Алесксандр Невский

Благоверный князь Александр Невский – покровитель русских воинов

Святой воин – защитник Православия
Среди святых Православной Церкви есть люди разного возраста, звания, профессий. И в числе их – большое количество воинов, так как это звание требует особого мужества и самопожертвования, требует свой христианский и гражданский долг ставить выше временной земной жизни. Святые первых веков – великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат, мученики Феодор Тирон и Андрей Стратилат и его дружина, начальник императорской гвардии мученик Севастиан, святые сорок мучеников Севастийских и многие, многие другие.
На Руси самыми первыми святыми были князья и воины. Накануне принятия Крещения, когда были еще последние колебания, от рук язычников пострадали в Киеве воин-христианин Феодор Варяг и его сын Иоанн. А после Крещения сколько правителей Руси (а все они сами в  те времена водили свои войска на битвы) были канонизированы! Равноапостольный Владимир, благоверный князь Мстислав Храбрый, мученики Борис и Глеб, князья-мученики Георгий Владимирский, Роман Рязанский, Михаил Тверской, Михаил Черниговский, Димитрий Донской…
  Но среди всей это плеяды звезд имя благоверного князя Александра Невского  можно назвать самой крупной  и сияющей. А между тем он жил в трагические и ужасные времена, когда Русь была словно бы обречена на развал и уничтожение. В 1238 году, когда князю Александру было только 18 лет, татаро-монголы уже громили сердце России, их полчища сожгли новую столицу – Владимир. Великий князь Всея Руси святой Георгий Владимирович, родной дядя Александра, принял мученическую смерть в неравном бою на реке Сити. В 1240 году татары взяли и полностью разорили древнюю столицу Руси- Киев, на 200 лет установилось татаро-монгольское иго, когда вполне официально верховным правителем (царем) Руси был татарский хан-язычник, а покоренным русским князьям оставалось только ездить к нему на поклон с огромной данью и выпрашивать ярлык на княжение в своих же собственных родных вотчинах! Чего же хуже? Дальше идти некуда – врагами разбиты обе столицы, убит Великий князь.
  Но худшее и горшее наказание свыше могло быть, и оно пришло за грехи народа. На вести о разорении всей Русской земли и о сожжении Киева  очень быстро отреагировала католическая Европа. Римский папа посчитал вполне уместным дать благословение на поход против русов шведскому войску именно в  1240! А что? Бояться-то больше вроде бы и некого. Окровавленная и обезлюдевшая Русь лежит в руинах, заслонив своей грудью так называемый цивилизованный мир Европы от нашествия диких кочевников!

И летом 1240 года зять шведского короля Биргер с войском был уже на Неве. Указания римского престола были ясны и понятны: искоренить Православие на Руси, окатоличить ее, начиная с северной части огнем и мечом. Очень точно заметил по этому поводу Святейший Патриарх Кирилл: «Татары отбирали у русских только кошелек, а шведы и немцы хотели отобрать душу».
Князь Александр Невский, юный воин 20-лет, перед боем молился в Новгороде в соборе Святой Софии и взял благословение у архиепископа Новгородского Спиридона. С Божией помощью он одолел шведов, собственным копьем оставил шрам на лице самого Биргера и получил от народа благодарность и славное имя «Невский».
Весной 1242 года Новгороду угрожали уже немецкие рыцари Ордена меченосцев, оккупировавшие земли Прибалтики. И теперь надо заметить: поход рыцарей на Русь, война с ними носила полностью религиозный характер! Рыцарские полумонашеские-полувоенные Ордена всегда и везде преследовали одну цель: насилием навязать католичество, все население завоеванных земель подчинить власти папы римского.
С ног до головы закованные в железо рыцари на закованных железом конях двигались вперед с неумолимым натиском, убивая, сжигая и порабощая все на своем пути. Что мог им противопоставить 22 летний военачальник, сын русского народа, большая часть которого только что была покорена татарами и находилась под жестоким игом язычников?

Но Александр снова прибегает в молитве к Богу, снова собирает дружину и ополчение. Безпроигрышная немецкая тактика «свиньи» на этот раз не сработала, Невский взял немецкую свинью в «клещи». Русское войско наголову разбило ливонских рыцарей, многие из них в своих тяжелых латах ушли на дно Чудского озера.

Не в дверь, так в окно, а если отбили из одного окна – так лезть в другое. Этого принципа придерживались римские папы. Убедившись, что методом военной агрессии латинство насадить не удалось, папа Иннокентий IV прислал к благоверному князю Александру двух ученых кардиналов, чтобы они склонили его отступить от Православия. Но Александр, кратко изложив им основные вехи церковной истории, сказал, что от них, от папских послов учения не примет.
Великий князь Александр, имя которого уже гремело в Западной Европе, всю свою жизнь вынужден был проводить в великих стеснениях и унижениях. Орда умела ценить воинские таланты. Хан дал право старшинства на Руси Александру. Но даже ярлык на великое княжение русский военачальник-христианин должен был получить из грязных рук дикого кочевника, низко кланяясь. И вынес он все это благодаря вере и христианскому смирению. Александр твердо знал, что без воли Божией в жизни людей и целых народов ничего не совершается. Бог в наказание русским поставил над ними царем хана. Именно потому следует смириться и поклониться татарину.
 В 1263 году по пути из Орды домой благоверный князь разболелся, принял монашеский постриг и скончался в Городце, оплаканный всеми.
Святой Александр был канонизирован в царствование Иоанна Грозного.
Мощи его покоились в Успенском соборе Владимира, Государь Петр Первый перенес их в новую столицу России – Санкт Петербург.

Перенесение мощей

На берегах Невы спустя около 500 лет после кончины святого Александра императором Петром I были одержаны новые блестящие победы над старым врагом России - шведами. Здесь в 1703 г. было положено начало новой столице Русского государства, а в 1717 г. и новой русской святыне - Александро-Невской лавре. Император Петр I желал, чтобы из Владимира перенесены были в С.-Петербург мощи благоверного князя, и как только Россия почувствовала себя прочного в новозавоеванном крае, было сделано распоряжение о перенесении мощей. Император сам составил подробный указ о том, как совершить это перенесение, и сам внимательно следил за устройством новой обители и храма, где должны были быть положены святые мощи благоверного князя Александра. Но войны со шведами и турками замедлили исполнение этого распоряжения и только уже в 1723 г. преступлено было к его исполнению.
Торжественно проводил Владимир свою достопамятную святыню, около пяти веков составлявшую драгоценное украшение этого древнего града. С 10 на 11 августа во всех храмах было совершено всенощное бдение, а наутро божественная литургия. Духовенство города и окрестных монастырей, при многочисленном стечении народа, отправилось в Рождественский монастырь, и после молебствия рака со святыми мощами на руках священнослужителей была вынесена из храма и проведена за город. 17 августа мощи благоверного князя были с еще большею торжественностью встречены в Москве, а затем церковная процессия направилась через Тверь и Новгород в С.-Петербург. Перенесение мощей благоверного князя Александра представляло собою общерусское торжество. Во всех городах и селениях совершались богослужения, толпы народа на всем пути сопровождали святыню. В С.-Петербург предполагалось внести святые мощи 30 августа, в день, в который праздновался недавно перед этим заключенный со шведами Ништадтский мир. Но дальность пути не дала возможности осуществить точно этот план, и только уже 1 октября святые мощи прибыли в Шлиссельбург. По распоряжению императора они были поставлены в тамошней соборной церкви Благовещения и перенесение их в С.-Петербург было отложено на 30 августа ( 12 сентября) следующего (1724) года.
Встреча святыни в С.-Петербурге отличалась особенною торжественностью. Император со свитою прибыл на галере к устью реки Ижоры. Благоговейно поставив святые мощи на галеру, Государь приказал своим вельможам взяться за весла, а сам, стоя у кормы, управлял рулем. В Петербурге была устроена особая пристань, где и остановилась галера со святыми мощами. В сопровождении духовенства и народа знатнейшие вельможи несли раку святых мощей. Колокольный звон и пушечная пальба увеличивали торжественность. Мощи были поставлены в церкви, посвященной благоверному князю. На другой день в Александро-Невской обители продолжалось торжество: Государь раздавал присутствовавшим план предположенных в монастыре построек. В 1724 г. был установлен и новый праздник - 30 августа (12 сентября по новому стилю), по случаю перенесения мощей благоверного князя из Владимира в С.-Петербург.

Так исполнилось заветное желание царя. Ему не удалось закончить начертанный им план устройства новой обители: через полгода после этого торжества Петр скончался. Но преемники Петра докончили начатое им. Его дочь, императрица Елизавета Петровна, устроила великолепную серебряную раку, в которой почивают и ныне святые мощи. Императрица Екатерина II на месте старого собора повелела построить новый, и 30 августа 1790 г. произошло освящение нового храма и перенесение в него мощей благоверного князя.
Многие жители Мурманска часто бывают в Петербурге, некоторые из них приходят в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру приложиться к святым мощам защитника Руси. Память о нем живет в наших сердцах. И не только о защите веры и Отечества на поле брани, но и о его глубоком смирении в тяжелые времена татарского ига.

        Ветер выл взволнованный
         и резкий,
         Снег кружил по
         городской стене,
         Возвращался Александр
         Невский:
         Дань платил он
         Золотой Орде.

         Сердце переполнила
         отрава,
         Горечью к гортани
         подступила,
         Где же эта
         неземная
         слава,
         И вернуть бы неземную
         силу...

         Серые глаза сияют
         болью,
         Для родной страны
         Спасеньем, солью
         Князь был в эти
         пасмурные дни.

         Как войска небесные
         сражались
         В той Ледовой и жестокой
         битве!
         Но уже без них, без
         них остались
         И уста твердят,
         твердят молитвы.

         Возвращаясь из Орды,
         Скончался в схиме
         И ушел к нездешнему
         покою
         Александр, свое оставив
         Имя –
         На Руси надежное, святое.

                ----
         (Галина Сиротинская)



Статью подготовила Галина Сиротинская


Рецензии