Памяти отца Александра

Отец Александр, во многом, опередил свое время.
Безусловно, апогеем его пастырской деятельности стал так называемый период «перестройки» в СССР. Иногда даже казалось, что вся его предыдущая жизнь была лишь тщательным приготовлением к ее последним нескольким годам.

В те самые годы (середина-конец 80-х), когда искренняя жажда знания и понимания христианства возросла многократно, а Интернета, изобилия книг и даже достойных церковных газет еще не было и в помине, отец Александр стал человеком, бескорыстно дающим Свет Христов окружающим людям — через живые проповеди, лекции, разговоры с прихожанами, а в самые последние годы жизни и на телевидении (его книги в те годы еще не издавались).

Как известно, это был период «восторженного неофитства» в христианской среде нашей страны, закат явно ослабевшей — и финансово, и идеологически — Советской империи.

Как раз тогда случился короткий «медовый месяц» Церкви с интеллигенцией. В том числе потому, что лучшие представители и той, и другой считались «диссидентами совка», пускай это диссидентство и имело совершенно разные корни — нравственные, идеологические, политические — и т.д.

Отец Александр опередил свое время еще и по той причине, что так и не был понят современниками — да и сегодня его пастырская деятельность нередко получает кардинально противоположные оценки в православной среде.

Как и на любую абсолютно неординарную личность, окружающие люди пытались повесить на него разные ярлыки.
Отца Александра называли то «пастырем для интеллигенции», то «церковным диссидентом» и «либеральным модернистом» — а порой даже и «священником, самонадеянно впавшим в прелесть умственных ересей».

Конечно, ни одно, ни другое, ни третье не являлось даже слабым отображением истинного портрета отца Александра...

***

P.S.
К сожалению, сегодня тот уникальный шанс из второй половины 80-х - сотрудничество (соработничество!) Церкви с интеллигенцией практически упущен.

В чем вина обоих сторон.

Интеллигенции — за чрезмерные придирчивость, критицизм и даже не прощение неизбежных слабостей земной (!) Церкви.

И Церкви — за ее часто непоколебимо - дремучий консерватизм, феодализм внутреннего устройства, да и нелюбовь к думающим людям (взамен "рельс" и обрядоверия).

Жаль.
Следующий шанс на сближение (при нынешнем положении дел) выпадет нескоро...


Рецензии