Пламя Духовного Пути

   
                (Выступление на открытой дискуссии по теме  " Социальный ресурс Победы 1945 года в детском движениии:трансформация в современных условиях".Москва, 26 марта 2005 года,
Международная научно - историческая конференция "Социальные ресурсы Победы:детское движение")




     Духовную жизнь любого общества составляет совокупность идей,которыми оно дышит.

     Но среди множества идей,питающих общество -одна всегда играет роль доминанты,первой скрипки в оркестре,роль несущей стены здания.

     В религиозных государствах-это идея Бога.

     В светских-любая другая.Национальной независимости,капитализма, социализма,фашизма и прочее и прочее.

     Развал СССР ,еще раз наглядно доказал ,что Миром управляют Идеи,которые овладевают людьми, а также зависимость светской доминанты той иди иной идеи от ее привлекательности для подавляющего числа населения страны. И осознание этого факта заставило многих специалистов из разных областей управления общественной жизнью задуматься над поиском в Мире Идей некого инварианта дискредитированным в глазах общества прежним светским Идеалам,поиску некоего Морального Абсолюта, устойчивого к любым изменениям в политических воззрениях общества, который бы устроил всех его членов независимо от возраста,пола,вероисповедания, содержимого кошелька,национальности и прочее.

     Но парадокс состоит в том,что Идеология,которую так упорно ищет новая Российская Государственность испокон веку живет в сердцах ее подданных.

     Подвергнутая осмеянию и остракизму, взявшими над ней верх другими идеологиями, она , лишь на время утишила свою мощь, чтобы развернуться в полную силу в спасительном для всего человечества рывке вперед и вверх.

     Овладевая умами все большего количества людей, она уже стучится в двери государственных институтов и организаций, требуя мобилизации всех их наличных ресурсов для ее утверждения в массовом сознании. Ибо заложенный в ней Импульс Человеческого Достоинства способен вдохновить миллионы людей к самосовершенствованию во имя Жизни на Земле.

    России, в настоящий момент ,  возможно,как никогда прежде, нужна  СВОЯ  «ГАЛАХА».

    Нужен свой  бытийный Моральный Кодекс Гражданина России в основе, которого лежит , идущее из глубины веков   вместе с государственным ,   законодательно оформленным, и правовое сотворчество народа.

    Появление в свое время  Морального Кодекса  Строителя Коммунизма ,вне сомнения, было продиктовано  такой же, как сегодня ,необходимостью  Советского государства в Морали ,опирающейся на  бытийные нравственные законы , заповеданные Христианством и укоренившиеся на протяжении веков в общественном сознании  .

    Адаптированный  к новым историческим  условиям Библейский  текст  Морального  Кодекса  Строителя Коммунизма не вступал в противоречие  с исторически сложившимися в народе представлениями о нравственности и  морали.    И Христианские заповеди , ориентированные   на воспитание  совершенного человека  ( « Будьте совершенны,как   совершенен  Отец  ваш Небесный.» Евангелие от Матфея, 5:48 ) получив новый эпохальный импульс   не только    укрепляли  самосознание  общества в  его  поступательном развитии  вперед, но и  были  успешно использованы  Советской властью  в воспитании  подрастающего поколения.

    Еще в 1994 г  постсоветскому обществу  была  предложена  для реализации философская концепция  воспитания молодежи в новых исторических условиях ,в основу которой  легла идеология  названная автором Идеологией "Доброго воления". И суть этой  идеологии «в вовлеченности каждого в  общечеловеческий процесс служения Добру.»

    Согласно идеологии  Доброго воления,назначение Человека  состоит в том, чтобы  следовать голосу своего Достоинства. А Достоинство человека  состоит в том , чтобы состояться  как ЧЕЛОВЕК, т.е.  существо , наделенное волей , как  осознанным намерением,желанием; как существо ,имеющее право выбора  и склоняющего  свою волю  ( т.е. осознанное намерение, желание)и свой  выбор  в пользу Добра.

    Понятие  Достоинства ,по существу объединяет все то ,чего требует от нас императив нравственного  Долга.А "Долг -есть гипостазированная  Честь". (Э.Фагэ).

    Таким образом ,Идеология  Доброго воления, объединяя  ключевые понятии я  высокого  человеческого Духа : Достоинство, Долг, Честь , и являясь   в основе своей надклассовой, надрелигиозной, не зависящей  ни от пола , ни от возраста , ни от образования , способна  стать  идеей , формирующей  жизненное  кредо Человека и объединить  общество   разрозненных индивидуалистов  в единый  род,  стремящихся к Благу  людей.  Благо-род-ный  человек-это человек из  рода  людей Благих   т.е. Добрых Намерений.

     И понятие воли ,в контексте Идеологии  Доброго воления,являет собой не свободу выбора между добром и злом, светом и тенью, желанием и нежеланием ,а  ответ ,врожденному инстинкту  Homo sapiens  дистанцироваться от звериных инстинктов остального живого мира  .

    По сути  Идеология Доброго воления, Идеология вовлеченности  каждого в процесс общечеловеческого служения Добру – есть Идеология Совести Гражданина Третьего тысячелетия. Ибо только  в добром волевом усилии каждого человека – залог спасения Планеты и Человека на ней.

   Любая идеология вырабатывает собственную мораль, а мораль выражается в своде правил, заповедей или законов.

   Благородная Идея вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения Добру, выражается  Моралью Человеческого Достоинства  и заключена в  5 пунктах" Кодекса Чести". Кодекс  Чести  Гражданина  легко запоминается даже детьми благодаря 5 ключевым словам ,выстроенным в смысловую цепочку:
             ИМЕЙ, ПОМНИ, ХРАНИ, ПОЧИТАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ.

   Запоминание  выстраивается ,отталкиваясь  от слова ИМЕЙ .

   Отсюда  произошло  и слово  ИМЯ - индивидуальный указатель, остающийся за человеком и после  его смерти.

   Поэтому стартовое слово  ИМЕЙ забыть невозможно, как и ответ на вопрос : что  должен иметь имеющий имя ?

   Ответ    в контексте  Идеологии  и морали из нее вытекающей очевиден:« ИМЕЙ ЧЕСТЬ, Имеющий Имя!»


          Итак, выстраиваем  ключевые слова в  логическую цепочку:


          Если человек, что-то     ИМЕЕТ,
                то он об этом ПОМНИТ.

          Если  человек что-то имеет о чем  он помнит-
                то он это      ХРАНИТ.

          Если человек что-то имеет, о чем помнит и хранит,
                значит он это       ПОЧИТАЕТ.

          Если человек что-то имеет о чем помнит,что хранит и почитает,
                то он это  СОВЕРШЕНСТВУЕТ.
 
         Таким образом, КОДЕКС ЧЕСТИ остается в памяти как:

-   ИМЕЙ ЧЕСТЬ
-   ПОМНИ О ДОЛГЕ перед Родиной, людьми,родителями и собой
-   ХРАНИ ВЕРНОСТЬ слову, делу которому служишь, товарищу и себе
-   ПОЧИТАЙ СВЯТЫНИ свои и чужие
-   СОВЕРШЕНСТВУЙ СЕБЯ и окружающий мир

        Тогда, в далеком 1994 году  скромный труд автора остался , почти незамеченным в масштабах страны , опьяненной свежим воздухом глобальных перемен.Но сама идея, вброшенная в общественное сознание пассионарной волей, стала резонировать с глубинными пластами  Русского Духа, находя отклик в  сердцах тысяч людей разных национальностей заряженных русской ментальностью и  проявляясь безвозмездным служением и посильной помощью всем, кто в этом нуждался.

        И сегодня, когда потеря смыслов, разброд и шатания в нравственных представлениях охватили не только отдельных людей по всему Свету,но и затронули целые страны и народы, когда веками цементируемая светская мораль разрушается под ударами агрессивной софистики новоявленных ревизионистов, когда раздирания церквей становятся почвой для умножения ересей восстаний и заблуждений человеческих -Россия может и должна явить Миру не только колоссальный ресурс своих недр и созидательный потенциал своих людей , но и указующее золотое Пламя Духовного Пути для всего Человечества.


Рецензии