Мои соседи по Самаре. Цикл рассказов и миниатюр

Бенефис на рынке в 15-ом микрорайоне.

Не всякой учительнице(даже бывшей)придёт в голову стать уличной торговкой.И мне бы это не пришло в голову,если бы не случай.
 Наша соседка по даче Маргарита Михайловна,глядя на наши с мужем безуспешные попытки закопать в землю чудовищно обильный урожай яблок,укоризненно покачала головой и сказала:
 -Эхе-хе! Как не совестно гноить в земле такую красоту!
А "хорошавка(так зовут нашу яблоню),действительно родит плоды редкой красоты: крупные,алые- и вкуса замечательного.А главное - это первые летние яблоки,они не хранятся.Весь подъезд в нашем доме мы уже ими накормили.Соку- ярко-розового,сладкого- запасли на две зимы вперёд.А яблони всё сорят и сорят свои плоды.Что делать?

Вот и посоветовала соседка:
  -А вы,Мариванна,вынесите их на рынок- с руками оторвут!

 Жутковато и почему -то стыдновато было вступать на новое поприще.Перво-наперво продумала психологический момент.Я должна произвести приятное впечатление на потенциальных покупателей: сама выглядеть опрятно и по возможности красиво,и рабочее место художественно оформить.
 Рабочим местом (прилавком)стал перевёрнутый пластмассовый ящик, на который была пристроена фанерка,художественно прикрытая белым вышитым полотенцем. Рядом  с этим редким по художественности "прилавком" на табурете восседала новоявленная торговка в ярко-голубых бриджах, в ярко-красной майке и в белой пляжной шляпе с широкими полями. Учитывая мои внушительные габариты, покупатели не могли меня не заметить.





Дилетантка.

 И тут выяснилось:чтобы продавать,надо взвешивать, а весов нет.Решила: буду накладывать яблоки "на глаз" в большую миску,а цену придумаю такую,чтобы не отпугнуть покупателя. Первый мой "клиент",услышав цену,торопливо отошёл,подозрительно оглядываясь на меня.Я растерянно смотрела ему вслед,решив,что запросила слишком дорого.

 Приятная женщина, в очках и с тщательно уложенной причёской,продавала рядом со мной свежую речную рыбу.Она с улыбкой наблюдала мой первый  "контакт" с покупателем и объяснила,почему он торопливо покинул меня:

 -Нельзя за такой превосходный товар спрашивать цену в два раза ниже рыночной.Это подозрительно: товар или бракованный или ворованный.           Меня в жар бросило:

 -А что делать?
 -Спросите,почём другие продают.И запрашивайте чуть больше.Будут торговаться-
уступите немного.А кто-то возьмёт и по вашей цене.И не продешевите: уж больно яблоки у вас хороши!

В благодарность за "мастеркласс" я угостила мою наставницу яблоками,а она тут же отдарила меня двумя серебряными сорожками.




Благословение.


Следующим моим покупателем оказался настоящий батюшка,в рясе,при пышной бороде с проседью.Он издали заметил мои алые яблоки, подошёл и похвалил меня за то,что я вышла к людям с замечательными плодами именно сегодня,накануне яблочного Спаса. Я было попыталась подарить ему яблоки,но он сказал:
 -Не могу принять дар не в храме.Я покупаю у вас плоды вашего труда,и да благословит вас Господь!
 Хорошо ,что у меня не было весов,а моя "мерная "чашка не ограничивала количество продаваемого товара,поэтому я заполнила её с большой "горкой" и вручила батюшке увесистый пакет с алыми яблоками с пожеланиями доброго здоровья.

 Благословение батюшки и завтрашний яблочный Спас ввергли меня в эйфорию: всех последующих покупателей я встречала с почти родственной любовью и старалась нагрузить "мерную"чашку как можно полнее.И каждый покупатель вступал со мной в дружескую беседу. Я с восторгом выслушивала советы по организации торговли, по уходу за  яблонями, по изготовлению яблочного уксуса для лечения варикоза,по выпечке шарлотки. Попутно мы обсуждали различные семейные ситуации,истории болезни и способы их излечения, гастрономические предпочтения,новинки моды и козни соседей по площадке. Словом, я чувствовала свою необычайную востребованность. Пока один собеседник изливал мне душу,другой перебирал товар,нетерпеливо ожидая своей очереди "излиться" передо мной.А яблоки были только поводом для общения. Это был мой звёздный час. По внутреннему ощущению я словно перенеслась в атмосферу школьной большой перемены, когда за 15 минут надо было выслушать десятки "исповедей" и жалоб и тут же принять решение по каждой из историй.Здесь же,на рынке, от меня требовалось только одно- выслушать и посочувствовать.
И,разумеется,яблоки продать.   


Рецензии