Знакомые все лица

Согласитесь, интересно читать некий детектив, к котором через страницу натыкаешься на персонажи, с именами которых связана вся история ХХ века. В романе Олега Суворова  «Красотки кабаре» («ТЕРРА –Книжный клуб», 2002 г.), действие которого происходит в Вене мы побываем на психоаналитических сеансах доктора Зигмунда Фрейда, встретимся с писателями Францем Кафкой и Стефаном Цвейгом, столкнемся с молодым художником Адольфом Гитлером. Но все это персонажи второго плана, а в центре - страсть петербургского литератора Сергея Вульфа к венгерской певичке из кабаре. Итак Вена, канун Первой мировой войны и череда загадочных убийств.
Сэр Артур Конан-Дойль обречен оставаться литературным отцом гениального Шерлока Холмса. Между тем творчество писателя раскрывается перед нами все новыми и новыми гранями. В московском издательстве «Аграф» вышел очень интересный сборник «Уроки жизни», который включает часть огромного публицистического наследия Конан-Дойля.
Энциклопедически образованная, незаурядная личность автора рассказов о Шерлоке Холмсе предстает перед нами абсолютно в новом свете. Конан-Дойль живо откликался на злобу дня и был большим патриотом своего отечества. Патриотизм –характерная черта национального менталитета, которой британцы очень гордятся. Но еще больше гордятся своим патриотизмом шотландцы. Не зря в течение многих веков защищали они национальную самобытность. Им есть чем гордиться. Шотландия – родина виски, исторического писателя Вальтера Скотта и выдающегося поэта Роберта Бернса, жизнь которого с огромной симпатией описывает в романизированной биографии Кэтрин Карсвелл. Жизнеописание Роберта Бернса вышло в биографической серии «Портреты» в издательском холдинге «ТЕРРА – Книжный клуб».Не менее великолепную биографическую серию «Гений места» начало выпускать издательство «ЭКСМО». Одна из первых книг этого проекта– жизнеописание Сальвадора Дали в воспоминаниях его сестры Аны Марии Дали и переписке Дали и Федерико Гарсиа Лорки. Все тексты, также как и  иллюстративный ряд, публикуются в нашей стране впервые.
В отличие от романа А. Н. Степанова «Порт-Артур», которым зачитывалось не одно поколение, судьба книги, о которой пойдет речь, складывалась очень непросто. «Дневник осады Порт-Артура», который вел активный участник обороны крепости потомственный военный инженер Михаил Иванович Лилье, -книга уникальная во многих смыслах этого слова. Эта рукопись, прежде чем стать опубликованной, ждала своего часа почти 100 лет. Более того, пройдя дорогами эмиграции с автором дневника, она более 20 лет лежала втуне в архивах РГБ, пока ее не разыскала племянница автора дневника Зоя Лилье. Благодаря ее усилиям , а также стараниям авторов проекта «Россия забытая и неизвестная» Валентины Благово и Сергея Сапожникова  в московском издательстве «Центрполиграф» вышла одна из лучших документальных книг о русско-японской войне 1904-1905 г.г.
Отголоски других советско-японских военных конфликтов мозаичными вкраплениями  входят в огромную книгу разных историй, которые составляют новый роман самого модного японского писателя Харуки Мураками. Его «Хроники Заводной птицы» («Издательство Независимая Газета») подобны умопомрачительным историям Шехерезады. Вот только волшебства в них не очень, но зато  скрытого философского смысла сверх всякой меры. Начиная с «Трилогии Крысы», через ее продолжение «Дэнс, дэнс, дэнс...», Мураками ведет нас по узенькой тропинке к заоблачным вершинам самопознания. Правда, в последнем романе его герой Тору Окада, чтобы забраться на эти вершины  опускается в глубокий колодец. Но это совсем не погружение Данте в ад. Впрочем, пересказывать содержание«Хроник Заводной Птицы» столь же бессмысленно как излагать на двух страничках «Илиаду», «Одиссею» или сказки «1000 и одной ночи». Эту книгу нужно обязательно прочитать. И не потому, что она модная, потому что –умная.
Старушка Европа решила забраться в дебри латиноамериканского магического реализма. И сделала это очень достойно. После «Парфюмера» Патрика Зюскинда должен был появится «Музыкант». И такая книга уже написана. Австрийский писатель Роберт Шнайдер, рассказавший историю Йоханнеса Элиаса Альдера, назвал свой роман «Сестра сна». Жизнь гениального музыканта, который не знал ни одной ноты, и  происхождение которого туманно связано с экзальтированным сельским священником, рассказана Робертом Шнайдером с тем же мастерством и страстью, что и история Жана-Батиста Гренуя. «Сестра сна» (Издательство «Симпозиум») - книга, обреченная стать бестселлером.
Что же касается латиноамериканского магического реализма, то это литературное направление блестяще представлено в антологии «Рассказы магов». Очередной том серии «Азбука –классика» в твердом переплете» включает 100 новелл 37 писателей испаноязычных стран Латинской Америки ХХ века. Среди авторов аргентинцы, кубинцы, никарагуанцы, чилийцы, колумбиец и гватемалец. Однако это не мозаика магического реализма, хотя такое сравнение и напрашивается, а скорее шахматная (по-борхесовски) партия. В этой игре длившейся сто лет на огромном пространстве все были равны, все сами  по себе и все вместе с тем взаимосвязаны. Все –это Борхес, Гарсиа Маркес, Астуриас, Карпентьер, Арреола, Рибейра и др. По разнообразию сюжетов, творческих манере и подбору авторов этот сборник уникален как России так и в мире. Еще один том в этой серии представляет творчество одного из величайших мыслителей ХХ столетия Томаса Манна. В книгу вошли редко публиковавшийся, но оттого не менее интересный роман «Избранник», созданный по мотивам средневековой легенды «О добром грешнике», а также знаменитые новеллы «Смерть в Венеции» и «Тонио Крёгер», в которых сюжетная занимательность удивительным образом сочетается со свойственной писателю глубиной социальной и философской проблематики.
Небольшой по объему роман шестнадцатилетней школьницы Анн-Софи Брасм «Я дышу!» (Издательство «СЛОВО/SLOVO») два года назад стал литературной сенсацией во Франции. Написанный в любимом французами жанре исповеди роман поражает глубинами психологического проникновения в мир подростков с их болями, надеждами и тревогами. История школьницы Шарлен, которая в стремлении освободить свою порабощенную душу хладнокровно убивает свою поработительницу, заставляет вспомнить другую всемирно известную историю о Манон Леско и кавалере де Грие.
Известный итальянский писатель и эссеист Умберто Эко назвал свои лекции, прочитанные в Гарвардском университете «Шесть прогулок в литературных лесах» (Издательство «Симпозиум»). Со присущей ему парадоксальностью суждений, блистая интеллектом, Умберто Эко проводит литературоведческое и культурологическое расследование непростых отношений которые на протяжении веков складывались между писателем и читателем. Насколько литература реальна, а реальность литературна? В качестве объектов расследования Эко берет «Трех мушкетеров»Дюма, «Улисса» Джойса, и «Бондиану» Флеминга. В лекциях Умберто Эко пошленькая поговорка: «Писатель пописывает, - читатель почитывает» превращается в захватывающий детектив.
Мифологизация советской и постсоветской повседневности – главная тема
культурологического исследования  Светланы Бойм «Общие места» (ИД «Новое литературное обозрение»). Была ли столь уж невыносимой ползучая пошлость бытия или же это русская ментальность: бороться с проявлениями пошлости подобно тому, как Дон Кихот сражался ветряными мельницами. Да и вообще, что мы подразумевали и подразумеваем под словами пошлость и мещанство? Почему кич (на Западе) и пошлость(у нас) столь милы и любезны сердцу обывателя, то бишь гражданина, то бишь представителя т.н. «среднего класса». Светлана Бойм занялась поисками утраченной пошлости. И кое-что в этом плане ей удалось. Книжка, во всяком случае, получилась очень интересная.


Рецензии