Подставляйте ладони, я Вам счастья насыплю!..

Подставляйте ладони,
Подарю вам полнеба,
Поделюсь своим счастьем,
Чтоб звенело струной!
А в придачу отдам эту песню -
Вы возьмите её с собой.
Эта песня, солнышко и небо,
Ну зачем так много мне одной?
 
Вы когда-нибудь слышали запах белой акации? Это непередаваемое ощущение свежести, чистоты, покоя. А когда попадаешь в целую аллею её, то удивляешься не только запаху, но и цветкам. Цветы белой акации - это своеобразные букетики на деревьях, отдают удивительной белизной в лучах яркого солнца. И такая аллея протянулась вдоль дороги на километры. Идёшь и вдыхаешь ароматный воздух, и хочется как можно дольше остаться здесь и запомнить...
В пять лет и позже я ездила сначала на трехколесном своём велосипеде от дома до аллеи. И нравилось мне путешествовать одной. Тут я любовалась и общалась с красивыми деревьями, которые так разрослись, что почти доставали до облаков! А небо такое синее, и какие же пушистые облака! А вдали по каменному тракту, на высоком холме Средне-Русской возвышенности, стоит церковь. И нет равной её величию и красоте в округе... Словно нарисованная на холсте, стоит церковь.Так распорядилась судьба и природа - человек смотрит вдаль и видит художественное творение - храм Божий, обнесённый стеной; а внизу река Тускарь, деревья и кусты. При подходе к церкви внизу бьёт святой источник. Много лет тому назад прихожане бросали в него монеты. Источник исцелял больных, кривых, убогих. Поэтому люди берегли его, и по сей день поклоняются ему. Ведь когда-то очень давно на этом месте крестьянин нашел икону Божьей матери.
А время неумолимо летит.... Нет больше той девчонки с худыми косичками. Девятый класс, пора любви и увлечений. На улице июнь. Три подруги идут по тропинке, которая ведёт через лес на пшеничное поле. Сколько же васильков и все разного цвета! Сорняк, а в какой чудной гармонии с колосом! Девчата ведут беседы - спорят, рассуждают, просто мечтают. Им так хорошо! Все молоды и по-своему привлекательны. Ах, какое время! Это годы познаний, открытий и свершений. У меня день рождения скоро, и этот день связан с ромашками. Каждый раз мы посещаем свой уголок - это там, в конце посадок, где растут гурьбою крупные, на высоких ножках белоснежные ромашки! Осторожно, чтобы не помять их, приходится бережно опускаться на траву. Высокая трава щекотит лицо и шею. Пахнет дичками, вокруг яблони и грушенки. И мы проваливались в объятия природы. Никогда и нигде позже не было так хорошо. Никогда не испытывала я такого неописуемого чувства согласия леса, травы, цветов, даже самого воздуха с человеком! Нет, не забыть, но и не воспроизвести... Странное чувство ушедшего не покидает много лет. Не уходит. А вечером, когда спадает жара - на танцы! Всегда ждёшь этого часа, ждёшь, как праздника. Танцы были на улице, около клуба. Играла музыка, танцевали замечательный танец "два на один".
Он стоял в стороне - яркий брюнет с карими глазами, с улыбкой немного надменной. В это время, а может мгновение, мне казалось, что я его любила. Но все вокруг говорили, что он мне не пара. Сердцу не прикажешь: что-то тянуло к нему, и эти добрые глаза, и волосы, волнистые и темные, создали тот образ, который был мне необходим. Выпускной на "носу". Надо думать, куда поступать, где учиться дальше. Хотелось в Харьков в авиационный. Мы с подругой давно собирались.
Моя бабушка, чтобы прекратить связь с моим другом, делала всё возможное и невозможное. Когда я возвращалась с танцев, она постоянно меня караулила: с кем я. И не дай бог задержаться, - получишь туфельками по голове! Бывало разное, когда она меня встречала. И бегала за мной, и пугала... Однажды, возвращаясь вечером домой, я была сильно напугана: из картофельной ботвы выскочило приведение с криком и растопыренными руками, в каком-то балахоне с головы до ног. Мне казалось, у меня остановилось сердце! От неожиданности я оцепенела, но ненадолго и кинулась бежать в ту сторону, где был свет, где горели фонари - на станцию. Позже бабушка призналась, что поступила неправильно, но уже было поздно. Я ожидала чего угодно при возвращении с танцев. Бабушка у меня была строгая, со своими принципами. Каждое ее слово - закон для меня. А непослушание даже, такой уже большой девочки, было наказуемо. Так она воспитывала меня, по-своему. Но я очень любила её; бабушка для меня была другом, учителем, примером и просто родным человеком. Я представить себе не могла, что будет со мной, когда её не станет! Да, связь у нас с ней была прочная...
Скорый поезд "Соловей" увозил меня в далёкое прошлое - туда, где прошло детство и юность, где я встретила свою первую любовь... Я стояла у окна, в тамбуре вагона, и вглядывалась через стекло в мелькающие станции. Было уже темно, но я угадывала по когда-то знакомым посёлкам и деревням что-то родное, далёкое, и ждала, ждала... Почему так сжимает сердце и перехватывает дыхание? Какое-то странное чувство подкрадывается и необъяснимо тягостно, словно душа разрывается.
Подошли попутчики, двое мужчин из купе. Завели разговор. Но не хочется отвечать на вопросы, нет желания поддерживать разговор. С вынужденной улыбкой отвечаю кивком головы, а мысли совсем о другом. Бойкая, тонконогая девчушка лет пяти прыгает около дома. На ней штапельное белое платьице в тёмно-синий горошек. Белобрысые, тонкие волосы зачёсаны назад и заплетены в косички. Дом стоит в окружении живой изгороди. Это - многолетние, огромные деревья: белые тополя, клёны, ракиты и часть фруктовых - сливенки, яблони, янтарки. Дом низкий и очень старый - родовое гнездо её предков. А во дворе детские и много цветов. Дорожка, что ведёт к дому, посыпана жёлтым песком, а по краям -  "барыня в саду". Цветы эти очень высокие и разные: от белого до тёмно-бордового. Девочка любит их, они чем-то похожи с ней: тонкие, гибкие и светлые. Да, ходила она на руках, делала мостик и колесо. Она облазила все деревья. Бесстрашная, как птица, устроила себе сиденье на дереве и часто, забравшись туда, тихо сидела и мечтала. Бабушка часто рассказывала о войне. Здесь проходила Курская дуга, а эти окопы и посадки, что сохранились, - в них велись бои. Однажды ехали военные на лошадях, играла гармошка, пели песни. Выходили люди и приносили хлеб освободителям. И вдруг, прямо у их дома все они подорвались на мине... Части тел висели даже на деревьях. Страшно это всё. А рассказывала бабушка много о войне - голоде, смертях и радостях Победы!
Всегда с хитрым прищуром, улыбчивая девчушка бегала, всё куда-то спешила, словно не успеет, или гонятся за ней. Увидела козу, стала с ней разговаривать, а та загнала её в яму. И стоит коза наверху, блеет, а девчонка сидит в яме и даже не знает, как ей выбраться. Хорошо мать вовремя кинулась и вытащила её.
Шёл 1955 год. Родилась сестрёнка. Появилась ревность какая-то. И однажды, взяв комочек, завёрнутый в одеяльце, эта негодница перетащила ее под кровать. Через некоторое время мать вытащила ребёнка, который чуть не задохнулся, ведь лежала девочка лицом к полу. А тут скоро Новый год! Отец принёс живую ёлку из леса. Когда она согревалась в доме, запах свежести разносился вокруг. На ёлку повесили конфеты, орехи в золотой бумаге, конечно же игрушки и флажки. Почти все игрушки были либо из картона, либо из ваты. Но какие! Правда несколько было и стеклянных - это домик, часы, бусы и конечно же звезда... красная и блестящая!
А ещё отец любил ставить на ёлку свечи, которые зажигал, и они освещали нашу ёлочку так, что бусы переливались, как самоцветы. Это была Сказка. Но вот подарков для детей не делали, что-то не помнится. В праздничные дни к нам приходил мамин двоюродный брат. Он украдкой съедал конфеты, а фантики оставлял на ёлке. Аккуратно вынимал конфеты так, что даже никто не замечал, пока не дотрагивался до обертки. Смешно? Это сейчас, а тогда было очень обидно. А конфеты были разные, и сейчас есть такие. Но запомнились мне "Пилот", "Чио-чио-Сан", "Весна". Зимой отец катал меня на санках и почему-то вечером. Это, вероятно, после работы. Когда прищуриваешься, то снег от фонарей блестит разными цветами. Вспоминается это так, что от мороза исходил какой-то запах, а вокруг всё в огнях и мерцаниях... И теперь, когда во взрослой жизни часто прикрываю глаза, глядя на снег, то картина повторяется. И такое бывает только в новогодние праздники.


Рецензии