Встречи-Пещера

                ПЕЩЕРА
       Иван проснулся рано, поднялся и я. Рассвет только начинался, и он посоветовал поспать. Низкие тучи были готовы пролиться новым душем, а гребень восточного хребта прочно увяз и почти растворился. Наших союзников уже нет, ушли на маршрут. Однако совесть заговорила и, поднявшись, присоединился к другу, который и костер развел из дров схороненых под избой. Потихоньку бужу Германа и Леонида. Десять минут разминки и озерная ванна. Возвращают ясность мысли и упругость мышцам. Легкий завтрак  и кружка крепкого кофе еще поднимают общий тонус. Герман остается верен себе и мелким бисером стелется перед Иваном.

       -Слышал ты объездил весь Союз: был в командировках в Казахстане, на горбатом «Запорожце» пересек Среднюю Азию, Кавказ, Украину с Крымом, а
заглянул-ли хоть раз в недра, посетил-ли пещерку.
        -Расскажу вечером,- парировал тот и начал готовиться к рыбалке.
        -Он побывал в Кунгурской пещере и в шахте на глубине 1050 метров, подсказал я, а сейчас пещера зовет, и завтрак готов. Астроблема номер два подождет хорошей погоды. Завтрак проглочен моментально.
        Снаряжения набралось многовато-топоры и капроновый трос, взятый в долг  у хозяев избы, фонарики, у Леонида свой шахтный, пара геологических молотков, горный компас, зубильце, рулетка, газеты для упаковки образцов, пара рюкзаков Иван советует взять и пилу, но Герман уверяет, что там и с топором едва подступишься к деревьям.
        Вход в пещеру на уровне головы, а до воды метров пять. Герман выбирает подходящую сосну и начинает рубить. Его сменяет Леонид. Когда заруб достигает средины ствола, Герман останавливает работу и  уже сам, осторожно, рубит с другой стороны. Наконец, сосна трещит, кренится и падает на откос породы и в воду. Мне поручается обрубка сучков. Через полтора часа две семиметровые лесины подняты наверх. Нелегкая это работа – тащить дерево по узкому и низкому проходу, а оно еще и не вписываются в изгиб хода. Первую лесину мы обрубаем дважды, и она становится шестиметровой. Другую, затянутою большим диаметром вперед, мы с трудом, но протащили. Они пришлись по размеру на метр длиннее органной трубы.
        Для больше устойчивости их, молотками выдолбили ложе, в слежавшейся щебенке, присыпав породой. Герман, с подстраховкой капроновым тросом прошел
первым. За ним перебрались Леонид и я. Фонарь Леонида высветил внизу часть
какого-то скелета, и холодок побежал у меня по спине. Как он попал туда,
безвестный спелеолог, сколько он там лежит? А Герман уже спешит к колоннам и
сталактитам. Между ними валяется сбитый кругляш. Он рубит зубилом глубокую борозду по периметру и только потом раскалывает сталактит пополам. Образец хорош. Концентрические круги: от светло-желтого до темно-коричневого
и, искрящиеся кристаллики кальцита, дают прекрасный эффект. Я тем временем рисую в блокноте план грота и аккуратно вывожу «Сталактитовый». Горным компасом даю ориентировку. В северо-восточной части обнаруживается узкий, но высокий проход, круто уходящий вверх. Движение воздуха здесь настолько слабое, что идти дальше опасно. Герман предлагает спуститься по органной трубе вниз и поискать второй выход из пещеры. Я вспоминаю, лежащий внизу скелет.

       -Бр-р! Жутковато,- вырывается невольное,да и водичка сочится, промокнешь поди. Может прав Леонид.      
       -Там всего лишь скелет и он едва-ли кусается,- утешает и ободряет Герман, и я пойду первым. Если хода дальше не найду - возвращусь.
       Советуемся с Леонидом. Как видно, ему надоело сидеть, бездельничать, и он крутит руками, согнутыми в локтях,  замерзает, как видно.
        -Я бы советовал возвращаться, Герка, безусловно, не согласится.
        Герман вяжет на веревке несколько узлов и со страховкой спускается.
        -Спелеолога уже более чем наполовину присыпало,- доносится его голос.
Спустя некоторое время исчезает свет его лампы, но вскоре вновь появляется.
       -Здесь небольшой грот, а из него узкий проход, с наклоном вверх, сухой и можно пройти. Больше ничего интересного. Что будем делать?
       -У спелеолога никаких свидетельств не осталось?
       -Есть одна занятная вещица. Посмотрите когда выберемся.
       После некоторого раздумья, я принимаю решение возвращаться.
       -Вот и прекрасно,- слышится в ответ, и он мурлычит какую-то песенку.
       На обратном пути я делаю замеры горным компасом и выхожу из пещеры,
когда друзья уже греются на солнце. Полдень. Очень быстро летит время в пещере, между прочим, и в шахте тоже. Над лагерем поднимается дымок от костра – Иван, похоже, занят приготовлением обеда. А у Германа все еще лирическое настроение, значит очень доволен результатами спелеологической экскурсии, и меня это радует. Иван встречает нас скептически.

       -Уже вернулись авантюристы, а я думал только к вечеру и появитесь.
       -Уж больно тайменя захотелось,- иронизирует Герман. Чай приготовил уже?
       -И не только тайменя, в лотке еще одна проба,  из нового шурфа. Пробился до скалы,и пробу взял, как его там, с плотика, когда  водичка пошла.
       -С плотика значит, это хорошо,- оскалился Герман.               
       -А чем вы порадуете?
       -А мы что? Штуфчик один на троих раздобыли, да жмурика там обнаружи-
ли. Я забыл сказать Володя, череп у него.необычно большой. Длинный какой-то может это йети?
       -С вами не соскучишся. Вечно вляпаетесь в какую-нибудь историю с про-
блемой.- и Иван покачал головой, ещё придется оправдываться, что не ты его угробил Герман Иванович.
      -Проблемы, конечно, есть, сгласился Герман, но не от нас зависящие. У спелеолга, Иван, я имею в виду скелет, так мы его нарекли, пробит череп. Каски около него я не нашел, одежда истлела. Думаю его в органной трубе трахнуло куском породы.
       -И ты лазил по этой трубе,- возмутился Иван.
       -А теперь посмотрите что я нашел у скелета и судите стоило-ли рисковать, и спускаться по трубе.

       Герман выложил на стол небольшую пластинку. А мне вспомнилось и его
возбужденное настроение, и уж слишком легко он согласился вернуться. Теперь все становилось  ясным. Всему виной эта последняя находка. Я взял пластинку в руки. Темносерый металл был тяжеловат, много тяжелее стали и
не поддался коррозии. На одной стороне был рисунок. Весьма похожий на звездную систему из пяти планет на орбитах и звездой в центре.
        Четвертая планета отмечена знаками. На обратной стороне, что –то вроде прописи. Первые два слова, если это слова, более крупной прописью.
       -Я всегда говорил, Герман незаменим в походах, Володя, подтверди,-  попросил Иван.
       Я подтвердил под честное слово.
       -По моему мы все незаменимые, потому, что с детства одна команда.
       Герман отвернулся, скрывая, вероятно, волнение. Иван, чтобы снять напряжение предложил немедля начать мозговой штурм по пластинке.
       -Герман.ты ее нашел, тебе и первому начинать,- предложил я, уверен у тебя уже кое-какие задумки сложились.
       -Пусть каждый письменно изложит свою гипотезу, предложил Леонид, после обеда совет.
       -А нельзя без писанины?
       Ох и кислая была морда у Германа.
       -Тебе можно, только ты первый докладываешь.
       Я посмотрел на друзей. Они молча кивнули головами, хотя вид у Леонида был кисловатый. Впервые после похода по Вишере, я ел такую уху и наслаждался жареным тайменем, а в конце обеда подумал, что мы прикоснулись к тайне, которая либо породит колоссальную сенсацию, либо закончится очень печально. Вымыта посуда. Герман закончил промывку пробы. Я еще раз осмотрел
надписи на табличке, взвесил ее на руке. И вот все за прямоугольным столом.

       Герман: металл – скорее всего сплав, на нержавейку не похож, Можно подумать на платину, но я сомневаюсь. Рисунок, однозначно, звездная система. На оборотной стороне, скорее всего, данные по тому, кому она принадлежала.
Зачем он один полез в пещеру? Трудно понять: жажда исследователя, дела
погнали. Погиб по несчастливой случайности. Скорее всего, он принадлежал иной
цивилизации. Это я из-за большой головы заключаю. Может быть вопросы будут.
       Леонид: большая голова - не признак другой цивилизации. На Земле тоже есть люди с продолговатым черепом а табличка может быть и не его вещица. Рисунок – не обязательно звездная система, а ядро неизвестного нам элемента – изотоп лития, например. На другой стороне – комментарии к рисунку, разгадать которые будет практически невозможно, это не «пляшущие человечки» Конан Дойла, но это возражения. Гипотеза Германа имеет право быть. Но нужны исследования костей. По черепу антропологи давно создают маски–скульптуры. Металл нужно исследовать. Вывод: экспедиции нашей  следует, покопаться в пещере, может еще что  обнаружится. Володе, вероятно, надо будет пересмотреть планы и маршруты.
       Иван: смял свой листок и сунул в карман. Знаете, что я написал? Космическая гипотеза чушь, чтобы доказать это нужна еще одна экспедиция в пещеру, а, возможно и две, три. Я готов к такой хоть сегодня, если вы не устали. Леня прав, надо откопать весь скелет и, может случится. что-то и найдем, а больше данных - легче разобраться. Владимир: я бы согласился с гипотезой Германа и не только по открывшимся фактам. Леня, зачем на электроне изотопа появился значок?
Лёня зачем таскать с собой пластинку какого-то элемента?
Металл хорошо бы взвесить думаю, он почти как платина, скорее всего это сплав у нас таких нет.  Мне тоже хочется  посмотреть на спелеолога. Времени еще достаточно. Кто пойдет?

       Леонид неожиданно легко согласился остаться на базе. Мы рубим еше одно дерево и, уложив рядом с теми двумя, получаем надежный мостик. Герман, как первооткрыватель.и спускается первым за ним иду я, и высота органной трубы,кажется мне значительно меньше чем виделось сверху. Вот и Иван внизу. Череп у спелеолога действительно вытянут,  длина 60 сантиметров, а ширина всего 35.
       -Бедняга,- сокрушается Иван,- какая нелегкая его сюда занесла?
       Осторожно начинаем убирать породу и через некоторое время появляется
тесьма, а за ней что-то похожее на сумку. Все хорошо сохранилось. В сумке определенно имеются какие-то предметы, и мы передаем ее ничем не занятому
Ивану. Наконец, очищен весь скелет. Больше ничего нет.
       -И на том спасибо, ворчит Герман.
Иван извлекает из сумочки шкатулку, и безуспешно пытается её открыть, в ней при тряске, постукивают предметы, на одной из стороне побрякушки та же
самая гравировка, только в зеркальном изображении.
       -Ключ,- едва не кричу я,- скорее всего пластина ключ к этой шкатулке. Оставим эту работу для лагеря.
       -У меня тоже была такая мысль. А где твой магнитик? Я передаю ему часть  мощного магнита. Несколько нехитрых комбинаций и, тяжело вздохнув, Иван передает шкатулку Герману.
       -Надо рыть еще,- предлагаю я, а у Германа капельки пота на лбу и уста-
лость в глазах.
 
       Но теперь мы, по скользящему графику. используем геологические молот-
ки на всю мощь наших мускулов и только после этого откидываем поролу в глубину грота. Прекращаем работу лишь при полном обнажении спелеолога
Измеряем его рост, Он всего 160 сантиметров. Можно возвращаться, но Герман советует прогуляться до второго выхода. Он неутомим, хотя на лице усталость.
       -В следующий раз,- обещаю я, и Иван  хлопает в ладоши.
       А наверху уже сумерки. В лагере Леня хлопочет над ужином, Новую находку встречает возгласом: «Ух ты!  Герман передает мне пластину и, срывающимся голосом, предлагает:  «открывай». Прикладываю рисунок пластины к зеркальному изображению коробочки и через мгновение раздается легкий щелчок. На дне хранилась своеобразная ячеистая кассета, в которой лежали то-ли шарики, то-ли кристаллы. Кассета открылась легко. И вот каждый держит в руках кристалл, и все, как потом выяснилось. почувствовали – тяжеленькие. Я встречал такие кристаллы среди гранатов Петровского карьера в Кривбассе. Тринадцать камешков - чертова дюжина, сидели в ячейках.

       А Герман срывается и идет в избу. Я же беру фонарик и свечу на кристалл. Он будто вспыхивает маленьким солнцем в руке, искрится цветами от желтого до пурпурного, испуская феерию квантов. Потух фонарик и на ладони темно-серый мышонок. Герман буквально вопит с веранды.
       -Дуйте сюда. Я вам такое покажу!
       -Охота было.- как можно равнодушнее отвечает Иван,- да и видели уже.
       Герман мигом скатывается вниз.
       -Это они да!
       -Возможно.
       Я нервно пожимаю плечами и голос слегка дрожит. В голове роится куча вопросов. Зачем гуманоид полез с камнями в пещеру? Откуда камни? Вот, если бы удалось сохранить находку Германа.
       -Давайте поужинаем, успокоимся, после ужина еще раз все спокойно
 обсудим, но коллегам пока не докладывать,- предлагаю я.
       -А они как раз  на подходе,-  замечает Леонид.
               
       Герман и за ужином не мог успокоиться, все о чем-то болтал без умолку, заводился с Иваном, который был равнодушен к минералам. Леонид взирал на них с обычным флегматизмом. Я же чувствовал у себя необычное возбуждение. Появилось необъяснимое беспокойство. Может быть потому, что за уникальными камнями всегда тянулся шлейф кровавых преступлений. Даже  монархи за ними охотились. В коллекциях музеев они хранились в запасниках, как например изумруд Коковнина или алмаз «Шах». В витринах можно было увидеть лишь копии последних. Людмила внимательно наблюдала за нами во время
ужина, но или из-за усталости, или, не решив до конца причину возбуждения Германа, ни о чем не спрашивала. Дежурство сегодня  начинали наши союзники и мы довольно рано удалились в избу. Собрались за столиком и камни сверкают на столе подобно маленькому костру. Так и хочется протянуть к ним руки и погреться. Все они были абсолютной прозрачности, или чистой воды, как принято в терминологии ювелиров. 
       -Кто-то считал нашу экспедицию безнадежной,- морда Германа сияет от
наслаждения минутой триумфа.
       -Все  кроме  тебя,- отвечает, сконфузясь, Леонид. Он нервно барабанит пальцами  по  столу, - включая и  Владимира.
       -Интересно… Сколько будет стоить такой камушек на аукционе,- мечтате-
льно протянул Герман.
.      -Думаю не меньше чем алмаз,- выдавил Леонид.
       -А если учесть его объемный вес! У алмаза он три с хвостиком, а этот, думаю, потяжелее платины будет.
       -Плотность, мой друг, заменила объемный вес, для алмаза она 3,5. Вес алмаза размером в поперечнике около двух сантиметров будет примерно 30 ка-
рат одну треть он потеряет при обработке. Если плотность чуть больше чем у платины, то обработанный кристалл потянет более полсотни карат. Герман, сколько будет стоить такой кристалл?

       -Сумасшедшая цифра получится союзнички.
 В дверях стояла Людмила и улыбалась насмешливо и презрительно. Какой дьявол занес ее сюда? Раньше никогда не заходила. Мы сидели, как пристыженные мальчишки, сбежавшие с урока, и пойманные, казалось бы, во вполне надежном месте.
       -Кто-то обещал после находки подарить мне хотя бы один кристалл,- напомнила она.
       -Проходи и садись.
       Я поднялся  с нар, пропуская ее к Ивану.
       -Нет я уж лучше с краю,- и она опустилась возле Леонида,- остается  шанс для почетного отступления.
       -Эти камни не находка,- хмуро выдавил я.
       -Ну да, вам их подарили. а подарок не делится. Чего я приперлась? Ах да! Хотела показать одну находку.
       Она выложила на стол штуф кимберлита с небольшим алмазом посредине,
который был всего миллиметра три в поперечнике, но со всей атрибутикой: октаэдр с характерными скульптурами роста на выпукло-искривленных гранях, с
сильным блеском, внутренним свечением свидетельствующим о принадлежности к ювелирной разновидности.
       -Хорош, ничего  не скажешь. Но  мы  действительно забрали  эти  камни  у жмурика,- подтвердил Герман.
       -Так я тебе и поверила,- и уже обращаясь ко мне,- неужели это те самые?
       -Возможно,- сухо ответил я.- Так как же наречём минерал.
       -Володя говорил, что новый лунный минерал назвали в честь астронавтов, доставивших лунный грунт, где он  и был обнаружен.
       -Да есть такой минерал – армолколит называется.  Что же получится у нас? Ре-ши-ан-суит или су-ре-ши-анит. Язык сломаешь. А может быть по месту где обнаружили – тогда кедровит, кажется, такого названия еще не давали, но надо будет проверить. К тому же, где его добыли, мы не знаем.
       Я подвинул один кристалл Людмиле, но она вернула его в кучу,
       -В чем дело?
       -А что я с ним делать буду. Сидеть над ним, как Гобсек или Плюшкин?
       -Можно продать,- подсказал Герман.
       -Можно попытаться, но меня просто надуют или того хуже угробят.
       -Как знаешь. Держать камни в одном месте нельзя. Поэтому пусть каждый возьмет по три,- предложил я.
       На столе остался один мангурит, сверкающий пламенем.
       -Желаешь или нет, а это твой  камень, Людочка,- и Иван рассмеялся, но остальные сидели, пришибленные неловкостью ситуации.- Да улыбнитесь вы и обсудим планы на завтра.

       Я подмигнул Людмиле, вымученно улыбнулся, и тут же потеплели ее гла-
за и заискрилось в них пламя, отраженное кристаллом, а может быть и не кванты света искрились, а тот внутренний огонь души, что помогает нам жить, пере-
носить  невзгоды и выживать в экстремальных условиях. Когда было решено на
следующий день, после обеда перебираться на Мангур, Людмила взглядом по-
казала мне на дверь. Шепнув Ивану, чтобы сменил  меня через полтора часа я
вышел из избы. Людмила ждала у костра, подбрасывая в него поленья. Когда я подошел она грустно улыбнулась.
       -Ну вот ты и нашел свой камень, а какого лешего вы забыли на Мангуре?
       -Ты должна бы понимать, что эти камни "собакиты"*. Привязки к
месторождению не имеют, с какими породами связаны – только господь знает, и много других вопросов в научном мире наберется. Время у нас есть и мы попробуем
поискать нужные нам ответы.
        Я сбивался и объяснение получилось мало убедительным. Людмила иронически улыбнулась.
        -Я думаю вы их найдете, если уже не нашли. Увидимся-ли еще?
        -Не позже чем завтра утром,- пошутил я,- Ты побереги кристалл мало-ли что с нашими случится.
        -А я тоже не бессмертна.
       Она поднялась и поворошила костер. Я и опомниться не успел, как она
очутилась за спиной и ее руки обвились вокруг шеи и выпуклости касались спины
нежно и призывно.   
       -А вот это лишнее. Лучше посмотри на запад.
       Людмила медленно отодвинулась. Над западным хребтом снова висело сияние, только теперь не в виде луча, а куполом. постепенно рассеивающимся над
хребтом и, наверное, в космосе.
       -Что это может быть?
       Пожар начался, я выхватил компас из кармана и, едва успел взять азимут, как сияние медленно исчезло. Мне уже было известен географический азимут на вторую астроблему. С учётом поправки на магнитное склонение, азимуты отличались незначительно.

       Я долго не мог заснуть и даже вышел на веранду. А там и Герман курил, он предложил мне болгарский опал. Опять поплыла голова,и я даже закашлялся.
       -Понемногу нужно начинать,- подсказал он. Будто я не знал.
       -Может быть уехать нам по домам,- открытие будет за нами.
       -Государство оставит нам 25% находки, три камня максимум.
       -Мы отдадим все, но по цене продаж на аукционе и, обговорив условием, что по одному камню будет в трёх музеях, в Свердловске, Кривого Рога и Ферсмановского в Москве, а исследования проводить в Уральском научном центре.
       -Так бросить всё на половине пути. Не узнаю тебя.
       -Тревожно, после совета, я как во сне и не могу проснуться.
       -Тогда пошли спать, папа говорил мне, -"утро вечера мудренее".
      
          
   


Рецензии
Ого! Начинается фантастика! Хотя бывает и быль "подбрасывает" иногда загадки, по себе знаю.)))

Оля Сазонова   15.01.2017 02:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Соля,У вас тоже фантазия работает.
"Такой изящный псевдоним,
Попробуй-ка сразиться с ним".
Концовка придумана благодаря моей .... .

Владимир Малых 2   15.01.2017 09:29   Заявить о нарушении
Вы правы, у меня есть фантастика из Жизни: "Через опасную Зону".

Владимир Малых 2   15.01.2017 11:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.