Послесловие к 3-й книге Воспоминаний

 Послесловие к 3-й книге Воспоминаний
               
 Жизнь устроена не просто,
 И пути ведут не прямо.
 Всё приходит слишком поздно,
 А уходит слишком рано.

    Это стихотворение я услышал много-много лет назад, и хотя оно и запомнилось, но не особенно запало в душу, так как казалось, что всё ещё впереди, ничто не уходит от меня, а насчёт “прихода”, так и с этим обстояло всё более-менее благополучно: жизнь шла своим чередом, в положенное и даже в не положенное время приходили различные блага, наступали приятные события в семье и на работе, молодость, хорошее здоровье и занятость любимым делом не оставляли места для сентиментальных раздумий и философских сентенций. Но прошло несколько лет, и начались потери близких мне людей: сначала ушла из жизни моя сестра Оля, через год скончалась Валина мама – Нина Филипповна, а ещё через несколько лет – мой друг Вячеслав Фёдоров. Незадолго перед своей кончиной он приезжал ко мне, я думаю,–проститься, как в своё время приезжал перед своей смертью Лев Хохлов. Лев тогда бодрился пытаясь убедить в 1-ю очередь себя, что всё, что мог он уже совершил и жизнь прожита не зря. Фёдоров же в последний свой приезд являл собой прямую противоположность тому, каким выглядел всегда – неукротимым и вездесущим, был грустным, вялым; видать уже плохо себя чувствовал и ощущал приближение смерти. И действительно, вскоре у него случился инсульт, а ещё через полгода он умер. На поминках его сестра Тамара передала мне его последнее стихотворение, отрывок из которого я привожу ниже.
      
 Послание друга с того света
               
Спасибо, друг, что посетил
Приют унылый мой.
Мы все здесь узники могил,
А ты ещё живой.

За всё, чем дышишь и живёшь,
Зубами, Серж, держись:
Когда умрёшь, тогда поймёшь,
Какая штука жизнь.

   И вот тогда только я проникся пронзительной душевной грустью, от того стихотворения, услышанного много-много лет назад. И опять же, справедливость высказанных в нём простых на вид, а на самом деле глубоких истин, подтверждается тем, что осознание их приходит слишком поздно, когда уже  ничего не изменишь, ничего не исправишь.
   
Ничего не изменишь, ничего не исправишь,
Когда близких теряешь, – ничего не вернёшь.
Непослушную память забыть не заставишь
Ни своё слабодушие, ни нечуткость, ни ложь.

Слишком поздно обычно приходит прозрение,
Что со многими был бессердечен, не прав.
И теперь понимаешь с большим сожалением,
Что приходишь к закату, от ошибок устав.

Если б юность была и добра, и разумна,
И как зрелость умела, и как старость мудра!
Но проводим мы лучшие годы бездумно,
А потом–в мир иной собираться пора.

 Остаётся надеяться, что если не всё, то хоть что-то можно ещё поправить, к чему и следует стремиться в 1-ю очередь мне самому, пока ещё время моё не пришло, хотя оно уже и не за горами, и надо быть к нему готовым.


Рецензии