Из счастливых и лихих дней юности своей

     В шестидесятых годах Веру Рыбакову знала, наверное, почти вся молодёжь области. Потом, уже в зрелом возрасте, она как-то задумчиво спросила то ли нас, то ли себя: почему так получилось, что очень просто и естественно, без всякой помощи и льгот сложилась её карьера? И одна из собеседниц ей немедленно ответила: это всё из-за твоей косы!
 
     Действительно, волосы у неё были очень красивые, коса толщиной в руку, длиной ниже пояса. Ещё студенткой пединститута вызывала она доверие у других спокойствием, уверенностью и вниманием к друзьям. Выросшая в приволжской деревушке в большой крестьянской семье, она умела, кажется, всё из сельской жизни, а особенно любила льняную страду. От матери, лучшей льноводки Костромской области, видимо, передалось. Даже из института уезжала домой, когда лён убирали.

     Лучше всех умела вязать снопы – по две копейки за штуку. Работали все Рыбаковы старательно, с увлечением. Но трудностей хватало. Отец прошёл войну, после тяжёлых ранений в Сталинградской битве вернулся домой, заведовал здешней пристанью, но война отпустила ему недолгую жизнь.

     При этом в семье не чуждались юмора. Вера окончила Ростовский педтехникум с красным дипломом. Намечалось распределение в Якутию. Но очень-очень хотелось получить высшее образование, хотя и сама чувствовала, как нелегко такое осуществить. И всё-таки отправила телеграмму домой: «Якутия или институт?» На что немедленно получила отцовскую телеграмму: «Купили чемодан».

     Однако родственников по отцу и матери было много. На семейном совете всё-таки решили: пусть Вера будет первой в роду с высшим образованием.

     Она выбрала физмат Ярославского пединститута. На первом же курсе случилось так, что студенты выбрали её комсоргом факультета. А она, вот какая незадача, и комсомолкой-то не была. Правда, дело поправили, и на многие годы комсомольская работа стала для неё основной. На четвёртом курсе, сменив ушедшую в отпуск по беременности подругу, стала секретарём комсомольской организации института. А получив диплом, на городской конференции была избрана секретарём горкома ВЛКСМ. Не обрадовалась, в общежитие прибежала в слезах. А вслед за ней приехала секретарь горкома партии Лидия Жарова и с ходу заругалась: чего лежишь? Некогда плакать! Работы много, а для практики в вечерней школе будешь преподавать.

     Опыт работы третьим секретарём обкома комсомола пригодился ей на месте заместителя, затем директора областного департамента (а поначалу – управления) образования. На её время выпало решение многих серьёзных проблем. Улучшение материальной базы школ, дошкольных учреждений, расширение внешкольных учреждений, усовершенствование подготовки кадров, методов преподавания. Пришлось пережить и трудное время начала 90-х, задержки с зарплатой, со средствами на ремонт, на оборудование. Тогда она чуть ли не каждый день ездила по школам, старалась поддержать учителей, родителей.

     А жизнь ставила перед преподавателями новые требования. Компьютеризация школ тоже началась при участии Веры Ивановны Рыбаковой. Как ни тяжело было, она, уже заслуженный учитель школы РСФСР, защитила кандидатскую диссертацию, посвящённую инновационным направлениям в современной системе образования.

     Годы работы, посвящённые школе, отмечены орденом Трудового Красного Знамени, знаками «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», знаком I степени «За труды на благо земли Ярославской», многими медалями. Среди них одна особая – медаль «За освоение целинных и залежных земель», когда она три года возглавляла отряд ярославских целинников. Что-то в её характере от тех лихих, счастливых, незабываемых дней осталось навсегда.
 
     Северный край,  29 октября 2011


Рецензии