рецензия на книгу джу-джу

...И правда, эту книгу назвать бы «Жду-жду», а не как назвали, поскольку автор ее действительно ждал. Тридцать, говорят, лет не было у него публикаций со времен малолитражной периодики 90-х. Теперь вот издали, хоть и поздновато, поскольку уже выросли «новые реалисты», с чьей прозой «Джу-Джу» Олега Разумовского обязательно будут путать. А он ведь совсем другой, не новый и совсем не реалистичный.

То есть, реалии-то в сборнике рассказов плюс одна повесть описаны как раз узнаваемые, смоленские, в которых автор уже полвека рефлексирует, да вот читатель скорее всего театр вспомнит. Точнее, одну единственную реплику из него: «Не верю!»

Взять хотя бы предисловие к «Джу-Джу», которое написал Игорь Гулин, признавшись, что оно плохое («там скорее всего какие-то глупости»), а сама книжка очень хорошая. Поскольку Гулин усиленно декларирует себя панком, то насчет книжки вполне можно поверить, а вот литературные колонки в буржуйских газетах ему явно отбили вкус к «живой» жизни, и заявление о том, что автор «Джу-Джу» - «первооткрыватель для литературы некоторых до сих пор никем не освоенных, но достоверно существующих слоев речи», еще надо проверить.

Не то чтобы в рассказах Разумовского с названиями, скажем, «Мрак», «Психоз» или «Чума» нет чего-то оригинального, просто вся его стилистика - это оригинальность второй свежести и двойной очистки, восходящая к русской литературной классике, а «новые реалисты» при этом - лишь благодарные потомки, хоть и не хотят в это верить. И не потому что театром навеяло, просто «первооткрыватели для литературы» у них другие, и Разумовский в силу своего смоленского отщепенства к ним не относится.

Кроме этого, размах в «Джу-Джу» чуть шире, чем у «реалистов», здесь уже не реалистичностью, а ирреальностью попахивает, и этимология жанра удушливее, чем просто особенности национального характера. И вроде бы книжка вышла в обновленной серии «Уроки русского», и налицо в ней типично русские черты вселенской безысходности - любить по-русски, пить по-басурмански и снова любить до утра - но упомянутая этимология подсказывает, что все гораздо глубже.

Стоит, например, упомянуть связь с классикой. Она у автора «Джу-Джу» неразрывна с бытовой неустроенностью, и органична, как любовь его издателя к крупному рогатому и не очень скоту. Говорят, у него лоси прямо к подьезду приходят, а сам он верхом на коне в каспийских степях фотографируется. Опять же дань классике - русской и зарубежной, поскольку ту же лошадку Фру-фру звали у Толстого, а у Селинджера и вовсе Лапа-Растяпа была, из книжки в книжку меняющая имя в соответствии с партийным стажем переводчика.

И еще о классике. Ее у Разумовского, конечно, хватает и без Толстого. Причем в самых неожиданных в смысле коннотационного, так сказать, ресурса местах. Например, палец. Это ведь какой мощный фрейдистский символ! Неудивительно, что в одной из последних книжек Буйды он оказывается совсем другим органом, который городской дурачок в дырку просовывает. А дядю Мику у Хармса помните? «Дядя Мика! Дядя Мика!– тихо кричала Лидочка. Но дядя Мика опять сунул палец Лидочке в рот».

То же самое, извиняюсь, в «Джу-Джу». Только не палец, а нож сует в ребра юному онанисту страшный, но справедливый дядя Кондратий. Тоже, кстати, нехилый символ, если вспомним о простом пролетарском серпе Новелы Матвеевой и сложных декадентских яйцах Блока и Северянина. А еще бывшая жена присылает записки: «что, мол, сволочь, на гнилую интеллигенцию потянуло, гада, мало было моего заработка продавщицы».

Как бы там ни было, а ведь не только строем ходили у Разумовского в те времена. «Помнишь, отключат батареи, выключат воду, ни газа, ни света, - вспоминают его герои. - В окно страшно дует. А ты не унываешь. Говоришь: «Давай, что ль, трахаться, милый». И чем ведь, гад, манит наш автор на пару с этими самыми героями? «Теплой плиткой, раскаленной до красна. Приятным запахом отварной картошки. Фильмом военным по телеку. Простым столиком, на котором вечно консервы в томате, два дежурных стакана и бутылка портвейна». Правда ведь хорошо? Так бы и дальше в «Уроках русского», где за всю недолгую историю серии жести было немного. Софья Купряшина со своей «Видоискательницей», и только. А так, в основном, бросался в крайности сам издатель - то в целых трех книжках серии воцерковленного старца Николая Байтова приютит, то зачем-то Нарбикову переиздаст (а не, допустим, классиков шок-литературы Козлову или Витухновскую, но теперь, говорят в «Уроках русского» еще и стихи будут публиковаться, и даже сказки, так что все впереди), то вообще презентацию в Киеве устроит.

Но с Разумовским издателя можно, наконец, поздравить Откровенная чернуха его родного Смоленска, просмоленного, словно издательские бока-неувязки, описана в «Джу-Джу» - с матерком в зубах и ветерком в голове, с беспробудным пьянством, откровенным блудом и яростью обязательно последнего боя. «АААА! - заорал он вдруг, словно ошпаренный, - СЫРЫНЬ НА КИЧКУ!» И тут же въебал толстому начальнику по голове тазом. Потом схватил мудака за шею и долго бил его головой оскользкую стенку, оцементный пол ио раскаленную печь».

А еще, конечно, упомянутого Хармса здесь немало. Его в Советском Союзе как раз печатать стали в то время, когда Разумовский понял, что проза у него откровенно не советская. Не антисоветская, это другое. Словно алкогольная одиссея еще одного открытия тех лет, впервые изданная в журнале «Трезвость и культура». Словом, без Венички Ерофеева тоже не обошлось. От него у Разумовского даже не делириумные откровения во Христе, а безбожный трэш пролетарского сознания в час пик на прогоне «Бобруйск - Электроугли». Ну, или просто в заводской каптерке, когда начальство третью неделю в запое. Только у Ерофеева это гул времени и фон разговора, а в «Джу-Джу» из подобного сора лепятся куличи национальной гордости великоросса. Другого ведь материала под дрожащей рукой у мастера нет, вот и лепятся. Словно пули потомкам. И не зря автор книги, говорят, был близок к газете «Лимонка». Там тоже всякие несерьезные для буржуев вещи вроде рубля вместо доллара пропагандировались, как в «Джу-Джу»: - «Американцы, слыхал ты, - говорила Поганкина, пыхтя и задыхаясь, - распространяют всякие болезни через свои гамбургеры, которые делают из толченых насекомых. Я недавно жвачкой отравилась. Видишь, сыпь какая по всей морде?»

Тепер вот эти самые буржуи жалеют, что проигнорировали революционные призывы своей юности, а в те годы, когда рождалась «Джу-Джу», у ее героев даже рецепт был, как избавиться от таких неверующих тогда и испуганных нынче паразитов: «- Что, пацан, страшно? - спросил Кондратий. - Дай-ка я тебя зарежу. Все равно от тебя никакой пользы не будет. Не такое нам надо молодое поколение. Ты, малый, гнилой, порченый».

И главное, обидно при этом не за молодое поколение, а как раз за бывалых жертв жанровой контрацепции. Ведь оказывается, что вся эта безпричинная, как легкая поножовщина, тоска, оканчивающася поголовным мочиловом в бане и прочих культурных заведениях нашего коммунального прошлого, жила и живет в литературе соответствующего периода. В котором и «Норма» Сорокина и «Русская книга людей» Тучкова, а их современника и единомышленника Олега Разумовского на поверку не оказывается. Или оказывается, но только сейчас. То есть, поздно.

Тут бы издателю «Уроков русского» и удавиться на радостях, что справедливость восстановил, и чести своей при этом не опорочил, ведь хорошо и привольно чувствует он себя в коллективном теле душевного низа и всеобщей дегуманизации общества. И особых конкурентов у него нет, поскольку все цветы зла уже выросли, скрепы и подпорки набирают государственную силу, и впору читать авторов на разных маргинальных удав-ресурсах, откуда популярный Сергей Минаев вышел. Короче, никто подобную чернуху культивировать у себя в издательстве не будет, по крайней мере, не в высокодуховном «НЛО», откуда «Уроки русского» наконец-то отпочковались. Вот почему - свое личное издательство имени все той же серии

Ну, а пока что его автор приезжает из своих гребеней в Москву, ночует у Антона-верстальщика, его поддерживают морально и физически, и вообще хорошо, что вспомнили.

Потому что забыть такое невозможно.Игорь Бондарь-Терещенко – Блог – Сноб

Олег Разумовский. - Джу-Джу. - М.: Уроки русского, 2015. - 272 с.

Теги: литература, чернуха


Рецензии