Заготовка семян томатов

         Прочитал сегодня на сайте о сборе семян томатов и понял, что там написано слишком коротко. Я давно занимаюсь томатами и у меня кооперация с агрономом, который выращивает рассаду в теплицах на продажу: я ему собираю семена в солидном количестве, проверяю сорта, отбираю хорошие и предлагаю, он выращивает рассаду и дает мне нужное количество, в том числе и знакомым рассада попадает. Бесплатно. Так что я процесс изучил и модернизировал, и отходов в нём нет.
Ну, для начала надо сразу сказать, что с гибридов , которые отмечены в названии буквой F1, семян брать нельзя.
Берут только с сортовых томатов Пример: сорт «Сибирский гигант». Многие пишут, что томат надо дозаривать до того, что он начинает «плыть». Тогда выдавливают в стакан и дают еще прокиснуть, потом промывают и сушат. Это глупость! Есть сорта, у которых семена начинают прорастать даже в перезрелом томате и тем более в стакане,  прорастут. Это может не быть видно, но они внутри наклюнулись, и когда вы высушите их , они больше не взойдут! Потом удивляются, что семена не взошли!
Правила основные:

- томат берется обязательно из второй или последующей кисти, потому, что обычно первая кисть завязывается в ЕЩЁ неблагоприятных условиях и неполноценна, заморозки, холод и т.д.;
- томат нужно выбирать самый красивый, здоровый и типичный для сорта, снимая с плодоножкой:
- томат снимается в стадии полной зрелости, хотя семена уже всхожи и в стадии восковой спелости;
- особого дозаривания томаты не требуют, но лучше, если он уже немного размяк.

Технология забора семян.

Нужен острый нож, металлическая или пластмассовая сеточка кухонная, типа дуршлага, размер зависит от количества собираемых семян. Дуршлаг устанавливается на подходящую посуду, у меня это китайская пиала для супа. Руки моют с мылом, но не для того, чтобы семена не заболели, а мы же можем еще использовать томат на аджику или сок.
Томат разрезается поперёк плода посередине, т.е. наверху будет половинка с плодоножкой, а внизу с донцем. Режем на пластмассовой доске. Берём половинку в правую руку и надавливая на пульповые камеры над дуршлагом, и поворачивая половинку по часовой стрелке, выдавливаем семена. Остаток откладываем в тазик отдельно. Потом также – донце, потом следующий томат того же сорта.
 
Закончили.
 
Обратной стороной пальцев, согнутых «ковшиком», начинаем протирать семена в сетке дуршлага до появления лёгкой пенки, придерживая дуршлаг на пиале. Сок выливаем в банку, а дуршлаг переносим под небольшую струю холодной воды, протирая семена тем же движением. Чистые семена, после удаления остатков воды, с помощью губки, промокая снизу, переносим на чистую бумагу.  Я использую обратную сторону ненужных печатных листов, уложенных на газету, сложенную в четыре раза. Это делается ударом по листу, положенному на стол. Донцем сетки семена распределяются по бумаге в один слой. Подписывается сорт и лист ставится на просушку. У меня стоят на книжной полке поверх книг.

Дальше переходят к следующему сорту.
Я сушу месяц и потом провожу отделение семян от листа. Процедура муторная, но и здесь я приловчился. На пластиковом кухонном столе я кладу лист и острым овальным кухонным ножом под острым углом сковыриваю семена, помогая двигать нож пальцем левой руки. Они разлетаются по столу, но это не проблема, главное все собрать и засыпать в отдельный пакетик перед срезанием следующего сорта. Всхожесть при таком заборе семян 100%.
У меня отходов много, а сока выходит до 12 литров, если я протираю остатки через цетрифужную соковыжималку. Сок стерилизуем в банках, а густую массу, что остается после выжимания мы кидаем в блендер и разбив в кашу, варим кетчуп со специями или делаем аджику с чесноком. Кетчуп горячим закрываем в маленькие баночки с крышками, типа от горчицы, хрена.

Желающим узнать о томатах, можно зайти сюда http://www.proza.ru/2011/12/24/1700

Добрых урожаев!


Рецензии
Да уж, операции с томатами Вы, Сергей, проводите великолепно! Браво!
Написано понятно и доступно! С благодарностью, Т.М.

Татьяна Микулич   20.09.2015 11:35     Заявить о нарушении
Это для фанатов огорода поделился, прочитав заготовку в мир тесен, там мало было.

Сергей Балвский   20.09.2015 13:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.