Друзья Саяпо

               
(Сценка по сказкам Южной Азии)




ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
-----------------------
Саяпо
Тигр
Кот
Собака
Хозяин
Мышь

               

/Темно. Светлеет. Стоит Тигр./

ТИГР. Месяц назад чуть не поймал юношу. По имени Саяпо. Хотел его съесть. Да тот убежал. Теперь он достал книгу премудростей, выучил язык птиц и зверей, обзавелся друзьями. Это плохо. Книга вредна простым людям. С ними сладить трудно. Кто мне возразит? Рразор-рву!

/Бежит Собака./

СОБАКА. /Останавливается/. Ой, здравствуйте!
ТИГР. Я-то буду. А будешь ли ты жива-здорова, еще подумаю.
СОБАКА. /В сторону/. Попалась в лапы Тигру. Ничего не поделаешь. Если только спеть песенку. /Завыла печально/.
ТИГР. О чем поешь? Что-то не разберу.
СОБАКА. Печальный сегодня день.
ТИГР. Пой о том, что Тигр хороший. Радостно, когда он рядом. Ты станешь делать так, как он скажет.
СОБАКА. И тогда что?
ТИГР. Станешь любить хозяина  -  будешь жива.
СОБАКА. Неплохо это  -  остаться живой.
ТИГР. Куда бежала?
СОБАКА. Ищу короткую дорогу в соседнюю деревню. Мой друг Саяпо хочет там найти работу. / Мечтательно/. Вместе с ним я и Кот заживем…
ТИГР. Дорог много. Хоть туда, хоть куда. Тебе какую?
СОБАКА. Мне ту, о которой Саяпо говорил. Прямую. Потому что самая короткая. Не уведет в сторону.
ТИГР. Да я вам наезженную…
СОБАКА. По наезженной шагать удобно. Но скоро ли доберешься куда надо?
ТИГР. Соображают они. Книгочеи! Придете туда, куда нужно мне.
СОБАКА. А если…
ТИГР. Рразор-рву!
СОБАКА. /Торопливо/. Конечно. /В сторону/. Надо выкрутиться. /Тигру угодливо/. Никаких если.
ТИГР. Значит, поняла?
СОБАКА. Да! Точнее, нет!
ТИГР. По наезженной поведешь Саяпо. Там скала. Или…ррразо…
СОБАКА. /Быстро/. Да!
ТИГР. Колючие кусты на прямой. Ямы. Упадет Саяпо, исколется весь. Поняла?
СОБАКА. Да! Кусты! Ямы! … Нет, но почему нельзя идти там, где нет скалы?
ТИГР. Какая глупая!
СОБАКА. Согласна. Я никакая не ученая Собака. /Горестно в сторону/. Ой, плохо будет тебе, Саяпо!
ТИГР. Не обязан я, умный Тигр, объяснять: хочу прыгнуть со скалы на Саяпо. Слушай меня. Вот и всё. Или…ррр…
СОБАКА. /Торопливо/. Рада понять.
ТИГР. Точно  -  рада?
СОБАКА. Да!  А чему?
ТИГР. Вот тупица!  Ведь будешь на побегушках у меня. О Саяпо заботиться не надо. Знай кусай того, на кого укажу. Плохо ли тебе? Живи и радуйся. Пока не рассержусь.
СОБАКА. Стану радоваться.
ТИГР. Вижу, что поняла. Теперь беги. Веди Саяпо как сказано  -  под скалу.
СОБАКА. /Убегая/. Ноги целы. Голова на месте. Ух, как я рада!
ТИГР. Твои друзья довольны, Саяпо. Им переметнуться к сильному  -  одно удовольствие. Жду не дождусь нашей встречи, грамотей!


/Становится темно. Светлеет. Кот, Собака и Саяпо./

КОТ. Что будем делать?
САЯПО. Хитер Тигр.
КОТ. Не очень.
СОБАКА. Он почему-то думает, что люблю кусаться больше всего на свете.
КОТ. Я и говорю. Коты не любят кусаться тоже.
СОБАКА. Ладно тебе. У вас и зубы-то маленькие.
КОТ. Ах, так! Тогда сказать должен: больше всего любите, когда вам чешут за ухом.
СОБАКА. /Ворчливо/. Всё-то знает наш Кот.
КОТ. Не всё. Нам нельзя идти по короткой дороге. Нельзя по наезженной. Как быть?
СОБАКА. Тигров бояться  -  не ходить в деревню.
САЯПО. Это уж точно.
КОТ. /Хорохорится/. А я  -  что? Раз надо, пойду!
САЯПО. /Раздумчиво/. Надоест Тигру нас ждать на длинной дороге  -  пойдет на короткую. Там от него не убежишь.
КОТ. Эх, пусть будет так! Вы отправляетесь по короткой. Я иду там, где у Тигра засада.
САЯПО.  Он тебя схватит.
СОБАКА. Проглотит как мышонка. Что ему Кот? На четверть зубика.
КОТ.  /Несговорчиво/. Зубик заговорю.
СОБАКА. Очень нужно Тигру вести беседы. Прыгнет, схватит. Ам  -  и всё.
КОТ. А что говорит книга премудростей?
СОБАКА. И без нее знаю. У Тигра зубы что надо.
САЯПО.  Да уж, сотрет в порошок всякого.
КОТ. Пусть порошок -  хотя бы и зубной  -  нужен Тигру. Но коты, извиняюсь, не порошок, чтоб ему зубы чистить.

/ Темно. Светлеет. Кот и Тигр./

ТИГР. Саяпо не пришел? Жаль. Хотелось бы с ним поговорить…
КОТ.  Насчет мыла?
ТИГР. Какого еще мыла?
КОТ. Если кое-кто редко моется, тогда конечно. Тогда мыло его беспокоит мало. А у нас проблема.
ТИГР. /Опешив/. Нет, отчего же? Можно обсудить… /Оживляясь/. На дорогую покупку нет денег у Саяпо, верно? Я мог бы дать хороший совет. Насчет дешевого мыла.
КОТ. /Расхрабрившись/. Кота обувать да за мылом посылать? Ишь, как придумал! Собака старалась, искала – не нашла. Дешевого нынче нет нигде. Только дорогое.
ТИГР. /Смутившись/. Говоришь, нигде нет? Может быть. Теперь всё дорожает.
КОТ. Просто ужас что за цены!
ТИГР. /Начинает хитрить/. Ну, ладно. И дешевого мыла нет. И Саяпо…  неумытый этот парень…значит, не ходит в друзьях у Собаки и Кота.
КОТ. Кто не ходит?
ТИГР. Хорошо, что не нужен вам.
КОТ. Кто не нужен?
ТИГР. /Сердито рявкает/. Да Саяпо же!
КОТ. Вот и прекрасно. Обсудили проблему. Не нужны вам мыло и Саяпо.
ТИГР. /Он сбит с толку/. Нет, погоди.  Да я… мне…обойдусь без дешевого мыла. Вот только Саяпо.  Очень хочется побеседовать с ним.
КОТ. Рад вам услужить. Всё,  что сказали о проблеме дешевого мыла, передам нашему Саяпо. Что касается меня, сразу был согласен. Просто ужасно, когда цены ползут вверх. Приходится лапы и хвост вылизывать языком. Это, извините, некультурно.
ТИГР. /Озадаченно/. Почему? Я тоже…
КОТ. Культурные коты  -  впрочем, и собаки  -  давно моются с мылом.
ТИГР. / С досадой/. Сказки рассказываешь!  Это они своим хозяевам… /начинает сердиться/позволяют… /сердится всё сильней/ мыть себя с мылом!
КОТ. Извиняюсь, это одно и то же.
ТИГР. Что за ерунда?!  Какие могут быть извинения?!
КОТ. Всеми клянусь мышами… как порядочный Кот…
ТИГР. /Рявкает/. Молчать! Знаю разницу между вещами. С твоим Саяпо беседовать  -  это одно. С болтливым Котом  -  совсем другое.
КОТ. /В сторону/. Кто тут на язык невыдержанный?  Дело делаю. Сболтнул бы коток да язык короток.
ТИГР. Где Саяпо? Когда придет?
КОТ. Между прочим, был разговор о сказках. В одной говорится: кошачья порода любит гулять сама по себе. Понимаете, меня подвела порода…
ТИГР. На один зуб положу. Другим прихлопну. Пррро-глочу балаболку!
КОТ. Какие еще зубы?! /Хитро/. Не знал, что у вас они болят . Могу заговорить.  Коты многое умеют. Всегда готов оказать услугу. Будете здоровы.
ТИГР. /Яростно/. Спрашиваю в последний раз. Где мой обед? Где Саяпо?
КОТ. /Ему страшно, но головы не теряет/.  Собака приглашает его идти по наезженной дороге. Он не желает. Наверное, догадся: вы поджидаете здесь. /В сторону/. Как бы выкрутиться?
ТИГР. /Раздумывает/. Плохо, что Саяпо не соглашается. Хорошо, что Собака такая…
КОТ. Какая?
ТИГР. Верная.
КОТ. Других не держим.
ТИГР. Собака правильно говорит. А ты бы помолчал, глупый Кот.
КОТ. Ей похвала, мне…тоже хочу получить ваше расположение.
ТИГР. Служишь этому… Саяпо?
КОТ. Если позволите.
ТИГР. А главное  -  что?
КОТ. Что?
ТИГР. Себя не забывай.
КОТ. Понял.
ТИГР. Значит, в первую очередь слушай меня. Иначе проглочу.
КОТ. Понял. Что делать надо?
ТИГР. /Он решил перехитрить осторожного юношу/. Вернешься и скажешь: Собака теперь на службе у Тигра.
КОТ. Ловко придумано!
ТИГР. Да, я не дурак.
КОТ. Но тогда Саяпо не станет слушать Собаку. Не пойдет по наезженной дороге.
ТИГР. Я передумал. Ухожу. Стану ждать свой обед на короткой дороге.
КОТ. Очень умно. Как я понимаю, вас тут уже нет.
ТИГР. Понимает он. Пошел, куда велено! А то…
КОТ. Проглотите? Извиняюсь, но меня тоже здесь нет.
               
/Становится темно. Светлеет. Кот, Собака и Саяпо./

СОБАКА. Добрались куда надо.
КОТ. Потому что Тигр пошел куда не надо.
СОБАКА. Боялась, он не поверил Коту.
КОТ. Потому поверил, что сам я себе поверил.
САЯПО. Друзья мои были старательные. А Тигр был…
СОБАКА. Наверное, такой…
КОТ. Какой?
СОБАКА. Ну, такой. Когда сила есть, а ума не надо.
КОТ. /Солидно/. Погодите. Хитрости Тигру не занимать. Я заметил. Однако очень ему по душе, когда сильно его боишься.
САЯПО. Вот он и промахнулся.
СОБАКА. /Ворчливо/. Но, кажется, Кот себя нахваливает.
САЯПО. /Примирительно/. Тебя тоже не обижает.
СОБАКА. Тогда с Котом согласная.
САЯПО. Вся хитрость  Тигра  -  сидеть на скале. Поджидать глупых путников.
КОТ. /Пренебрежительно/.  Уж эта мне тигриная  повадка... Как еще говорят? Психология?
СОБАКА. Нет, Кот у нас всё-таки задается. К тому же однажды он стащил вареную курицу.
КОТ. Извиняюсь. Больше не буду.
САЯПО. Осилили мы путь. Победили. Не стоит выяснять, у кого какая доля в победе.
КОТ, СОБАКА. /Дружно/. Не стоит!

/Становится темно. Светлеет. Стоит Тигр./

ТИГР. /Тому, кто появляется внезапно/. Кто там идет? Стой!
ХОЗЯИН. /Увидев Тигра/. Какой зубастый! Да еще говорит по-нашему. /Поворачивается, чтобы улепетнуть/.
ТИГР. Назад! Ррра-зоррву!
ХОЗЯИН. Подчиняюсь. /В сторону/. Меня, Хозяина большого нового дома, съедят? Никуда не годится. Никуда не иду.
ТИГР. Расхаживают здесь всякие. Я их, расхаживаюших, ловлю и с удовольствием кушаю. Поэтому их язык знаю. Хоть книг никаких не читаю.
ХОЗЯИН. Стою. И даже не прочь. Книги   -  одно баловство.
ТИГР. Говори быстрей. Куда направлялся? И  -  зачем?
ХОЗЯИН. Куда прикажете.
ТИГР. Соображаешь. Это хорошо.
ХОЗЯИН. Покорно кланяюсь.
ТИГР. Даже странно. Уж очень послушный. И книг не читает. Ты кто таков?
ХОЗЯИН. У меня дом в деревне. Я Хозяин.
ТИГР. Приходил к вам юноша? С ним Кот и Собака?
ХОЗЯИН. Был один. Порожек сделал в моем новом доме . Ушел.
ТИГР. /В сторону/. Неужели Саяпо? /Дотошливо/.  Он коту мяукал?
ХОЗЯИН. Кот мяукал. Они  ушли, а Мышь  -  тут как тут. Откуда?
ТИГР. Где есть дом, там есть мыши.
ХОЗЯИН. Слушаюсь. Только она захочет  -  заговорит.
ТИГР. /Радостно/. Нашлись беглецы! /Возбужденно Хозяину/. Была у молодца книга премудростей?
ХОЗЯИН. Не высматривал. Зачем мне? В свободное время подсчитываю доходы. Книгочеи  -  сплошь болтуны и бродяги. Была бы моя воля  -  все книги сжёг. И заставил бродяг носить воду. На мое рисовое поле.
ТИГР. Хотел съесть, но вижу, что человек ты порядочный. Будешь меня слушаться  -  станешь жечь книги в свое удовольствие.
ХОЗЯИН. Счастлив служить. Книги жечь не пироги печь. Вкуснеее выйдет.
ТИГР. Сажа? Вкуснее?
ХОЗЯИН. Удовольствия больше.
ТИГР. Ну, ступай. С полным своим удовольствием. Разрешаю.
ХОЗЯИН. Как прикажете. А если снова придет тот? Который с книгой, Собакой и Котом?
ТИГР. Ведь ты не дурак. Сообразишь. Насчет полного нашего удовольствия.
ХОЗЯИН. Слушаюсь за двоих стараться.

/Становится темно. Светлеет. Голая стена в доме Хозяина./

ХОЗЯИН. /Появляется, расхаживает вдоль стены/. Ну, и дела!  Построил себе дом. Стены есть, пол, порожек...
МЫШЬ. /Появляется неожиданно, подсказывает/… Есть. И крыша есть.
ХОЗЯИН. /В задумчивости повторяет/. Крыша есть. /Оглядывается, видит Мышь/. Что?
МЫШЬ. Верно говоришь.
ХОЗЯИН. /Недовольно/. Подсказывают тут разные.
МЫШЬ. Но ведь не ошибаюсь.
ХОЗЯИН. /Топает ногами/. Пошла прочь! И сыр находит она безошибочно. И подсказывает…
МЫШЬ. Хозяин сердится?
ХОЗЯИН. Что творится?! Ужас! В новом доме жить нельзя. Да еще Мышь тут  голос подает…
МЫШЬ. Жить тебе нельзя? Кое-кто  живет под полом. И ничего.
ХОЗЯИН. Мне под полом не надо.
МЫШЬ. Не желаешь  -  не нужно. Только я не виновата. У меня там спокойно всё.
ХОЗЯИН. /В сердцах/. Хорошо у нее! Зато у меня плохо. Камни падают с потолка!
МЫШЬ. На того, кто остается в доме ночевать? Знаю. Если не зашибет насмерть, то угостит знатно. Да мне что с того? Насчет подпола говорю правду.
ХОЗЯИН. /Передразнивает/. Мне-то что. /Злится/. Не боится она… Вот сниму сандалию… Сниму и зашибу кое-кого.
МЫШЬ. Ишь, какой сердитый! Но ведь не я строила дом. Видно, обидел ты рабочих. Не рассчитался с ними  по справедливости. Теперь камни падают с потолка.
ХОЗЯИН. Поговоришь у меня /Хватается за сандалию/.
МЫШЬ. Ухожу, ухожу. /Ворчливо/. Домовые мыши под полом живут. Но кое-что знают.
ХОЗЯИН. Погоди. Что такого знаешь особенного?
МЫШЬ. /Задерживаясь с уходом/. Можно и сказать. Кому-нибудь надо здесь переночевать. И остаться невредимым. Тогда камни перестанут падать.
ХОЗЯИН. /Удивленно/. Да?
МЫШЬ. Без ошибки. Теперь давай кусочек сыра.
ХОЗЯИН. Без ошибки даю ответ. Сам люблю сыр.
МЫШЬ. Кто подсказал тебе насчет потолка?
ХОЗЯИН. Один давал  -  без сыра оказался.
МЫШЬ. Нечестно поступаешь.
ХОЗЯИН. Сейчас сниму сандалию. Как дам!
МЫШЬ. /Обиженно/. И на том спасибо. /Исчезает/.
ХОЗЯИН.  Пусть бежит. И радуется, что осталась цела. Сандалии тяжелые…Кого бы заманить? Чтоб переночевал у меня. Он увернется от камней  - радость мне.  Его ударит сильно  -  тоже не беда. Не меня же зашибет.

/Стук в дверь./

САЯПО. /Голос издалека/. Эй, Хозяин! Мы опять пришли. Работы не найдется?
ХОЗЯИН. Входите. У нас всё найдется. /В сторону/. Даже Тигр. Потом ему доложу: Саяпо объявился.
САЯПО. /Появляется вместе с Котом и Собакой/.  Делаем дела честь по чести. Насчет порожков, знаешь,  стараемся. И всё другое…
ХОЗЯИН. /В сторону/. Насчет потолка постарайся! /С радостью встречает юношу/. Легкую дам работу. Посидишь в моем доме ночку. Потом пойдешь к себе домой, понесешь рис Матушке.
САЯПО. Спасибо. Матушка моя, и верно, заждалась.
КОТ. /Собаке/. Не нравится мне эта легкая работа. Наверное, она очень тяжелая.
СОБАКА. /С Котом соглашается/.  Хозяин  хвостом виляет. Видно, собирается мало нам заплатить.
ХОЗЯИН. Чего это Собака разлаялась? Гони ее прочь.
КОТ. /Говорит юноше/. Ей уйти недолго. Думается, долго будет тебе здесь…
СОБАКА. … Ночь ночевать.
САЯПО. /Хозяину/. Сидеть ночь в чужом доме? Тогда лучше  -  не одному. Пусть остается тут Собака.
СОБАКА. /Говорит Коту/. Буду охранять Саяпо.
КОТ. /Раздумчиво Собаке/. Слышал я… мыши поговаривают… в некоторых новых домах бывает по ночам опасно. Можно человеку лишиться жизни. Если он не знает, как подступиться к этому делу.
ХОЗЯИН. Какой противный Кот! Мяукает без конца!
САЯПО.  Прогнать его? Нет, ночью в компании веселей. Поговорим о том, о сём. Почитаем книгу премудростей.
ХОЗЯИН. Уж не ты ли научил здесь Мышь разговаривать?
САЯПО. Пусть говорит. Может, что полезное…
ХОЗЯИН. Известны мне ее разговоры. Болтает всё больше насчет сыра. И Мышь глупа, и книга твоя глупая.
КОТ. /Юноше/. Собачья жизнь у Хозяина. На всех гавкает.
СОБАКА. /Говорит Коту наставительно/. Собаки не все понапрасну лают. Знаем: по пустому брехать  -  пустобрёхом прозовут.
ХОЗЯИН. Кот мяучит. Собака лает. От них звенит в ушах. Пойду я из дома. Вы здесь оставайтесь. /В сторону/. Работнички, чтоб вас …
САЯПО. Хозяин! А сколько мне будет риса?
ХОЗЯИН. (В сторону). Попрошайка! (Говорит юноше). Корзину дам. Полную. /В сторону/. Если переживешь ночь. А  жив останешься  -  еще подумать надо: рис нынче недешев.

/Хозяин уходит./

КОТ. До чего хочется молочка! У этого напитка запах, вкус…
СОБАКА. /Перебивает/. А что пахнет вкусней? Не будь я Собака…
САЯПО. /У него свои соображения/. Сразу отнесу корзину риса Матушке. Она будет довольна.
КОТ. /Продолжает размышлять/. ..Отличный вкус у молочка.
СОБАКА. /Заканчивает свою мысль/. …Мозговая косточка слаще всего.
КОТ. Только ты, Саяпо, будь поосторожней. У этого Хозяина особенно не разживешься.
СОБАКА. Да уж. Сторожи не сторожи. Лай не лай. А даст пинка  -  и полетишь куда подальше.

/Появляется Мышь./

МЫШЬ. /Всполошенно бегает туда-сюда/.  Не стану! Ой, не стану больше!
СОБАКА. Кот! Ты у нас главный по мышам. Что с ней?
КОТ. Кричит.
САЯПО. /Задумчиво/. Это понятно. А чего кричит, непонятно.
КОТ. Не станет она.
СОБАКА. Не станет  -  это понятно. Всё остальное…
САЯПО.  Непонятно.
МЫШЬ. На помощь! Я не виновата! Где судья?
КОТ. /Показывает на себя/ Вот он. Тебя сразу наказать? Или скажешь, в чем дело?
МЫШЬ. Не стану больше молчать.
СОБАКА. /Замечает резонно/. Значит, раньше молчала.
КОТ. Было совершено страшное преступление!
СОБАКА. Кажется, должен судья…
КОТ. /Вздохнув не совсем искренне/. Съесть подсудимую.
САЯПО. /Раздумчиво/. Разве молчание  -  всегда золото? Неплохо  также сказать то, что думаешь. Так написано в книге премудростей.  Мышь не станет теперь молчать. Вряд ли стоит ее кушать, уважаемый судья.  Ведь правда?
СОБАКА. /Говорит  Коту, который с ответом не торопится/. Забыл вареную курицу?  Ишь,  он молчит у нас!
КОТ. /Неохотно/. Сразу не соображу.
СОБАКА. Подсказываю тебе. Говори: «Правда!»
КОТ. Правда. Но заявляю, что судья может и не церемониться.
МЫШЬ. Больше не буду. Хозяин не давал мне сыра. Поэтому молчала назло ему.
СОБАКА. Ну, и  что за тайна?
САЯПО.  Можешь  сказать. Судья тебя не съест.
МЫШЬ. Я люблю сыр.
СОБАКА. Слышали уже. Давай ближе к делу.
МЫШЬ. Это очень близко. Он лежал невдалеке от меня. Не успела куснуть  - завозились на потолке.
СОБАКА. Интересно. В доме есть посторонние.
КОТ. И что ты сделала?
МЫШЬ. Ничего.
СОБАКА. Когда чую посторонних, обычно лаю.
КОТ. /Воодушевленно/. Не сделала ничего она. Совершено страшное преступление! Надо ее …
СОБАКА. Всё же выслушать.
КОТ. Кто здесь судья? Кто умеет разговаривать с мышами?
СОБАКА. /Сомневаясь/. Кто же это?
КОТ. Если это Собака.. пусть всегда сама с сегодняшнего дня ловит мышей! А я…
САЯПО. Уйдешь? Нет, коты у нас не лишние.
СОБАКА. Конечно. Ведь собаки не только лаять могут. Они умеют также не ссориться с котами.
САЯПО. Хорошо сказано.
КОТ. /Успокаиваясь/. Пусть будет так. Но всё-таки делаю как судья замечание Собаке. Теперь задаю вопрос подсудимой. Кто взвозился на чердаке?
МЫШЬ. Не знаю.
КОТ. /Сердито/.  Какая надоедливая! Хватит мне тут! Придется…
СОБАКА.  /Говорит юноше/. Он ее слопает.
МЫШЬ. Я больше не буду.
КОТ. Тогда слушаю.
МЫШЬ. Начинаю врать. На чердаке взвозился слон.
САЯПО. Зачем же врать? Обманывать вообще нехорошо. В угоду судьям  -  тем более.
СОБАКА. /Задумчиво/. Непорядок получается.
МЫШЬ. А кто устанавливает такие порядки?! Я слабая. Беззащитная. Меня каждый может обидеть.
СОБАКА. /Задумчиво/. Наводить порядок нужно. Как честная Собака прошу тебя, Саяпо…
САЯПО. Судья! Нет на свете ничего полезнее правды. Так и в книге премудростей говорится.
КОТ. /Скучным голосом/. Ладно. Я не возражаю. Готов слушать самую скучную правду на свете.
МЫШЬ. Значит, можно…
КОТ. /Зевает/. Не знаешь, кто был на чердаке. Слон или корова  - ты не догадывалась. /Зевает/.
МЫШЬ. Зачем надо было догадываться? Сыр где лежал? Передо мной. Вот и…
СОБАКА. /Обращается к Саяпо/. Она думала о сыре.
КОТ. /Ему, судье,  нужно услышать Мышь/. И что же ты думала?
МЫШЬ. Как побольше откуснуть.
СОБАКА. /Говорит юноше/. Похоже на правду. Увижу кусок мяса  -  об этом же думаю. Слюнки текут, и в голове никаких мыслей.
САЯПО. Так уж и никаких?
СОБАКА. Посторонних? Никаких. Как всякая уважающая себя Собака должна сказать…
КОТ. /Судья обращается к Саяпо/. Что это мы всё о собаках? Давайте ближе к мышам.
СОБАКА. /Обиженно/. Собаки  -  что? Хуже других, да?
КОТ. Ты не хуже. Но подсудимая у нас Мышь. /Обращается к ней/. Нам нужно знать, о чем ты не сказала Хозяину дома. Хотя могла бы честно сказать.
МЫШЬ. Не сказала? О нём.
КОТ. О ком?
МЫШЬ. О том, кто на чердаке топал.
КОТ. /Зевает/. Разве то был не слон?
МЫШЬ. Кто его знает. Но известно мне, что за слово нужно произнести. Скажешь его  -  камни перестанут падать с потолка.
КОТ. /Начал зевать, но тут же поперхнулся/. Что надо сказать?
МЫШЬ. Бросай.
КОТ. Подсудимая! Не грубить у меня. Задавать вопросы не брошу, пока всё не разъяснится. Поняла?
МЫШЬ. Я сыр люблю. Грубить не люблю.
СОБАКА. /Миролюбиво/. Она поняла.
КОТ. Что нужно произнести?
МЫШЬ. Бросай.
КОТ. /Рассерженно/. Съем!
МЫШЬ. Ой, не буду больше!
СОБАКА. Рады слышать.
КОТ. /Вкрадчиво говорит/. Вот умница. Так и хочется тебя обнять.
МЫШЬ. Крепко?
КОТ. /Ласково/. Крепко.
МЫШЬ. Не стоит. Здоровье дороже.
САЯПО. Судья! Пусть она бережет свое здоровье. Это невредно.
СОБАКА. Лишь бы камни перестали падать с потолка.
МЫШЬ. Если крикнуть «бросай!», то не будет камней.
САЯПО.  Спасибо тебе.
СОБАКА. Не отказалась Мышь подсказать. Это с ее стороны…
МЫШЬ. Кот меня отпустит, наконец? Очень желательно. С моей стороны.
КОТ. Беги уж к своему сыру. Подсказчица.

/Мышь убегает. Потом снова показывается./

МЫШЬ. Натерпелась от Кота страхов. Хватит с меня. К сыру больше не подойду. Перехожу на колбасу. /Исчезает/.

/Становится темно. Светлеет, но всё-таки в комнате сумеречно. Саяпо, Кот, Собака ждут ночи./

САЯПО. За окном быстро смеркается.
СОБАКА. То-то мне хочется повыть.
КОТ. Держись. Я вот держусь. Не позволяю себе лишнего.
СОБАКА. Не хватает, чтоб еще и ты завыл. /Наступает минутная тишина/.
САЯПО. Как тихо кругом.
КОТ. Прямо взял бы и…
СОБАКА. Замяукал?
САЯПО. Молчание. Храним тишину.

/Вдруг наверху кто-то запрыгал. Отчаянный крик: «Сейчас брошу!»./

САЯПО. Эй! На потолке! Бросай! /Наверху продолжается топот/.
КОТ. Мяу-мяу!
СОБАКА. Гав-гав!
САЯПО. Спокойно, друзья мои! Эй, там, наверху! Кому говорю?!  Бросай! /Топот стихает. Сверху падает мешочек/.
КОТ. Мешочек!
СОБАКА. Камень в нём, что ли?
САЯПО. /Заглядывает внутрь/. Камни. Целая горсть. Крупные изумруды.
СОБАКА. Неплохо.
КОТ. Неплохо, когда знаешь нужные слова и…
САЯПО. И читаешь хорошие книги.

/Становится темно. Светлеет. Саяпо, Кот, Собака./

КОТ. Утро. Хозяина что-то не видно.
СОБАКА. Наверное, думает: нас уже нет в живых.
САЯПО. Идет он, идет
ХОЗЯИН. /Появляется неспеша, удивляется/. Здоровы?
САЯПО. Живы и здоровы. Тот, кто жил на потолке, исчез. Никого теперь не зашибет он большим камнем.
ХОЗЯИН. Может, корзину риса ждешь? Скажи спасибо, что пустили переночевать в приличный дом.
КОТ. Вот так угощение!
СОБАКА. Если мне дадут пинка, укушу!
ХОЗЯИН. Собака лает. Кот мяучит. У меня звенит в ушах. Немедленно уходите.
КОТ. Возьмем мешочек с камнями и…
СОБАКА. Пойдем.
САЯПО. /Говорит своим друзьям/. Так тому и быть. /Успокаивает Хозяина/.  Уже ушли домой.
ХОЗЯИН. Ушли по какой дороге? По наезженной или по короткой? /В сторону/. Надо известить Тигра.
САЯПО. Так тому и быть. По наезженной. Там нет ям и колючих кустов.
КОТ. /Говорит Собаке/. Поняла? Так тому и быть. Идем по короткой.
СОБАКА. Раз Хозяин виляет хвостом, нужно, конечно, идти по короткой.

               


Рецензии