Игры разума и безумства игры
Люциус Шеппард и его призрачная эротика, когда «до смерти не налюбишься!», в странной повести «Валентинка». Эта книга кому-то понравится, а у кого-то, возможно, вызовет неприятие своим откровенным натурализмом. Что ж Арцыбашева с его почти целомудренным «Саниным» тоже в свое время обвиняли в порнографии, досталось и Куприну за «Морскую болезнь». Однако ж теперь это классика.
В «Крупной рыбе» Дэниел Уоллес рассказывает удивительную историю о том, как сын умирающего Эдварда Блума собирает воедино легенды и мифы, окружавшие его отца – невероятные истории о невероятной жизни.
«Оранжевый ключ» - еще одна серия издательства «Азбука» - объединяет книги самых разных авторов, но все же в каждой из них есть некий налет мистики или магии, которая присутствует в нашей жизни. Впрочем, проза чеха Михала Айваза в книге «Другой город» - это уже игры больного воображения, а отнюдь не разума. Прага, как и Петербург – город мистический, может быть, поэтому у них Кафка, Майринк, Айваз, а у нас Гоголь, Достоевский, Лапицкий и Етоев. Читать Айваза мне было трудно, потому что рассматривать триптихи Босха или картины Брейгеля это одно занятие, а следовать лабиринтами литературного безумия - совсем другое.
Роман Моники Марон «Animal triste» вышел в рамках проекта фонда С. Фишера «Шаги/Schritte». Участвующие в этом проекте несколько российских издательств публикуют новинки немецкоязычной прозы, знакомя российского читателя с литературными тенденциями в современной литературе Швейцарии, Австрии и Германии. Это очень странная книга о любви, воспоминаниям о которой предается главная героиня Вера, палеонтолог Зоологического музея Восточного Берлина, встретившая после «падения стены» своего героя Франца. Он исчезает, и Вера мечтает о смерти. Эротизм преклонного возраста в литературе встречается не часто.
Другое дело – «роман воспитания». Здесь немецкие писатели – великие мастера. В московском издательстве «АСТ-пресс» выходит серия немецкой литературы «Западно-Восточный диван». Среди первых книг – роман Зигфрида Ленца «Бюро находок» и повесть Вильгельма Генацино «Женщина, квартира, роман», которые являются стопроцентными «романами воспитания». Однако ж немецкими. Достаточно рассудочными. Герои этих книг семнадцатилетний Вайганд и Генри Неф, которому за двадцать, столь же далеки от Фредерика Моро, как Ленц и Генацино далеки от Гюстава Флобера. Хотя и этим немецким юношам и их взрослым авторам присущи «души прекрасные порывы».
Свидетельство о публикации №215091001485