90-13. О пороках. Мстительность

     Мстительность  (т.е. потребность ответить злом на причинённое зло)  глубоко засела в саму человеческую суть (можно было бы сказать – «в душу», но вряд ли этот отвратный порок совместим с понятием «душа») и выковырять её оттуда вряд ли когда-нибудь окажется возможным. Само библейское выражение «око за око», т.е. наказание виновного, равное преступлению, только подчёркивает древность этого очень спорного принципа. Христос, кстати, не разделял, как утверждается в Евангелие, такой подход к наказанию:

     «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:38-42).

     Эти  удивительные слова Спасителя, сказанные им в Нагорной проповеди, формируют совершенно новое отношение к казавшемуся совершенно естественным  человеческому стремлению – отомстить обидчику. Здесь месть из вполне законного раньше деяния превращается в действие, неугодное Богу, в грех, в котором надо каяться и который надо искупать. И которого в любом случае надо избегать. Удивительно то, что, по сути, верные слова Христа невозможно всегда, что говорится, «претворять в жизнь», по крайней мере, в тех реальных условиях, в которых мы живём. 

     На мой взгляд, христианское понятие «непротивление злу» (отметим в скобках, что Толстой в своё время взял его в качестве краеугольного камня своей философии, за которую в конечном итоге был отлучён от церкви) надо понимать не как руководство к действию (оно и невозможно в современном мире), а как, скорее, «вектор развития» человеческих отношений – вектор, который должен просто обозначать тенденцию к уменьшению зла в мире. Суммарное зло (жестокость, насилие и др.) должно уменьшаться – к этому призывал Христос в проповеди, говоря о непротивлении. Месть никаким боком с этой задачей не вяжется, любая месть лишь увеличивает зло.

     Так надо сопротивляться злу или нет? Надо, конечно – но там, где без этого отпора невозможно обойтись. Речь не о том, надо ли, к примеру, защищать своих близких от несправедливости и насилия.  Здесь вопроса нет, это само собой разумеется, с применением при необходимости и ответного насилия. Почему? Да этим ты не увеличиваешь, а уменьшаешь зло, пусть совсем малую его частичку.  Речь о том, что многие мелкие обиды, которые как зло и воспринимать-то смешно, у иных людей (и их немало) вызывают только одну реакцию – желание отомстить. А надо ли? Много лучше почитать в этом случае Нагорную проповедь, Спаситель говорил её и для вас тоже. Вот здесь «простить врагу», а не распалять себя по мелочам, вполне уместно и вполне по-божески. Внесите свою лепту в благое дело уменьшения мирового зла.

     Приведём в заключение слова Ювенала: «Месть есть наслаждение души мелкой и низкой». Так оно и есть, очевидно, а посему следить за собой никогда не вредно. Удовольствие от мести – это дёшево и мелко.  «Дорога никуда» - так, насколько я помню, называется один из романов Александра Грина, и хотя он несколько не по нашей теме, но название здесь подходит как нельзя лучше…


Рецензии