С юбилеем, Раиса Александровна!

Поздравляю с юбилеем!
                Ты бьешься как когда-то я,
                Над вечной тайной бытия.
                Оставь бесплодные потуги,
                Все на свои вернется круги:
                Работа, дом, любовь, семья -
                Вот смысл и радость бытия!
                Раиса  Носова.


              Моей маме - простой и славной  женщине, а также тульской поэтессе  Раисе Александровне Носовой сегодня исполняется ровно 80 лет.  Я же обязана ей не только своим рождением, но и атмосферой в семье, которая позволила мне без препятствий заниматься тем, что я люблю.

             Сейчас я открою главу книги своих мемуаров "Биография Творчества" и сообщу Вам следующее. "Тринадцать лет с момента рождения Раиса Рындина жила   на Дальнем Востоке в справной русской крестьянской семье.  Её  мать, а моя единственная живая бабушка Скобликова Екатерина Петровна, приехала когда-то с родителями на Дальний Восток из Белоруссии, а отец, Рындин Александр Михайлович, был из воронежских крестьян. Когда Раисе было два с половиной года, отца репрессировали. И уже в отроческие годы она переезжает к  сестре Анне, которая будучи старше  на одиннадцать лет, заменила ей мать".

             А переехала она в город Тулу, где и проживала ее сестра с мужем и  маленьким сыном. Так, в свои неполные тринадцать лет моя мама оказалась за тысячи километров от своей дорогой малой Родины под названием деревенька "Уборка", о которой с гордостью напишет:
Я родилась не во дворце -
Не на каких-нибудь задворках!
Я в русском родилась сельце
С осенним именем "Уборка".

            Однако, листаю свои заметки дальше...о жизни в семье Паниных.  "Всю осень и зиму жили в старинном деревянном Панинском доме, что в Новорядском переулке Тулы ( рядом с Большим универмагом),  а с мая и всё лето –в достраивающемся доме на Косой Горе.  Дом в Туле  с большим двором и надворными постройками был приобретён сапожником Михаилом  Ивановичем Паниным еще до революции. Семья жила в духе патриархальных русских традиций. Основная часть дома была поделена на три части: одну из них занимал пожилой сапожник с женой и одинокой племянницей, а в двух других – его сыновья с семьями". 

      Помню самовар, серебряную  и фарфоровую посуду  и старинные иконы в доме хозяина. И ещё запахи: в коридоре – уборной, в доме – плесени и пирогов. Добавлю, что каждый советский праздник, особенно октябрьские, первомайские и, конечно же Новый Год отмечались с невероятным хлебосольством и гордостью. Стол накрывался почти как на свадьбу, так как ходили в гости несколько дней подряд дружественными семьями,  не забывая ни старых, ни малых.  Это было в праздники, а в будни как таинство: на первое - суп, на  второе – каша с котлетой и на третье – компот или чай. Казалось, картошка, солёные огурцы, грибы и кислая капуста не переводились никогда. Запасалось  всевозможных сортов варенье.

          И вот на фоне тульского хлебосольства появляется и Косая Гора, где муж сестры - Евгений Михайлович Панин работал главным инженером ОКСа и строил недалеко от Ясной Поляны свой собственный дом.  "А с мая на Косой Горе шли бурные строительные и полевые работы, сажались фруктовые деревья, срочно закупались цыплята. Жизнь бурлила! Она приобрела свое законченное выражение, когда с Дальнего Востока навсегда перебралась  с подростком сыном моя бабушка Екатерина. Появилась корова, а впоследствии козы, кролики и нутрии. С  начала пятидесятых годов – Косая Гора из дачи превратилась в отчий дом, через который  за последующие шестьдесят лет прошло шесть поколений".  Короче, жизнь протекала  с  русским крестьянским размахом. Дух  тайги, необозримо широкой и богатой, был, казалось, перенесён на скудную почву Средней России. И моя мама посвятит Косой Горе вот такие строки.

Косая Гора, Косая Гора!
Кто это придумал?..  Ведь ты не "гора":
Пригород Тулы - рабочий поселок -
Древнего города южный осколок.
Очень для многих надежный портал -
Место, где льется из домен  металл.
Это прибежище многих поэтов,
Песни которых гуляют по свету.
И не "косая"... а просто прекрасна -
С севера ты, как корона, у Ясной!

                Вот в такую русскую, какую только можно вообразить в мечте, семью и попадает после своих одиноких мытарств мой отец. Жили они с матерью безденежно – на скудные студенческие стипендии, правда, отец получал всегда повышенную, которая составляла в то время 600 рублей старыми деньгами.  История  чувств молодых, а также вся горечь утраты любимого мужа полностью передана в  книгах моей матери «Кольцо Сатурна» и «Книга судьбы. Избранное». Лучше чем в стихах об этом не напишешь!

Ты шахтер и шар земной
Грудь твою сдавил жестоко.
Муза с этих пор со мной
Прозябает одиноко.

А прошло полсотни лет,
Как тебя на свете нет...

Или

Ты появился ниоткуда.
Звездою яркой просиял.
И, словно неземное чудо,
В пучину вечности упал.

     Сама она писала о себе. "Когда мне было 22 года я осталась вдовой с двумя детьми. Работала всю свою жизнь инженером-строителем. Вырастила детей, внуков, построила дом и посадила сад". Добавлю, что на сегодня у Раисы Александровны
уже семь правнуков.

       Первый стихотворный сборник "Кольца Сатурна", посвященный памяти мужа был признан Тульским отделением Союза писателей РФ лучшим литературным произведением 1997 года и получил диплом лауреата конкурса Фонда культуры.
       Решением оргкомитета главного ежегодного конкурса стихиры признана номинантом на премию «Поэт года 2014» и оргкомитетом премии «Наследие» номинирована на премию "Наследие 2015".

    А также...Раиса Алесандровна Носова имеет шесть лауреатских заводских дипломов, почетные грамоты,в том числе областного уровня, звание ветерана труда. В сентябре 2012 года награждена Юбилейной медалью "300-летие начала государственного оружейного производства в г.Туле".

     И по личной просьбе поэтессы мне хочется закончить свое повествование вот этими строками ее стихотворения:

Судьба моя, лихая колесница
О двух конях!
Иль это есть, иль это снится -
Несет меня.
Мой первый конь - изменчивое тело,
От детских лет
Смеялось, пело и летело
На яркий свет.
Второй же конь - душа моя благая,
Огонь свечи.
Дорогу к храму пролагают
Её лучи.
Чтоб колесница вдаль летела,
Крепись тесней,
Гармония души и тела
Моих коней.
Когда ж случайно прекратится
Бег в унисон,
Пусть колокольцев мне приснится
Последний звон.

                Елена Грислис.
                11 сентября 2015


_________________________

Фото: Раиса Носова с дочерью Еленой у дома на Косой Горе, где жила семья до 1965 года.


***
Читатель может также познакомиться с биографической трилогией поэтессы Раисы Александровны Носовой "С осенним именем "Уборка"" http://www.proza.ru/avtor/nosova1935   


Рецензии
Замечательная у Вас мама, дорогая Елена!
Труженица и поэт.

Всего самого доброго ей и Вам!

С большим уважением,
Татьяна.

Татьяна Шмидт   19.01.2016 14:10     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Татьяна.
С признательностью, ЕГ

Елена Грислис   19.01.2016 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.