Юрий Петрушин Не бойтесь снимать свое кино!

День российского кино появился сразу после московской Олимпиады. В четверг, 27 августа, эту дату отмечали уже в 35-й раз, согласно указу Президиума Верховного Совета СССР. Многие любят наше кино, особенно старое. И Юрий Петрушин – не исключение.
Он профессионал, продюсер. Родом из Калининграда, работал в Москве, руководил муниципальной газетой и телерадиокомпанией в Салехарде, радиостанциями в Тюмени, занимался рекламой. В Краснодаре Юрий Евгеньевич живет восемь лет, возглавляя фирму «Креатив», связанную с различными кино- и телепроектами. Петрушин согласился поговорить о кино, хотя, как он признался, большой радости от современных проектов у него нет.

Сербский путь
- Сразу скажу, что считаю неуместным критиковать своих коллег с профессиональной точки зрения. Большинство из них имеют опыт работы в кинематографе, несравнимый с моим. Поэтому и рассуждаю с позиции зрителя. После спада в 90-тых годах сейчас снова много снимают, но большого, хорошего кино нам по-прежнему не хватает. Причины как внешние, так и внутренние. Во-первых, режиссеры и продюсеры попали в большую зависимость от государства и бюджета, точнее, от решений многочисленных советов по искусству, в которых различные деятели культуры решают, что надо снимать, а что – нет. Тяжело пробиться, тяжело самореализоваться.
Юрий Евгеньевич закуривает.
- Вы считаете, что это плохо?
- Я считаю, что это плохо реализуется. Государство поддерживает кино, выделяет деньги, и имеет право на идеологическое регулирование. Просто хотелось, чтобы распределение средств было более прозрачным, справедливым и эффективным. Но, с другой стороны, власти просто обязаны создавать условия и для негосударственной части киноиндустрии. Сначала   продюсеры на деньги спонсоров снимают блокбастеры, которые приносят доходы, и уже эти средства идут на создание новых кинопроектов. Каких впечатляющих результатов добилась в этом плане Сербия! Там скоро будут снимать половину голливудских фильмов! А это не только существенные доходы в бюджет и создание множества рабочих мест, это еще и воспитание, взращивание плеяды наших кинематографистов, имеющих опыт работы с мировыми звездами кино.

Вниз по спирали
- Вы затронули внутренние проблемы…
- Здесь вопросов тоже много. Почему мы видим на большом экране очередные конъюнктурные «Яйца судьбы», а хорошего, умного кино словно и не существует? Хотя есть масса фестивалей с авторскими фильмами.  Я часто об этом думаю. Вот, появляется «Левиафан», вокруг него много шума, лента берет призы, выходит в прокат. А фильм уже все, кто хотел, посмотрели благодаря торрентам в сети, и премьера мало, кого интересует. Смысл тогда снимать и пытаться окупать свои проекты? Многие фильмы изначально не окупятся, потому что авторское кино далеко не всем интересно. А ведь есть режиссеры, которые хотят снимать качественное и умное кино для всех. Но денег на достойный продукт для широкого зрителя у нас сейчас практически нет. Режиссеры опускают руки, зрителям наплевать, что показывают в кинотеатрах и сколько там наших фильмов, в итоге мы наблюдаем взаимную деградацию. И авторов, и зрителей. И на телевидении тоже. Вот что хотелось бы сказать в первую очередь…
Петрушин тушит сигарету. Их в пепельнице много. Мне трудно спорить. Я спрашиваю, какие фильмы запомнились ему за последние годы. «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, «Гагарин. Первый в космосе» Павла Пархоменко, «Иуда» Андрея Богатырева и «Майор» Юрия Быкова, отвечает он.
- А что, процесс деградации обязательно взаимный?
- Да, это обычные законы нецивилизованного рынка. Только в данном случае торгуют не продуктовыми суррогатами, а интеллектуальными подделками. Как правило, кино- или телекомпании опираются на некие рейтинги; продюсеры опираются на мысль, что «с толпой нужно проще», и в борьбе за внимание зрителя пытаются «опередить» ожидания аудитории, снижая невысокий интеллектуальный и нравственный уровень своих работ. Зрители быстро к этому привыкают и начинают требовать чего-нибудь покруче, пожестче и попроще. Вот так масс-культура опускается по спирали еще на один виток. Система основана на взаимных заблуждениях авторов и зрителей, а тем, кто пытаются преодолеть эту тенденцию, не дают денег. Ведь вопросы конъюнктуры и монетизации творческих замыслов – ключевые для продюсеров.

Время «трансформеров»
- И что же остается ценителям качественного кино? Многочисленные критики, в том числе из народа, криком кричат: стало нечего смотреть!
- С голливудских фильмов, которые у нас давно раскусили, такие зрители уходят через полчаса, не дожидаясь обязательного хэппи-энда, с наших фильмов уходят минут через пятнадцать. Я, наверное, мрачную картину нарисовал, но ведь это реальное положение дел. Помню, когда стоял в очереди на премьеру фильма «Царь» с Мамоновым и Янковским, которых зрители знают – в соседний кинозал очередь была втрое выше, хотя там крутили очередных «трансформеров»: человека-паука, черепашек-ниндзя и прочее «искусство». Я не против того, чтобы и такое кино было – я не ретроград и не зануда. Просто хочу, чтобы наши чиновники, а также сами кинематографисты вспомнили о великой воспитательной, идеологической роли кино. Его влияние на мировоззрение людей, на их отношение к окружающим, даже на повседневную жизнь огромно! Я вижу, как люди своим поведением копируют героев современных фильмов, вижу в них героев сериалов или рекламных роликов. Уже не столько в кино отражается действительность, сколько наоборот…
Петрушин снова закуривает. В окно виден Юбилейный микрорайон Краснодара. Жара. Люди покупают арбузы возле остановки.
- Знаете, безнадеги всё же нет, просто наблюдается кризис жанра.
- Но телевидению хорошо живется...
- Вообще-то, стоимость одного эпизода среднего телесериала гораздо ниже стоимости среднего полнометражного фильма. Поэтому телеэфир всегда заполнен. Сейчас, правда, федеральные каналы понизили расценки на закупку сериалов. Это прямой удар по качеству. Ведь теперь у съемочной группы меньше времени на собственно съемки – это дорогое удовольствие! Режиссеры вынуждены увеличивать выработку, но у всего есть предел. Значит, следует ждать нового витка «чего-то попроще». У нас сегодня сложилась удивительная ситуация: фирмы, которые закупают телеконтент, закупают его через аффилированные фирмы – то есть, у самих себя! Фирмы-«дочки» снимают для фирмы-«мамы». И многим режиссерам «со стороны» на ТВ пробиться невозможно! Таковы правила игры…
Петрушин улыбается.
- Прошу учесть, что это – только мое личное субъективное мнение, другой человек видит ситуацию иначе. Кто более успешен, не будет говорить столь категорично. Тем более, кино – сфера людей творческих, креативных; не будем сбрасывать со счетов нашу русскую смекалку. Непростой период, сложный, но я верю – мы его переживем и выйдем на новый уровень. Я вообще считаю, что кинематограф живет в головах людей сам по себе. У каждого он свой… Тем более, технологии дешевеют. Уже любой школьник может снять свое собственное кино на айфон – когда такое было?
Мы пьем чай. Сплит убил жару. Чай греет.

«Краснодарфильм»?
- Хорошо, что у нас по-прежнему есть одержимые кинематографом люди, готовые снимать «на свои» и работать почти бесплатно, ведь есть хорошие примеры, кто-то все-таки пробивается наверх. Есть успехи и в большом кино, и в короткометражном, так что при грамотном государственном подходе всё у нас сложится! Может быть, следует ввести квоты на показ отечественных фильмов на большом экране, как в Европе. Может, нужны новые законы. Может, нужно что-то вернуть. Куда делись многочисленные региональные киностудии? Одесская, Ялтинская, Свердловская, имени Довженко? Они раньше были на слуху. Сейчас региональные власти и меценаты не идут на их возрождение – риск большой. Местные сценаристы вынуждены отправлять свои работы в Москву, где от их авторского замысла ничего не остается. Там всё переделывают в угоду трендам, решая за нас, каким должно быть кино. И оно выходит одинаковым. И его нельзя смотреть.
Почему все герои картонные? Почему им не идут костюмы? Почему я вижу, что артист боится повредить реквизит – его что, могут оштрафовать? Почему в фильме «Они сражались за Родину» я вижу Шукшина, Бондарчука, Никулина, Тихонова и Буркова, которые срослись со своей формой, с окопами, и я им верю, а в нынешних многочисленных фильмах о войне я не верю ни нашим, ни немцам? Не говорю уже об ошибках исторических.
- Вывод?
- У нас нет системы. Есть хорошие авторы, которым пока не суждено заявить о себе, несмотря на хорошие произведения, я лично знаю многих таких ребят, имена которых никому ничего в стране не скажут, а могли бы. Идей полно, но, как только дело доходит до смет, всё стопорится. И спонсоры ссылаются на кризис. Это неверный подход по своей сути – всё переводить в деньги. Нужен другой заряд. Я, честно говоря, надеюсь, что новый руководитель краевой администрации Вениамин Кондратьев нам поможет. Мы, как группа единомышленников, хотим встретиться с Вениамином Ивановичем и рассказать ему о наших авторских проектах – без господдержки снимать сейчас сложно.
Наша мечта – открыть в Краснодаре полноценную региональную киностудию. Нам по силам снимать игровое кино, «полный» и «короткий» метр, документальные и публицистические фильмы. В том числе по истории Кубани. Есть сценарии, есть идеи, есть даже какие-то собственные средства для инвестиций, но, грубо говоря, нет денег на самые затратные статьи.
Опыт есть. В 2010-м мы сняли авторский фильм «Собака бешеная». Автор сценария и режиссер – известный музыкант Евгений Куземин, продюсером выступил Костя Омельчак. Фильм снят по мотивам «Бешеных псов» Квентина Тарантино, на наш, русский лад, за копейки. Парни хорошо сыграли, хотя многие – непрофессионалы. Порой энтузиазм творит чудеса, но всё время так снимать невозможно. Когда-то с москвичами сняли короткометражный фильм «Куклы Фрейда» и полный метр «Сны старого отеля»…

Изнанка свободы
- Вроде бы, свобода полная, но в регионах снимать кино трудно. Во-первых, в Краснодаре нет своей киношной инфраструктуры, и все специалисты по этой причине либо в Москве, либо за границей. А тот факт, что на Кубани снимают много фильмов, не должен обманывать нас самих – это москвичи снимают, хотя мы могли бы снимать не хуже, как минимум. У нас большая нехватка профессионалов узкой специализации – художников по гриму, по костюмам, по свету – даже второго помрежа проблема найти!
Однако мы снимаем «документалку», и помогаем снимать москвичам. Четырехсерийный фильм «Степные дети» режиссера Дмитрия Черкасова – это наша, кубанская история про детдомовцев.
Парадокс: нам самим у нас снимать гораздо дешевле, но мы не можем себе это позволить! Ведь есть технические возможности, современная матбаза, силы и люди. Краснодару по силам снимать для всей страны игровые фильмы.
- Но какой смысл снимать авторские фильмы, если они не попадают в кинотеатры и на ТВ?
- Знаете, смысл всегда есть. Да, затраты на авторское кино не «отобьешь» в прокате, народ в кино ходит мало, он привык смотреть то, что знает, и не желает «заморачиваться». Зритель хочет развлекаться, хотя тематических и патриотических фестивалей в стране хватает. Почему так? Потому, что невозможно понять и даже просто объяснить политику наших телеканалов. Вот скажите, почему в самое смотрибельное время нам крутят разную чепуху, а хорошие фильмы начинаются не раньше полуночи? Кто так решил? Какие рейтинги такое показали? Кто их составил?
- Кстати, давно это заметил. Даже футбол вечером невыгоден.
- Тут ведь не в рейтингах дело. Просто сериалы смотрят все домохозяйки, а серьезные фильмы – не все (смеется). К сожалению, экономическая политика федеральных телеканалов непрозрачна, причина, думаю, в этом. Но о грустном не хочу больше говорить. Снимать фильмы надо! Потому, что творчество – это что-то светлое, доброе, и если есть отклик в широких массах, а точнее – в душах людей, если кто-то из режиссеров доказал, что наше кино живо, тогда и другим хочется жить, снимать, не спать ночами, продвигать свои идеи.
 
О новых героях
- Так может, пришло время новых героев? В Краснодаре они есть?
- Есть у нас сценарист и актер Геннадий Казачков. Это человек, который сам себя сделал – и как актер, и как сценарист. Он сейчас пишет для федеральных каналов, придумывает какие-то ментовские истории, но у него есть серьезные идеи и проекты. Как известно, проще написать повесть, чем киносценарий. Это особое искусство, где автору нужно учитывать нюансы кинопроизводства. Другой наш талантище – оператор Александр Шаров. Он работал на многих проектах, и всегда получал хорошие отзывы авторитетных людей. А на Кубани он сам авторитет для многих.
Может быть, время новых героев пришло. У меня в столе лежат пять игровых фильмов, которые могут сделать известными их авторов. Но говорить о них пока не буду.
- Многие фильмы усиленно рекламируют, а зритель разочарован. Пожалуй, только «Брестскую крепость» хвалили. Почему так происходит?
- Потому что трудно снять хорошее кино. Трудно отразить реальность. Критикуют правильно. Фильм Бондарчука-младшего «Сталинград» масштабный, но в нем нет Сталинградской битвы. «Битва за Севастополь» - отлично сделана, но там тоже нет битвы. Названия придуманы для продажи на Западе, это рекламный ход. Про трилогию Михалкова я вообще не стану говорить. На такие деньги можно было бы столько хороших фильмов снять! Есть такое понятие, как «выпендреж гения»: такому уже скучно снимать простые истории, им надо нечто, чтобы всех сразить. Им действительность скучна.
Хотя, попробуй, сними фильм про 90-тые – тебе каждый скажет, где ты соврал или ошибся, потому что люди помнят это время. А в фильме о 30-х якобы можно ошибиться – кто знает, как оно было? Мы недавно снимали кинопробы про 30-тые годы. И сразу возникла масса вопросов к военной форме. Обратились к специалистам, а они рассказывают каждый по-своему, и кто прав? Один говорит – кобура была другой формы, второй – что у галифе сзади был карман. Другой момент: хотели снять эпизод про Суворова на Кубани, тем более, компьютерные технологии позволяют упростить процесс. Но сразу вопросы: как одеть массовку, где достать форму солдат той эпохи? Мы узнали, какой был цвет мундиров данного полка, но нам никто не смог… сшить эту форму! Ведущие компании, обеспечивающие костюмами весь российский кинематограф, сказали: первую и вторую мировую – пожалуйста, а про Суворова никто давно не снимал, мы специально шить не будем. Казалось бы, тебе платят – бери да шей! Но нам отказали: нужно много времени на исследования, разработку, эскизы. А театральные костюмы не подходят, их ненатуральность сразу видна…
Я вздыхаю. Снять кино – очень непростое дело. Но очень увлекательное. А снять хорошее кино – дело архисложное. Для этого надо проще смотреть на саму жизнь, и тогда всё получится. Вот такое размышление.
- Какие пожелания по случаю отраслевого праздника?
Юрий Евгеньевич долго смотрит на меня, потом говорит:
- Хотел бы пожелать зрителям по такому случаю выключить телевизор и посмотреть любой фильм из советской киноклассики – неважно, что в десятый раз. Просто люди гарантированно получат заряд положительного настроения. А своим коллегам, режиссерам, я бы наоборот посоветовал включить в этот день телевизор, выбрать что-нибудь непотребное, смотреть – и думать. И после этого перестать бояться делать собственное кино!
Еще раз с праздником, киноманы!
Герман Джулаев.


Рецензии
Со словом дружите, Герман.
Журналист?
Я тоже из Краснодара.
Вам привет от брата моего Андрея Вялого.

Василий Вялый   22.09.2016 11:34     Заявить о нарушении