О чем мечтает Тарасиков

- Встретиться? Да не проблема! Я ж пенсионер, у меня времени много, - слышу бодрый голос Тарасикова. Он приезжает в музей женского гандбольного клуба «Кубань» на улицу Чкалова. На стенах портреты великих игроков и их бывшего главного тренера, написанные маслом в эпоху расцвета. В 80-90-е их знали в лицо.
- Меня до сих пор узнают все, кто постарше. Я часто по краю езжу, а в районах работают выпускники нашего аграрного университета, мы ж в зале сельхоза столько лет играли. Молодые меня особо не знают, но они не знают, кто такие Брежнев и Ленин, не говоря уже о Мао Цзе Дуне, так их сейчас учат. А мне до Брежнева далеко, - улыбается Александр Иванович.
Тарасиков – легенда кубанского спорта. Посвятил свою жизнь гандболу. Выигрывал с женской сборной СССР чемпионат мира 1990 года в Сеуле, бронзу на Олимпиаде в Барселоне-92. Дважды сделал «Кубань» чемпионом СССР, причем Кубок-1992 после развала Союза навечно остался за нами. Девять раз команда выигрывала серебро СССР и России, дважды брала Кубок кубков (и дважды упускала), играла в финале Кубка чемпионов.

Рыбалка как способ не сойти с ума
Всё бурлило. Казалось, потоку медалей конца не будет. Но 13 июня 2006 года, после 36 лет бессменной работы в клубе, Тарасикова из команды попросили. Отправили на пенсию, как он говорит, «по ИХ собственному желанию». Ради новых побед без него. Интересно, что игроки созданной им уже третьей по счету команды… тут же разбежались.
- Я просил не отстранять меня от «Кубани». Тогда, в 2006-м, я видел, насколько перспективна эта команда, мы могли бы обеспечивать наш край медалями еще долго. – Тарасиков говорит очень серьезно. – Какой состав, смотрите: Смирнова, Сень, Курепта, Дмитриенко, Бобровникова, Пазич, Храпонова, Буряченко, Кирюшина, Шевелева, Цвиринько, Тарноградская, Матвеева, Житлова, Зайцева…
Кураторы спорта не прислушались. «Кубань» и Тарасиков порознь уже девять лет. А побед нет, хотя команда сменила пять главных тренеров. На «Кубань» почти перестали ходить. Ради чего было городить огород? Накануне сезона 2015/16 очередной главный тренер решил обновить команду за счет десятка юных спортсменок… из Белоруссии. Как будто нет своих спортивных школ. Парадокс: край вкладывает деньги, а команда теряет своих воспитанниц. Если раньше в «Кубань» приходили ради больших побед, то теперь – уходят.
…Многочисленные кубки, тарелки, медали, призы из драгметаллов сияют на стендах клубной славы, пылятся в шкафу вместе с большими красными фотоальбомами. Здесь подлинная история великой команды. Тарасиков – единственный ее хранитель. Боль от расставания с командой всей его жизни притупилась, но не ушла.
- Гера, веришь, я тогда чуть с ума не сошел, я не мог поверить в то, что произошло. Меня сняли, потому что завидовали моим успехам, и ладно бы, они становились чемпионами, я бы это понял. Так ведь нет побед, ни-че-го нет! Девять лет впустую! (Тарасиков ударяет ладонью по столу). Вот это обидно! Ты спрашиваешь про рыбалку, про мое хобби. Так для меня гандбол был хобби, а рыбалка была профессией. И она меня тогда просто спасла. Отставка мне слишком тяжело далась, это как доменную печь остановить – нельзя этого делать, ее разжигают один раз на годы вперед. Пришлось потом поработать нанятым тренером – на Украине в «Моторе» у Богуслаева, в «Вешняках» у Лаврова. У Трефилова два года был помощником в «Звезде». Девчата смотрели на меня квадратными глазами – им же говорили, какой я страшный, а я молчал, знал, что пришел в чужой монастырь. У меня жена, сын, внук, нужно зарабатывать, да и вообще, моему поколению стыдно не работать. Я так воспитан, понимаешь, я был шестым ребенком в семье, мы все пахали…
Сейчас, считает тренер, пришло время мудрости. Он на многое смотрит спокойнее. Бог, говорит, всё видит и каждому воздаст.

Зачем Тарасикову пляжи
Сегодня Александр Иванович тоже поднимает гандбол, но уже пляжный. В «Клубе спортивной подготовки по игровым видам спорта» Тарасиков развивает пляжное направление в качестве советника и инструктора-методиста. А Людмила Пазич, которая у него столько лет играла, там на должности зама.
- Пляжные виды спорта нам надо поднимать, грех не использовать свое побережье, нам Бог дал Анапу и другие курорты. Наше министерство спорта нацелено на это направление, поскольку пляжный волейбол уже давно как вид участвует в Олимпиадах, на подходе футбол и гандбол. Мы уже потеряли много лет только потому, что не занимались ими в крае по-настоящему. А они – будущее Краснодарского края!
Тарасиков обеспечивает проведение соревнований по краю. Грядут Всемирные игры молодежи-2017 в польском Вроцлаве и детско-юношеские Олимпийские Игры-2018 в аргентинском Буэнос-Айресе. Готовятся всерьез.
- Способных ребят хватает. В станице Павловской на первенстве страны по пляжному гандболу местные девчата заняли второе место, их Сергей Фоменко тренирует. Сейчас проводим краевое первенство по пляжному волейболу в поселке Витязево под Анапой. Работаю с большим удовольствием, вижу, как трудно поднимать эту целину, завидую некоторым районным школам. У них нет особых денег, зато есть великолепные базы. Меня потряс «газпромовский» зал в станице Голубицкой Темрюкского района, он фактически отдан станичным ребятам. Хорошие условия в Щербиновском районе, в Отрадной, в Крымске. Как говорил Вася Мачуга, наш первый министр спорта России, надо в тех станицах, где есть талантливые тренеры, строить ЦОПы, чтобы подтягивать детей из ближайших станиц, воспитывать спортсменов на местах, а не тащить всех в Краснодар…
Дома Тарасиков появляется обычно не раньше десяти вечера. На работе, цитирует он Путина, важно не количество проведенных часов, а качество работы. «Это вообще определение уровня мастерства и полезности человека любой профессии», - уверен тренер.

Гол из заступа
Бывают самые памятные моменты – например, если сбывается мечта. А если не сбывается? Тарасиков мечтал выиграть олимпийское золото. Один гол решил всё. Александр Иванович в Барселоне руководил «Объединенной командой» - СССР уже не было. После выигрыша группы в полуфинале звездной команде противостояли норвежки.
- Нам не хватило до овертайма каких-то двух секунд! Норвежки забили решающий гол из метрового заступа, но словенские судьи этого как бы не заметили, счет стал 23:24, и я понял, что уже никак физически ты это не исправишь. Туман в голове, и мысль: мне надо теперь это как-то пережить. А как?! Мы ж проиграли команде, которую в 14-ти матчах за три года моей работы в сборной обыграли 13 раз, и еще раз сыграли вничью, на ихнем «Полярном кубке» в Осло. Мне тогда их даже жалко стало…
Норвежки вообще не должны были попадать на ту Олимпиаду, но спортсменам Югославии МОК объявил им бойкот. Тогда и вспомнили о скандинавках, которых как раз русские и не пустили в Барселону двумя годами ранее, когда в Сеуле на чемпионате мира в своей группе обыграли норвежек вторым составом.
- К сожалению, те победы над норвежками сидели в головах у девчат, я чувствовал беду, но не мог достучаться до лидеров. В таких матчах игроки, что ты им ни говори, тренера словно не слышат. Мы проиграли первый тайм, достали их во втором, но тут этот гол – и всё! Наверное, это Бог меня за что-то так наказал. А ведь мы ехали на тот турнир в ранге явных фаворитов, вместе с немками. Как раз у Германии мы и выиграли бронзу…
Александр Иванович смотрит в окно. И видит не старые частные домики на той стороне улицы, а бурлящие залы и слезы наших игроков.
- Мне за Олимпиаду дали аж целую тысячу долларов, а сейчас дают тридцать тысяч, машину и квартиру. Думаешь, нас с букетиком кто-нибудь встретил? Во!!! Еще и из сборной пришлось уйти, потому что бронза – тогда это был позор! И потом, перспективы не было: я хотел строить сборную на основе «Кубани», а мне бы этого не дали…
Бронзовая медаль висит на стене. Среди многих других. Но те слезы Тарасиков уже пережил. Нынешней жизнью по-философски доволен.
- Я оптимист. Человек так устроен: когда ему всё валится в руки, он теряется, он жирнеет. Я всегда любил свою Родину, я патриот. И за границу не уехал, там люди не нужны. Мне здесь интересно, в Краснодаре. Талантами наша Кубань по-прежнему богата, просто у молодежи не хватает стержня, ими мало занимались, прежней четкой системы уже нет, когда детские и взрослые тренеры трудились в одной связке. Может, прочтут твою статью и узнают, что я рыбу ловлю и жду своего часа. Мне надо два года, чтобы собрать команду, и она стала давать результат. Сколько времени Бог даст, не знаю. Главное, что внутри я такой же!..
Герман ДЖУЛАЕВ. Фото Михаила СТУПИНА.


Рецензии