Я и яблоко или яблочные рассуждалки о жизни

Я держу яблоко в руке.
Большое красное яблоко.
Мы различны: вот – я, вот – яблоко.
Любой может убедиться в этом. Вот я беру и надкусываю яблоко: надкусанное яблоко и я всё также раздельны.
Я полностью съедаю яблоко.
Его нет в мой руке, но я ощущаю его у себя в животе – что ни говорите, но я и яблоко различны.
И вот, наконец , яблоко полностью переваривается у меня в животе. Его нет. Есть только я. Как различить тот миг, когда яблоко становится мной?

Ладно, отставим сей эксперимент с яблоком, и проведём другой – умозрительный: допустим, я попал в аварию и лишился обеих рук и ног. Жёстко. Остался ли я сам собой? Да, конечно. Я ощущаю поверхность, на которой лежу, могу пошевелить шеей, ощутить движение ресниц и прочее. А если я ещё и оглох и ослеп при этом, потерял обоняние, чувствительность кожи, потерял язык, моя челюсть онемела и т.п.? Остался ли я собой??? Да - я могу ещё могу ощущать движение воздуха в своей груди, могу думать… Я - это я. Пусть каким-то чудом мой мозг перенесли в другое тело – остался ли я сам собой? И тут я соглашусь. Избитое философское: «мыслю, следовательно, существую».
Выходит я – не тело, я – мысль.
Но чья мысль? И что значит: я мыслю?
В какой момент рождается моя мысль? Да и моя ли она?
Что приводит её в движенье? И когда ж я, наконец, становлюсь самим собой?
Что нас делает индивидуальными?
Неужели только тогда, когда я избавляюсь от тела, я обретаю свободу и индивидуальность???
А может умирая я сливаюсь в огромный безбрежный океан вселенского ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ, ощущая себя всем: и ветром, и дождинкой и человеком, который держит на ладони яблоко… И самим яблоком!


Рецензии