, что экспонаты якобы выставлены в нарушение закона Российской Федерации «О защите чувств верующих». После этого активисты начали громить скульптуры и рельефы на тему распятия Христа. Часть экспонатов также посвящена христианским пророкам. В зале, где проходит выставка, находилось около 30 человек – 10 православных активистов и 4–5 охранников. Посетители попытались спасти экспонаты, но у них ничего не получалось», – сообщалось ранее в СМИ.
Впрочем, сам Энтео заявил, что ни один из экспонатов не пострадал от рук активистов. «Мы сейчас находимся в выставочном комплексе «Манеж», где происходит страшное кощунство, выставлен целый ряд экспонатов, где страшно глумятся над Иисусом Христом, над Божьей Матерью, святыми. Группа людей сюда пришла, у директора начала возмущаться. Экспонаты не повреждены, лишь одна тарелка из ИКЕА», – рассказал Цорионов радиостанции «Говорит Москва». В тоже время он заявлял, что возмущенные верующие не покинут «Манеж», пока выставка не будет закрыта, но в итоге активисты оказались в полиции.
Сразу после этого «православного перфоманса» российские деятели культуры выступили с резкой критикой деятельности активистов «Божьей воли». Президент Союза музеев России Михаил Пиотровский в открытом письме осудил это нападение на выставку. «Союз музеев России расценивает действия странных активистов с галюциногенными кличками как подлинное проявление кощунства, богохульства и оскорбления веры», – говорится в письме.
Творческие уральцы активистов не боятся
В одном из интервью Дмитрий Энтео заявил, что и на Урале есть активисты «Божьей воли», которые, если надо будет, также выйдут на защиту православных ценностей. Действительно, люди, поддерживающие это движение, на Урале есть, и у них даже имеется своя группа «Божья воля Екатеринбург», руководителем которой значится некий Миша Бачинин. Правда, вопросы корреспондента «ФедералПресс.Урал» к лидерам уральских православных активистов остались без ответа. Телефон Михаила Бачинина оказался не доступен, в скайпе он также хранит молчание.
Отметим, что в группе «Божья воля Екатеринбург» состоит 16 пользователей и на стене сообщества всего одна запись: «Безмозглый Энтео разводит свой смрад на всю РФ.))) Правда через Вк, ведь в Екатеренбурге вряд ли такие идиоты будут» (орфография автора сохранена – прим. ред.).
Куда общительнее оказались представители творческой интеллигенции Екатеринбурга. Так, например, Николай Коляда в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс.Урал» резко и со свойственной ему эмоциональностью осудил действия православных активистов. «Я не знаю насчет уральских активистов. Поводов ворваться ко мне на спектакли у них нет. Есть, конечно, в постановках крепкое слово, но я по каждому готов объяснить, тем более что возрастной ценз имеется. Вообще, все их действия – это ИГИЛ*. Это ужасно, надо подавать в суд за такое. Это варварство. На дворе 21-й век. Я вообще человек воцерковленный, крещеный и верующий. Но то, что этих православных активистов надо судить, – безусловно. Это как если ворвется ко мне в театр бабуля и палкой начнет лупить – варварство. Это просто распоясавшиеся хулиганы. Экспозиция 60-х годов. Какого хрена вы сейчас-то проснулись? Думаю, что это сделано зачем-то, кем-то, чтоб отвлечь от чего-то главного», – возмущался известный уральский драматург.
Творческие коллеги Николая Коляды также сравнивают действия православных активистов с ИГИЛ*. «То, что произошло в Манеже, – просто катастрофическая история о том, как люди позволяют себе доказывать свою точку зрения через разрушение произведений искусства. Действия этих активистов находятся в прямой параллели с деяниями ИГИЛ* и работают в одной логике с их манерой расправляться с культурными ценностями. Но есть статьи Уголовного кодекса, на основании которых за такие акты вандализма должно быть понесено наказание. Не хотелось бы проецировать эту ситуацию на себя, но, если бы такое случилось в залах Уральского филиала Государственного центра современного искусства, то вопрос решался бы исключительно в правовом поле», – рассказала корреспонденту «ГлобалСити» директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова.
Тем временем в музеях Екатеринбурга сетуют на недостаточную охрану, говорят, что от воровства защищены, а вот от вандалов – нет. «Если речь идет об обнаженной натуре, то она еще со времен античности присутствует практически в каждом музее в большом количестве. У нас в итальянском зале такие произведения тоже есть. И в этой связи, я думаю, нельзя смешивать понятия мировоззрения и оскорбления чувств верующих. У нас ведь религия не борется с научными институтами. Если, по мнению православных активистов, та же обнаженная натура должна уничтожаться, то тогда надо, вероятно, и Академию наук взрывать. Это бред полный. По всей видимости, этим людям хочется набрать популярности на какой-то трешевой идее. К сожалению, на данный момент музеи в России не достаточно защищены от таких активистов. Да, у нас есть охрана, смотрители и видеонаблюдение, но если человек захочет не украсть произведение искусства, а испортить его, то противодействовать его умыслу очень сложно, потому что мы пускаем в музей абсолютно всех», – уточнил директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
Впрочем, больше всех в Екатеринбурге рискуют попасть под молот православных активистов авторы спектакля «Троица». Все-таки название совпадает с главным христианским постулатом – о триединстве Бога. «Когда мы работали над спектаклем «Троица», то действительно думали о том, что может такая ситуация возникнуть, и испытывали некоторое напряжение. Поэтому поставили перед собой цель – не задеть чувств верующих, а опираться исключительно на художественную составляющую образа Троицы. Как мне кажется, эту задачу мы выполнили. По крайней мере, ни от одного из зрителей мы не услышали негативных отзывов на эту тему, скорей наоборот. Даже если бы православные активисты ворвались в зал, то, думаю, проблему смогли бы решить путем диалога.
А вообще, я считаю, что театр – это пространство, где можно все, где границы реальности расширяются. Искусство в принципе должно быть отдельно от религии. А погромы, которые устраивают эти активисты, – это признак нетерпимости, что априори противоречит основам православия. В итоге эти люди идут против себя же и против того, что пропагандируют», – рассказала хореограф Анна Щеклеина, соавтор постановки «Троица».
От Энтео открестились
Отметим, что в Московском патриархате официально заявили, что движение православных активистов «Божья воля» никакого отношения к Русской православной церкви не имеет. В Екатеринбургской епархии вообще усомнились в религиозности подопечных Дмитрия Энтео. «Мы с ними никак не сотрудничаем, я вообще сомневаюсь, что это православные активисты», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс.Урал» руководитель пресс-службы Екатеринбургской епархии Анжелика Бриль.
Напомним, выставка в Манеже посвящена «подвальному нонконформизму», который существовал в СССР параллельно официальному искусству. В экспозиции представлены около 300 работ таких авторов, как Вадим Сидур, Николай Силис, Владимир Лемпорт. Это скульптуры, живопись, графика и видео.
Также отметим, что это не первое противостояние православия и культуры. Так, например, возмущение вызвала представителей РПЦ вызвала опера «Тангейзер»: священники назвали ее богохульной и даже подали на ее создателей в суд. Кроме того, совсем недавно в Москве отец Дмитрий Смирнов с другими священниками и паствой ворвались на праздник радиостанции «Серебряный дождь» с криком: «Вы своей музыкой мешаете проводить богослужение», сорвали концертную программу и, посмотрев все бумажные разрешения и согласования, удалились обратно молиться Богу.
*ИГИЛ организация признана экстремистской и запрещена на территории России
Свидетельство о публикации №215090800097