Сорок первый билет. Санькины истории 44

               

           (Новотроицк,  май месяц).
          Учебный год подходил к концу, а в ГОРОНО  всё никак не могли решить: проводить школьные экзамены в пятом классе  или не проводить?! Если проводить,  то,  какие предметы надо бы задействовать, а если определиться с предметами,  то,   как их сдавать  - письменно или устно?!  И вот за месяц до окончания учебного года решение сдавать в пятом классе два экзамена   было принято: во-первых,  русский язык сдавать письменно (диктант),  во-вторых,   географию сдавать устно.  На том  и порешили единогласно, и указ был спущен по школам района…
       Для Саньки эта информация  новостью не являлась, т.к.  папа (будучи завучем школы)  частенько дома о  школьных делах вел  разговоры с мамой, и никакой секретности здесь не было.  Делиться же со школьными товарищами этими новостями  наш герой привычки не имел. Хотя первое время его просто распирала гордость за себя  самого, ведь  ему было известно о школьных делах такое, о чём другие дети не могли даже и думать.  И он ходил (со своими знаниями) среди учеников, как надутый индюк,  посматривая на них чуть свысока.  Но папа,  заметив  такое Санькино поведение, всё понял. Он выбрал момент, и с нашим «индюком» была проведена задуше-е-евная беседа с глазу на глаз.  Всё-ё-ё,  этого вполне хватило,  и его «индюшиная манерность» растаяла, как утром тает туман после восхода жаркого летнего Солнца…
       Первым был экзамен по русскому языку (диктант). Чем-чем, а вот грамотностью наш герой не блистал,  его больше  интересовали точные науки - математика и физика, а грамматика, как он сам себя успокаивал, это не очень важное приложение к этим  наукам. Но экзамен-то надо было  сдавать всё равно, и для Саньки он прошёл,  как во сне. 
          Странное волнение,  нервная дрожь и непонятный холод  в пальцах рук, перо* на ручке  почему-то сломалось,  видно нервы того…или  очень сильно макал в чернилку-невыливайку. По словам учительницы,  диктант был  не  сложный, но ему-то  показалось, да что там показалось, был уверен - часа три прошло, семь потов сошло, а он всё проверял и проверял свою писанину, прежде чем сдать учительнице…
      О своей оценке он узнал раньше всех - ближе к вечеру.  Папа вернулся с работы домой и сообщил, что за диктант у него  «четвёрка», хотя другие ученики свои оценки узнали только на следующий день. Запятую  он поставил лишнюю.  Любил наш Санька ставить запятые на  свой манер, читая текст со своей, одному ему известной пунктуацией. 
   -  Ну что? Первый экзамен,  будем считать, ты сдал успешно, и теперь у тебя остаётся четыре дня на подготовку к следующему. Если я не ошибаюсь, кажется, география (устно), верно?  Билетов-то сколько?
   - Сорок один, и  по два вопроса в каждом, - с грустью проговорил Санька.
   -  Конечно, многовато, но ничего, я уверен, ты справишься. По десять билетов в день  это нормально и один остаётся на закуску, - проговорил папа,  уже не спрашивая, а скорее утверждая.  Завтра с утра и приступай!
       Четыре дня пролетели практически незаметно, они были похожи друг на друга, как близнецы. С  утра Санька отводил  сестрёнку Зину в садик, а по возвращению  завтракал. Затем,  приготовив  учебник по географии, тетрадку с вопросами билетов,  атлас  Мира и прихватив старенькое байковое одело, забирался на плоскую крышу курятника. Там, в тени пирамидальных тополей, он стелил одеяло, а расположившись поудобнее,  принимался за работу.
         Лишь  негромкое  бормотание  выдавало  его местонахождение, предупреждая всех о том, что он очень занят,  и его не стоит лишний раз тревожить по пустякам (кроме как на обед).  Плотно покушав, он ещё часа два с половиной добросовестно читал учебник и  изучал  атлас, потом, спустившись с крыши, шёл  в детский садик за Зиной, а там уже и вечер наступал.  Конечно, было тяжеловато, но,  как смешно и на полном серьёзе утверждала сестрёнка:  «Терпление и труд - всё перлепрут». И вот наступил последний вечер.
      Первый вопрос, который задал папа после ужина, был:
 - Ну, как дела, сынок? Может какие-то вопросы у тебя возникли?  Ещё есть время и их можно разрешить!
  - Да нет никаких вопросов. Всё понятно, да и вопросы-то не сложные. Всё как в учебнике.
  - Волнуешься?  заинтересованно поинтересовался папа.
  - Не знаю. Пока что нет, экзамен-то завтра.
        Завтра наступило неожиданно быстро в половине восьмого. Казалось,  он только успел поудобнее устроиться под одеялом и умять подушку, как  вдруг  мамин голос уже говорит:
   - Просыпайся, со-о-оня! Пора вставать!  На экзамен надо  собираться, проспишь ведь всё самое интересное. Умывайся и садись завтракать.
   - А самое интересное,  это что? - Сонно и сладко потягиваясь в постели, с любопытством спросил Санька.
   - Два яичка всмятку, как ты любишь, и какао с лепёшкой. Давай не тяни лежебоку, вставай. Мы ждём тебя, - засмеявшись, мама потеребила его за чуб  и  вышла из комнаты.
   - Проснулся? - раздался бодрый папин голос.  Он заглянул в комнату, чтобы убедиться, а так ли это на самом деле, – и  улыбающееся папино лицо  исчезло за дверью.
       - Сорок один билет  по два вопроса  это  рабо-о-ота, да ещё какая?! Запомнить такое количество информации  невозможно даже взрослому, а что говорить о детях?! -  Проговорил папа  уже сидя за столом. - Сынок, если честно, неужели все сорок один билет выучил, или хотя бы прочёл?
Санька поднял глаза на отца и решил, что  не стоит скрывать и лучше признаться в своей слабости…
    - Если честно, то сорок первый я не стал учить. Прочитал вопросы и подумал, что ну не должен он мне попасться, ведь их там ещё целых сорок.
    - Это как, даже не заглянул в учебник? Не-е-ет, так дело не пойдёт! - Папа внимательно посмотрел в Санькины глаза. -  Сейчас завтракай, и пока есть время, возьми учебник и прочитай ответы на вопросы сорок первого билета. Мне бы очень не хотелось краснеть за тебя перед учителями школы, если вдруг…
   - Ла-а-адно! Прочитаю! - виновато проговорил Санька и опустил глаза.  Быстро доев свой завтрак, он нехотя взялся за учебник. Ох, как же не хотелось ему заниматься этим делом, особенно сейчас, надоело уже…
         Чтобы быстрее закончилась экзаменационная нервотрёпка, папа посоветовал Саньке заходить в класс в первой пятёрке и постараться первым идти отвечать -  «нечего тянуть кота за хвост».  Если не знаешь ответа на билет, то сидеть можно до посинения,  знаний от этого не прибавиться…
         Объявили о начале экзамена и первая пятёрка (наш герой в том числе)  вошла в класс.  Все чинно расселись по партам и затихли. Парт было только пять и  они стояли посередине классной комнаты,  остальные же были составлены у задней стенки одна на другую.
   - Ну, что!? Прошу учеников по очереди подходить к столу и выбирать  билет, - прозвучал голос учителя географии, - толкаться не обязательно, билетов хватит всем, - добавил он и улыбнулся. За двумя сдвинутыми столами сидела комиссия: два учителя и завуч Сергей Ефимович (Санькин папа),  он заходил в классы, где проходили экзамены, вроде как для проверки. На столе перед ним были аккуратно разложены экзаменационные билеты.
   - Архипов, прошу вас,  смелее выбирайте билет, - одобряюще улыбнулся Сергей Ефимович и жестом пригласил Саньку к столу. Ко всем ученикам он обращался всегда на «Вы», как к взрослым -  эта привычка осталась у него после работы учителем  в школе на зоне, где он зэкам преподавал физику и математику.
       Санька решительно подошёл к столу и, не долго думая, из середины вытащил белый бумажный квадратик. Не решаясь сразу взглянуть на номер, он с закрытыми глазами на секунду замер.
   - Архипов, и  какой у тебя номер? - поинтересовался учитель географии, через плечо заглядывая в билет. Наш герой приоткрыл глаза, а взглянув на листок, чуть не потерял дар речи. Номер билета был 41.
Сергей Ефимович медленно  встал со стула, посмотрел на номер и, легонько похлопав ошарашенного Саньку  по плечу, проговорил: - По-моему, хороший билет, и я думаю, отвечать можно  без подготовки…
        В дальнейшей жизни Саньки  были и другие экзамены, и проходили они не всегда так гладко,  но этот  навсегда врезался в память нашего героя, как хороший пример внимательного отношения к своим, казалось бы обыденным, деяниям.

           ---------------------------------------      
Перо* - до середины 70-ых годов прошлого века в ручку вставлялось 
            специальное железное  перо. Его  надо было обязательно макать в 
            чернильницу с чернилами и  только после этой процедуры, стараясь не 
            поставить кляксу, писать.
           ---------------------------------------
                08.09.2015г.


Рецензии