1216. Продолжение войны с Цзинь

   1216 г. от Р.Х.
   6724 г. от С.М, 612-613 (с 20.IV) г.х., год Мыши (23.I.16-8.II.17)

   1216. Продолжение войны с Цзинь
 
   ЮАНЬ ШИ цз.1. Тай-цзу (Чингис-хан) [1.1, с.467].
   Весной года бин-цзы, 11-го [от установления правления], [Чингисхан] вернулся в свою походную ставку на реке [A]pyyт. Чжанчжи попал в ловушку в Синчжунфу — Мухали напал на него и усмирил.
   Осенью салджиутский Самуха-батур вывел войска из Си Ся и быстро достиг Гуаньчжуна, затем прошел и взял заставу Тунгуань, взял в плен цзедуши цзиньской сианьской армии Нипангу Болуху, овладел местностями в Жучжоу и, дойдя до Бяньцзина (Кайфына), вернулся.
   Зимой, в 10-й луне, Пусянь Ваньну покорился [монголам], его сын Тегэ вступил на службу [им]. После чего он опять взбунтовался и самочинно назвал [свое государство] Дун Сях.
   
   РАД. Краткая летопись Чингис-хана [1.2, т.1, к.2, с.255].
   Чингис-хан в этом году послал Мукали-гойона с войском левого крыла захватить вторично города, которые они взяли за эти годы и которые снова восстали.
   
   РАД. О восстании Джан Гина, принадлежащего к [числу] эмиров Джурджа, [до сего] подчинявшегося Чингис-хану, и об отправлении Чингис-ханом Мукали-гойона, чтобы он его вторично подчинил [1.2, т.1, к.2, с.176-177].
   После того, в году кулугинэ, мыши, 611 г.х. [1214-1215], когда к Чингис-хану прибыло известие, что один из джурдженских эмиров, именуемый Джан Гин, бывший из города Гим-джиу и который перед этим подчинился [монголам] и Чингис-хан отдал ему города Ким-лин[?], Фан-ши[?] и Кук-лин[?], принадлежавшие к владениям Джурджэ, вторично восстал, назвал себя Лиу-си-ван с прозванием Тай-кань-ил, значение которого по-китайски будет «султан», и возложил на себя свыше предела и меры, – [Чингис-хан] назначил [против него] Мукали-гойона и послал [его] вместе с войском левого крыла схватить [Джан Гина] и вторично завоевать те области.
   
   РАД. О возвращении Чингис-хана из страны Китай и о расположении [его] в пределах своих орд [1.2, т.1, к.2, с.177].
   После того как Чингис-хан в течение этих трех-четырех упомянутых лет завоевал и покорил вышеперечисленные города и крепости, принадлежащие к владениям Китая, вышеизложенным образом, он вернулся обратно из той страны победителем и победоносным. В том же упомянутом году мыши, счастливый и достигший желаемого, он соизволил расположиться в своих ордах.
   
   ЦЗИНЬ ШИ. VIII. Сюань-Цзун. Чжэнь-ю 4-е лето [2.1, с.206].
   В 1-й месяц Злодеи "красной одежды" напали на Тай-ань, Дэ-чжэу и Бо-чжэу. Главнокомандующий западной частью губернии Шань-дун разбил их. В этом месяце монголы взяли Цао-чжэу; Сюань-цзун своего сына Суй-вана Шэу-ли объявил наследником престола.
   Во 2-й месяц монголы завладели всеми проходами горы Хо-шань. Сюань-цзун повелел указом написать на хартии имена умерших за правду вельможей и, воздвигнув храм, делать им жертвоприношения.
   В 3-м месяце генерал Чжан-вэн, истребив войско Чжао-фу, взял обратно Энь-чжэу.
   В 4-й месяц генерал Чжан-хай взял обратно 11 городов: Цинь-чжэу и другие, проигранные неприятелю. Сюань-цзун послал чиновников наградить военачальников и солдат по их заслугам. Некто Хао-дин, присвоив себе титул государя, постановил чиновников и взял три округа - Тэн, Янь и Шань-чжэу; более десяти уездов - Лай-фу, Тай (Сянь) и другие.
   В 8-й месяц, когда войско Ся вошло в Ань-сай-пу, главнокомандующий Цин-шэу отправил против оного отряд, который и разбил войско Ся. Монголы взяли Янь-ань. По прибытии войска Ся к реке Цзе-е-цзуй, цзиньцы разбили оное.
   В 9-й месяц монголы взяли Фан-чжэу. При нападении их на Дай-чжэу, начальник города Чэухэшан сразился с ними, но был разбит и взят в неприятелем. Монголы требовали от Чэухэшана подданства, но Чэухэшан не покорился и умер.
   В 10-й месяц, по взятии монголами заставы Тун-гуань, сберегательное пограничное войско пришло в смятение и обратилось в бегство. Генерал Пулуху выступил с войском против монголов, но был разбит. Пулуху умер. В сем месяце Сюань-цзул, учредив приказ приглашения мудрецов, предписал указом чиновникам внутри и вне столицы следующее: "По отыскании людей способных, мужественных и сообразительных, могущих управлять городами, представлять о них мне. Если кто из них по употреблении окажется действительно хорошим, в таком случае награждать и того, кто его представил. Те, кои имеют дарования, но неизвестны другим, свободно могут приходить сами в приказ приглашения мудрых и объявить о себе".
   В 11-й месяц 40.000 корпус Ся осадил город Дин-си-нянь. Во время приготовления оным военных (осадных) орудий, генералы Ши-чжань-хэси и Янь-ганьле с другими вышли с войском и, сражаясь всеми силами, разбили корпус Ся. При этом они побили 2.000 человек, несколько десятков схватили живыми, а остальные все обратились в бегство. По прибытии монгольского войска в место У-чи, корпус главнокомандующего Али-бусунь пришел в смятение и бежал.
   В 12-й месяц монголы взяли приступом город Пин-ян. Монголы вошли во все заставы в Дай-чжэу, Шень-сянь, Хэн-чэн, Пин-дин и Чэн-тянь-чжэнь и напали на Тай-юань-фу. Генерал Угулунь-ли послал в столицу с известием о своем стесненном положении. Государь Сюань-цзун предписал приказом идти на помощь войску главнокомандующего из губернии Лу-чжэу, также войскам правлений сюань-фу-сы в Пин-яне, Хэ-чжун Цзянь-чжоу и Мэн-цзинь. После чего монголы, оставив осаду, ушли.
   
   ГАН МУ. Бинь-цзы, 9-е лето. Царства Гинь правления Чжун-хо 4-е лето [2.2].
   Летом в 4-й месяц Елюй-люгэ, Король в Ляо, покорился Монголам.
   Монгольский Государь определил Елюй-люгэ главнокомандующим, и предписал иметь пребывание в Гуан-нин-фу.
   Зимою в 10-й месяц, Монголы взяли Нючженскую крепость Тхун-гуань.
   Монгольские войска расположились между горою Сун-шань и городом Жу-чжеу. Нючженский Прокурорский приказ представлял своему Государю так: «Неприятельские войска, миновав Тхун-гуань, Жао-гуань и Мянь-чжеу, далеко прошли во внутренность, и приближаются к западному предместью столицы. Им уже известно, что в столице находится многочисленное войско; почему, не делая приступа к городу, избегают сражения: но только конные отряды пресекают сообщение по дорогам, а другие войска их нападают на окрестные города. Это также есть неприметное стеснение столицы. Если только иметь в виду одно защищение городов, то бедствия, постигшие Среднюю столицу, скоро увидим и в настоящее время. Сверх сего общественные и частные запасы здесь, в сравнении с запасами Средней столицы, и в сотую долю не сравнятся. Вот от чего леденеет сердце наше. Желательно, чтобы В. В. приказали войскам области Шень-чжеу прикрыть Тхун-гуань и занять позицию в противоположности с Генералом Алибасом; выбрать в столице несколько десятков храбрейших офицеров, и каждому дать лучших солдат, чтобы они, смотря по обстоятельствам, производили поиски, инде сражались бы, а инде охраняли; еще предписать, чтобы и в Хэ-бэй таким же образом поступили».
   Нючженский Государь отдал сие представление Сенату. Сенатор Чжугэ-гао-ци сказал на сие, что Члены Прокурорского приказа несведущи в военном искусстве, и что оборонительная система им неизвестна. И так представление остановлено. Когда Монгольские войска день ото дня сближались около столицы, Гао-ци только для безопасности своей заботился и хотел, чтобы находилось в столице многочисленное войско. Таким образом области и провинции, оставленныя без всякой обороны, были разорены и разграблены. Нючженский Государь был обманываем, и положение царства его час от часу становилось опаснее.
   В 11-й месяц, Монгольский Мухури обложил Цзинь-чжеу, и убил Чжан-чжи.
   Как Генерал Чжан-чжи имел лучшие войска, и притом полагался на крепость местоположения, то Мухури предпринял хитростью взять его. И так, отрядив Уера осадить горную крепостцу Лю-ши-пху, при сем сказал ему: «Обложи сие местечко теснее, и мятежники не преминут отправить войска на помощь. Тогда я выступлю сверх их чаяния, и отрежу им возвратный путь. Таким образом в одно сражение можно захватить его».
   Еще предписал Мунгу-бухе занять позицию за 40 ли в Юн-дэ-сянь, и примечать за движениями. Чжан-чжи, услышав, что Лю-ши-пху обложена, в самом деле пошел с войском для спасения сего места. Мунгу-буха отрядил часть конницы, чтоб пресечь ему обратный путь, и наискорейше послал известить Мухури, который в полночь с поспешностию повел войска, и к рассвету, пришед к реке Шэнь-шуй, встретился с Чжан-чжи. Мунгу-буха подоспел с своими войсками, и учинили нападение с лица и с тыла. Чжан-чжи, будучи совершенно разбит, бежал, и Монголы обложили его в Цзинь-чжеу. Чжан-чжи в каждом сражении проигрывал: почему, затворив ворота, принял оборонительное положение. Чрез месяц Генерал Гао-и, связав Чжан-чжи, вышел из города и сдался. Мухури казнил его (Чжан чжи).
   Царства Гинь Генерал Сюй-дин разбил Монголов под Пьхин-ян.
   Сюй-дин, предполагая запереть Монгольским войскам дорогу чрез Желтую реку, призвал войска из пяти округов: Цзян-чжеу, Сю-чжеу, Ши-чжеу, Цзи-чжеу и Мын-чжеу, и поставил их в таком положении, чтобы могли напасть с лица и с тыла. Когда Монголы переправились из Си-цзинь, что в Сань-мынь, на север и приблизились к городу Пьхин-ян; то Сюй-дин вступил в сражение с ними. Монгольские войска были рази биты и ушли.
   
Продолжение: 1217. Разгром остатков меркитов http://www.proza.ru/2015/09/11/516
Введение и источники http://www.proza.ru/2015/08/05/1755

Последнее редактирование: 6.10.2017


Рецензии