18. Глава 52. Нашла коса на камень. Золотое сечени

“It must require bravery to be honest all the time.”

     С детства я всегда раздражался, когда слышал: «Пошел на принцип!» Так говорили о человеке, который не хотел кому-то уступать. Я думал, что это – глупость, ибо у человека, который уперся и не хочет слышать доводов оппонента, не может быть никаких принципов! Принцип для меня был равен высокому интеллекту и терпимости…. Еще недавно я гордился, что вместе с выдающимся социологом СССР, Анатолием Алексеевичем Зворыкиным, по распоряжению Отдела Науки КПСС создал советскую методику определения типов личности и особенностей характера человека. В интернете достаточно информации об этой методики, которая должна была и успешно выполнила, то, что должна была – вытеснила из наших клиник американскую методику MMPI и два ее варианта, сделанные некими психиатрами Собчек и Феликсом Березиным. К сожалению, я в свое время не интересовался, кто такая Собчек, а сейчас в Сети только Ксения Собчак. А с Феликсом Борисовичем был хорошо знаком. Мне их урезанные варианты MMPI, как и оригинал, абсолютно не нравились! Наша методика со Зворыкиным была построена на данных его огромного опыта, как социолога, моего клинического опыта врача-психиатра и многочисленных, самых разнообразных исследований. Начиная от студентов ВУЗов Москвы и Ленинграда, моряков  дальнего плавания, геологов, летчиков-испытателей, «черных ящиков» и много, чего еще! По результатам мы провели Международную Конференцию, арендовав почти все салоны ВДНХ. И я сделал доклад на Международной конференции социологов в Мехико, который вызвал громадный интерес… . Сейчас, готовясь писать эту главу, я посмотрел, что есть по типам личности и характерам в Сети, и мне стало просто жутко!.. Да, в Сети, есть «интервью» «со мной» по поводу нашей со Зворыкиным методике. Особенно меня «радует», когда пишут, что во главе создания методики стоял генерал МВД Юрий Алексеевич Алферов. Когда мы со Зворыкиным работали над методикой, мой талантливый друг Юра Алферов был моим пациентом, а потом стал у меня соискателем. Мы подружились по-настоящему. Я горжусь дружбой с этим талантливым человеком! Высоко ценил его и Зворыкин, с которым я Юру познакомил. Юра создал независимо от нас новую науку – пенитенциарную социологию. Правда, научным редактором всех его книг (много фальшивок появилось после его гибели) был я. Все его книги я храню с огромными надписями-автографами Юры… .
Сейчас, изучая пропорции человека, открытые Альбрехтом Дюрером под углом зрения четырех принципов Фибоначчи, и прежде всего «золотого сечения», я пришел к выводу, что характера, и все, что к нему примешено просто не существует! Только не надо сразу путать «бесхарактерный» и «бесхребетный» - это две совсем разные характеристики человека. Мне, наконец, стало понятно, каким образом великолепный опытный врач и психолог Эрнст Кречмер мог создать такую убогую характерологию!
Вот вехи пути понятия «характер». Как известно, это понятие ввел шутки ради выдающийся философ и ученый Теофраст. Талантливый ученик Платона. Потом – ученик и близкий друг Аристотеля. Он написал литературные портреты на своих «одноклассников», с которыми обучался у Аристотеля. Еще раз повторяю, чтобы пошутить над ними! Зачитал свои характеристики перед классом. После чего был избит товарищами, и Аристотель едва смог сохранить его в классе. Но, тем не менее, понятие «характер» (от древне-греческого ;;;;;;;;;;; - признак) сразу вошло в лексикон философов. Недоразумение с «литературными портретами» Теофраста началось сразу, как кто-то издал его рукопись и назвал «;;;;;; ;;;;;;;;;;» - «Этические характеры». В 1772 русский перевод «Этических характеров», вышедший под заглавием «О свойствах нравов человеческих», окончательно из «Литературных портретов», или скорее дружеских шаржей Теофраста на товарищей, «характер» превратился, если так можно выразиться в «Нравственную типологию людей». Еще раньше французский писатель-моралист Лабрюйер, слишком вольно перевел Теофраста (1688 году), назвав свою «характерологию» «Характеры, или Нравы нашего века». Кречмер вообще все напутал! Вместо, «пропорций человека» Альбрехта Дюрера, он создал опять же «литературные портреты» строений тела и прикрепил к ним свои характеры! Наверное, чтобы его «Характерология» была более понятна для будущих врачей, он примешал к ней еще и темпераменты Гиппократа!.. Согласно Эрнсту Кречмеру, если Вольтеру, с его «особенностями характера» и телосложением сменить пол, то получилась бы типичная проститутка! Нужно называть вещи своими именами: «Характеры», кто бы их ни сочинял после Теофраста, были литературными портретами и отражали особенности литературного и профессионального талантов автора. И наша с А.А.Зворыкиным «Типология личности и особенностей характера человека» была тоже набором литературных портретов, написанных опытным социологом и психиатром-клиницистом (в прошлом судебно-медицинским экспертом), имеющим десять лет работы в стационаре врачом-ординатором. И философскую аспирантуру МГУ за спиной… .
Сейчас я понимаю, что будучи гением, Теофраст не случайно взял понятие «характер» - врожденный признак, определяющий не только личность, но и ее судьбу! Он неосознанно, изощряясь в литературном остроумии, описывал стигму… ! Остается удивляться: ведь всякий раз, когда Теофраст входил в Академию своего первого учителя, у него перед глазами было суровое предупреждение Платона: «Негеометр да не войдет»!  От Платона Теофраст услышал и это: «Amicus Plato, sed magis arnica Veritas», слова, которые Платон вложил в уста Сократа. Все вместе в «творческой лаборатории» Теофраста и создали почву для такой живучей ошибки: вместо вычисления «характера-стигмы», изощряться в остроумии и литературном таланте.
      И вот мое заключение: характер человека измеряется циркулем и линейкой. Он может быть:1)диспропорцией человека, 2) дисбалансом, 3) стигмой – врожденной или приобретенной. И задача каждого, кто занимается характерологией, найти «золотое сечение» в человеке. В его теле и душе… . Это прекрасно понимали и делали: 1) Стендаль, 2)Бальзак, 3) Эмиль Золя, 4) Лу Саломе, 5) Марина Цветаева – лучше всех предыдущих авторов. Я не назвал еще Сервантеса, Лопе де Вега, Кальдерона, потому что не достаточно хорошо их знаю… . Наши гении-классики – Лев Толстой, Федор Достоевский, Иван Тургенев, Александр Николаевич Островский, Антон Павлович Чехов и другие, создавали не характеры. Они создавали миры! Также, как Данте. А до него – Эсхил, Софокл, Еврипид, Гомер, Шекспир. Не случайно герои, разыгрывающие пьесы Эсхила, Софокла и Еврипида надевали маски. В «масках» были и герои Гомера и Шекспира (за что их не высоко ценил Лев Толстой)… .
      Василий Макарович Шукшин создал галерею двух типов характеров (литературных портретов) с присущими ему юмориной и философской глубиной: «чудика» и «крепкого мужика». Как только книга вышла в свет, он набрал экземпляров, сколько мог унести и полетел на Родину. Сначала отнес книги в Барнаульские Университет и библиотеку, потом в школу, где преподавал в Бийске и библиотеку, и, наконец, в Сростки, в сельскую библиотеку. Он мне рассказывал, что чем больше он становился известен, тем больше его не любили в Сростках! Через дня два, как он отнес книги в сельскую библиотеку Сростков, как-то возвращаясь с Катуни домой затемно, вдруг из-за угла дома выходят к нему два дюжих мужика, в руках у одного кирпич. И говорят: «Щас убивать тебя, Васька, будем! Ты, что нас на всю страну осрамил? Даже фамилии не сменил, падла!» Василий Макарович стал оправдываться, что не имел их в виду, и на Алтае фамилий потомственных алтайцев не так уж много, вот Шукшиных полным полно, а не родственники… «Ты мастак балакать!  Долбанем кирпичом по башке, вот тогда и пиши, и рожи с экрана корчь…» Василий Макарович замолчал. Стоит, участи своей ждет, одновременно присматривается, как опередить мужика, если он вдруг действительно вздумает его кирпичом ударить. При этом знает, что если бы хотели, то без «ля-ля» долбанули бы из-за угла и концы в воду! Значит, попугают, и водку потребуют. Так и было: мужики предложили мировую за литр самогона. Василий Макарович купил. Но об этом случае в воспоминаниях  кратко написал… . Меня в Сростках знали, как «собутыльника Шукшина», ибо я, Володя Высоцкий и Вася Шукшин раз сильно напились в школе Бийска, где преподавал Вася, и нас милиция в обезьянник на ночь посадила… . Было это уже после «Калины красной». Утром, смеясь, выпустила…. И вот на «Шукшинских чтениях» в Сростках, выступив, взял я двух молоденьких местных девчат и повели они меня кратчайшим путем с Пикета к Катуни на камень Шукшина, где он любил загорать. Камень в полутора метрах от берега, вернее, вертикальной скалы, а вокруг него водовороты. Вся Катунь в водоворотах и омутах, а течение сильнейшее. Пока я делал тщетные попытки залезть на камень, цепляясь за выступы скалы, ибо со стороны воды добраться до него не возможно. Стоит оторваться от берега, тебя закрутит, и через минуты ты посредине Катуни, во власти ее всевозможных подводных течений. Как из-за угла реки выскочила моторка с двумя «вихрями», а к ней на длинном тросе был прицеплен лыжник. Весь рыжий, как огонь: волосы длинные, красные, а тело, как у рака, вытащенного из кипятка. Я вылез на берег, ибо они лихо подрулили к нам и лыжник тоже лихо выскочил с лыжами на берег. Я сам напросился. Никогда не стоял на водных лыжах, и думал, что есть нечто общее между ними и горными лыжами, где я чуть не выполнил норму мастера спорта в горах ДВ. «Парни! Прокатите! Я – друг Васи Шукшина….» «Да,  физиономия твоя нам вроде знакома», - сказал тот, что сидел за штурвалом. А рыжий, помогая надеть мне лыжи, вдруг спросил: «Мужик, баба у тебя есть?» Словно местные девчата не в счет!..
      Кому интересно, что было дальше, читайте мою книгу «Пройти по краю. Василий Макарович Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии» (М, Современник. 1989 г)
    …Совет: не надо «задевать» характер человека, рисовать перед ним его «портрет»… Василий Макарович это хорошо понимал. Наверное не случайно, в страшном и последнем фильме, где он снимался, его герой часто припевает: «Я возвращаю ваш портрет!..» Как символично это сейчас!..
      В настоящее время, отказавшись от понятия «характер», как научной реальности, я занимаюсь еще и тем, что не делал Альбрехт Дюрер: составляю «карту» человеческой кожи с врожденными стигмами: родинками, ямками, бугорками, «шрамиками», пятнышками, типом оволосения и т.д. Начал я это давно, когда и должен был делать, работая с неопознанными трупами… .


Рецензии