На крыше оперного театра

НА КРЫШЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА

Оперный театр города Осло. Это что-то необыкновенное. Здание стоит на берегу морского залива, на полуострове в самом центре столицы. Внешне, по крайне мере, это моё ощущение, здание напоминает бульдозер, с производственным ножом, раскинувшимся по обе стороны кабины машиниста, который столкнул в море за сотни лет, накопившийся исторический, бытовой и социальный хлам. Бульдозер выполнил свою работу, краем своего ножа вошел в морскую волну, да так и застыл на многие столетия. У многих, кто видел это архитектурное создание, имеется  свое видение и ощущение, так должно быть.

От самой кромки моря, где произошло единение природной и человеческой стихии направляемся по кровле оперного театра вверх с почти сорока пяти градусным уклоном. Белоснежное мраморное покрытие (с погодой нам повезло) отражает солнечные лучи, как зеркало, прямо в глаза, отчего щуришься и невольно поднимаешь руку, защищаясь не то от солнца, не то от бликов.

Мраморная кровля театра не монолитна, на ней просматриваются уступы разной высоты, необходимо смотреть под ноги, чтобы не споткнуться. Я предположил, что эти выступы есть ни что иное как направляющие для потоков воды в ненастье.

Поднимаясь по склону крыши Оперного театра, ощущаешь нагрузку на сердце, и в то же время воспринимаешь эту нагрузку как тренировку организма при преодолении препятствия на пересеченной местности. По достижению средины ассиметрично изломанной формы крыши переступаешь на следующую, подобную плоскость. Здесь из очередной плоскости  поднимается на пятнадцати метровую высоту башня со сплошными стеклянными витражами, сквозь которые просматривается фойе театра. Поднимаемся на башню, дальше движения нет -  запрещено.

Но какой открывается вид, как в горах, с той лишь разницей, что в горах видишь бескрайнее синее небо и гряду гор под ногами. Здесь открывается панорама города с архитектурными изысками разных столетий, здесь и классицизм старого железнодорожного вокзала, и морской порт с гигантскими морскими лайнерами, и новые строящиеся черно-белые кубы современных офисов. С лева от театра в морской воде «хрустальный» парусник, который многие принимают, как осколок айсберга, приплывший из далекой Гренландии.

- Такой архитектурный памятник ХХI века не мог остаться незамеченным архитектурной общественностью, оперный театр Осло отмечен многими международными премиями, -  сообщает туристам наш гид. Полмиллиарда евро вложили в строительство театра. На открытие 12 апреля 2008 года прибыли королевские семьи и премьер-министры ряда стран, принцы и принцессы.

- А оперные певцы были приглашены, - уточняю я у гида, - повернутого своим сознанием на принцев. Девушка смутилась от такого неожиданного вопроса, и ответила коротко: «Конечно». В этом коротком ответе скрывалось смущение, поскольку об артистах она забыла напрочь.

 Информация об оперном театре и ратуше в городе Копенгаген, полученная от гида, заставила задуматься над историей создания оперных театров в скандинавских столицах. Гид с каким-то ударением подчеркивала архитектурные особенности ратуши того или иной города, и всегда выделяла их высоту, и всегда подчеркивала с каким-то восторгом, что одна ратуша выше другой, хоть бы на два метра, но выше. Это что соревнование, желание превзойти соседа? И тут я обратил внимание на оперные театры четырех столиц Скандинавии. Конечно, без истории их строительства никак не обойтись.

Первый Королевский оперный театр появился в Стокгольме в 1782 году. Это естественно для того времени, поскольку Швеция политически довлела над всеми скандинавскими народами. Любовь к театру и роскоши короля шведов положили традиции создавать театры с роскошным внутренним убранством, зрительным залом на 1100 мест и внешним видом дворца. Это отличительная черта европейских театров. Здание оперы в Стокгольме классический образец такого строительства. В сознании такое здание проходит не замеченным, поскольку к такой архитектуре мы привыкли на примерах Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Новосибирска  и других городов.

В Хельсинки опера появилась после отторжения Россией Финляндии от Швеции в 1911 году. Первой площадкой для представления оперных спектаклей в Хельсинки был Александрийский театр, построенный в основном на деньги российского царя. Но в конце ХХ столетия (1993 году) в Финляндии открыт новый оперный театр, где задействованы сотни артистов оперы и балета, с главным зрительным залом на 1350 мест.

Современное здание из стекла и бетона, напоминает современные аэропорты, с одной лишь разницей, что сценическая башня уступает по высоте диспетчерской.

Новый финский театр подтолкнул амбиции датских архитекторов и любителей оперной сцены создать новый шедевр, отличный от других скандинавских столиц. Новый театр в Копенгагене открыли для посещения зрителей в январе 2005 года. И, конечно, здание расположилось на берегу залива, нет, нет, на острове, в центре города. Оригинальничать, так оригинальничать. Благо, что в скандинавских странах морской воды хватает. Здание театра на четырнадцать этажей, пять из них под землей. Главный зрительный зал может принять одновременно до 1703 зрителей.

Ново, уютные театры превращаются не то в спортивные залы, не то в торговые центры. Со стороны, через пролив здание напоминает голову американского фермера, прикрытую гигантской бейсболкой. Со слов гида местное население столицы Дании не принимает близко к сердцу этого театрального монстра.

Вновь вернемся на крышу оперного театра города Осло. Норвежцы остались последней столицей на Скандинавском полуострове без здания оперного театра. Что норвежцы не любят театр? Или они успокоились на том, что их ратуша не хуже других по высоте и вместимости помещения?

Нет, норвежцы любят театр, и оперный театр в частности. Скандинавские народы вообще выдержанные и спокойные, а норвежцы, по-видимому, особо спокойные. В Норвегии вынашивали планы построить оперный театр ещё в конце девятнадцатого века. Но что-то их остановило. Затем начались войны, одна за другой, не до театра было. Но когда соседи начали возводить театры одно за другим, норвежцы решили не отставать. Время строительства выбрали удачно. Финны уже построили, датчане шли к завершению строительства.

Вот в этот момент норвежцы начали строить, и строить действительно оригинальное здание, которое уже трудно превзойти в ближайшие годы, и вместимость главного зрительного зала – 1364 места. Вот она неторопливость. Самый неподражаемый оперный театр в мире. Если, конечно, шведы не включатся в это театральное соревнование. Поживем, увидим.

К сожалению, короткий ознакомительный тур по столицам Скандинавии не позволил побывать на представлениях оперы, да и август, не театральный месяц – артисты отдыхают. Но вот гид молчит, и интернет молчит о том, как окупаются эти театральные оперные монстры. Государственный оперный театр дело не дешевое. Но что не сделаешь ради престижа.

 


Рецензии
На крышу я не полезла. Побоялась нагрузки на сердце. Я помню ваш вопрос об оперных певцах. Спасибо.

Светлана Винокурова 2   24.11.2015 15:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.