Грег Белл. Пуританская концепция воспитания

ПУРИТАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
Грег Белл (2001)
Parenting.pdf

Уникальность пуританского идеала семьи

Конец модерна с его ложными предпосылками и выводами означал для большинства стран мира потерю связи с богатством пуританского опыта. Одним из аспектов этого опыта, столь не воспринимаемого сегодня  (а это так даже среди евангельских христиан!), было пуританское понятие о семье и воспитании детей.  Некоторые стереотипы утверждают, что родители жестоко избивали детей, или что они требовали от них совершенства, ограждали их от всего мирского, либо поощряли детские браки и превращали невест и жен в служанок для мужей.  Более пристальный взгляд на нормы движения покажет, что эти стереотипы реально являются ложными. В самом деле, во всей истории Церкви, в том числе в ранней Церкви, не было ни одной другой группы со столь библейским и богословски глубоким подходом к семейной жизни. Среди смога, которым насыщен воздух современных понятий о семье, сегодня можно оглянуться назад и вдохнуть свежий воздух пуританского богословия и практики. Самым ярким примером этого является пуританское видение целей и задач семьи.
Пуритане рассматривали семью как малую Церковь (1) и основу поместной Церкви. Ее  главной целью должно было стать распространение славы Божией наставлением в Его Слове, в святости и поклонении (2). Эта концепция не должна быть чужда ни одному христианину сегодня. Тем не менее, большинство евангелистов не считают ее приемлемой для современной семьи. Что означает эта цель семьи - жить во славу Божию? Лиланд Райкен отмечает: "В долгосрочной перспективе это определяет, что происходит в семье. Это устанавливает духовные приоритеты, а не материальное наполнение, и определяет, как семья проводит время и тратит деньги" (3). Это видение славы Божией как цели семьи было весьма устойчивым, будучи закреплено в совести родителей и задавая теоцентричное направление  всей жизни семьи.
Одной из областей, в которых мы редко готовы идти за Богом в семье и на которых были сосредоточены пуритане, было духовное руководство отца в доме. Они признавали как Божий замысел то, что если семья состоит из падших людей, она нуждается в заботе человека Божия. Глава семьи, муж и отец обязан вести семью в поклонении. Оливер Хейвуд описал его роль как священника в семье, обязанности которого состоят из четырех обязанностей ветхозаветного священника (5):
1. Учить людей принципам религии и их долгу перед Богом и друг перед другом.
2. Приносить святые приношения и жертвы за искупление (исповедовать грехи семьи).
3. Заступаться за народ.
4. Благословлять народ.
Человек, не исполняющий этих обязанностей в своем доме, рассматривался пуританами как глупец и нечестивец, достойный презрения. Этот взгляд на семейное руководство был настолько убедителен, что передавался даже людям, не являвшимся обращенными христианами.   
Этот идеал семьи подготовил почву для пуританского взгляда на детей и воспитание, к которому пуритане относились очень серьезно и практиковали его с духовным рассуждением и целомудрием. Для серьезного историка очевидно, что корни пуританской практики воспитания должны пониматься в перспективе богословия. Именно оно  вскормило и пронизало пуританское воспитание.

Пуританское отношение к детям

Весь взгляд пуритан на жизнь был теоцентричным, сосредоточенным на славе Божией как цели всех вещей. Это было достигнуто благодаря их приверженности реформатскому богословию и широкому его охвату. Они прочно опирались на суверенитет Бога во всей жизни, то есть идею, что Он предопределяет все, что происходит, и на то, что мы называем доктриной благодати. Однако частью  учения о благодати, которая действительно формировала их отношение к детям и воспитанию, была концепция заветов (6) - завета дел, искупления и благодати. Завет благодати - это завет, заключенный Богом Отцом со Христом, по которому Христос пребывает в послушании Отцу, Отец же дает Ему народ, который Он искупит. Завет дел рассматривался как  завет, который Бог заключил с Адамом в раю, по которому, если Адам исполнит все Божьи заповеди, он получит жизнь вечную; завет же благодати - это завет, заключаемый Богом с верующими и их детьми, что через веру Он даст им жизнь вечную, и будет Богом их. Хотя эти заветы могут быть не изложены четко в Писании, пуритане использовали эту схему как способ понимания всего Писания. 
Такое богословие произвело несколько различных подходов к детям. Поскольку завет включает как благословения, так и проклятия, дети - это особый дар (7). Джон Робинсон сказал, что "это благословение прекрасное, но опасное" (8). Пуритане согласны, что дети - это благословение от Господа (Пс.127), но они также приносят заботу об их физическом и духовном благе от рождения и до вступления в брак. В соответствии со своими убеждениями они признавали также важность ответственности за детей как "принадлежащих Богу, вверившему их родителям в руководство" (9). Дети принадлежат родителям таким же образом, как все, данное им от Бога. Разница, однако, в том, что в отличие от имущества души детей вечны и родители отвечают пред Богом за них. Кроме того, они не вправе любить ничто на земле так, как своих детей. Пуритане стремились сохранить сбалансированный взгляд на любовь к детям, не допуская ни "удушения заботой", ни взгляда на детей свысока (10). Они отмечали, что даже животные имеют здоровые чувства к своему потомству (11), и хотели быть не холодными к своим детям, а справедливыми (12). 

Начало родительского опыта

Учитывая условия беременности и родов в то время и заботу о душе будущего ребенка, пуритане рассматривали проблему, имевшую важнейшее значение для родителей. Их первейшей обязанностью была молитва за мать, ребенка и акушерку, ибо риск для жизни касался и матери, и ребенка, и они молились о том, чтобы Бог пощадил их жизнь.  Более важной, однако, была молитва за спасение ребенка. "Некоторые считают, что если пренебречь ею с самого начала, этот долг окажется в пренебрежении и при жизни ребенка; другие же обращали внимание на то, что молиться за ребенка необходимо, ибо он зачат и рожден греховным; с наступлением определенного возраста следует учить детей молиться за себя, и если он сам окажется на смертном одре, он должен уметь молиться за собственную душу. Родители, которые не заботятся об этом, вряд ли имеют подлинную любовь к своим детям и веру в Бога" (13).
Молитва - это лучшая вещь, которую родители могут сделать для своих детей. Другим долгом отца является физическая помощь матери (14). Выкидыши были широко распространенным явлением, так что здоровье матери было главной заботой на протяжении всей беременности. Дж. Филипп Артур пишет: "Прилагались все усилия, чтобы не допустить выкидыша по какой-либо неосторожности" (15). Это означало, что будущая мать несла ответственность за то, чтобы облегчить свое состояние физически и эмоционально. Любые умышленные действия, способные привести к выкидышу, рассматривались как убийство. Уильям Гоудж предупреждал: "Те, кто, распаляя себя горем или гневом, или напрягая свое тело с помощью танцев, бега, скачек, употребления вредной пищи, чревоугодия или, напротив, излишнего воздержания и ложного стыда доводят дело до аборта, совершают преступление против долга матери заботиться о себе и ребенке, и если произойдет выкидыш по вине матери, то виновна мать, если же это вина обоих родителей, то кровь на них обоих и совесть их нечиста пред Богом" (16). Мужья также ответственны за благополучие своих жен и обязаны любым возможным способом помогать им выносить ребенка (17).

Важность естественного вскармливания

После рождения ребенка в пуританском доме основные обязанности ложились на мать, и главная ее ответственность состояла в том, чтобы обеспечить питание новорожденному, ибо лучшим возможным даром ему была ее грудь. Уильям Гоудж прямо пишет, что сухая грудь рассматривается Писанием как проклятие (18), ибо кормление - это естественная функция тела женщины. Джон Додд также считал эту обязанность основной: "Особая обязанность матери - кормить своего ребенка, если Бог дал ей хоть какую-то возможность к тому. Она не вправе бросить его, принеся в мир, если Бог дал ей не только чрево, чтобы нести, но и грудь и молоко, чтобы кормить дитя; так пусть она будет благодарна Богу за эти благословения, и использует их до конца" (19). Это по силам не всякой матери, но упор на эту обязанность означал создание с самого начала эмоциональной связи с ребенком, не передаваемой кормилице или няне. Мужья также несли ответственность за поощрение жен к кормлению, которое является самым лучшим для матери и ребенка (20).

Дети завета: крещение младенцев

Как мы уже сказали, пуритане рассматривали Писание через призму богословия завета. Главный проявлением этого явилась их практика крещения младенцев. Согласно завету благодати дети рассматриваются как часть завета, заключенного Богом с верующими. В Ветхом Завете Бог дал обрезание как знак веры родителей и праздник Пасхи как память об Исходе. Эти дары переданы Новому Завету, ибо крещение является признаком веры родителей, а Вечеря Господня - памятью об искуплении. Они рассматриваются как таинства, или видимые признаки невидимой благодати, и установления, которые необходимо исполнять по прямому повелению Божию. Крещение, в частности, рассматривается как введение ребенка в завет: "Бог установил Крещение как торжественное вступление в Церковь и введение в завет Божий" (21). Если крещеный ребенок придет к вере, завет будет явлен в нем, и он воспользуется благодатью. Если он, когда вырастет, отвергнет веру, данный ему дар благодати окажется напрасным (22).
Пуритане не считали, что крещение младенцев освобождает детей от первородного греха вообще, как верят католики. Практически говоря, оно начинает взращивать в ребенке преданность, когда родители посвящают его Богу и обещают, что они будут воспитывать ребенка в учении и наставлении Господнем. К моменту крещения для него должно было быть выбрано имя, предпочтительно библейское, оглашенное перед общиной с молитвой за ребенка. Пуритане считали, что это именно водное крещение, а не что-то иное, и что дети верующих являются единственными, которые должны были крещены.

Научение и поклонение

Мы сказали, что спасение своих детей было главным приоритетом для пуританских родителей. Они не хотели ничего большего или меньшего, чем видеть своих детей чтущими Христа и живущими святой жизнью. Поэтому для них обучение детей религии было главным родительским долгом. Пуритан обуревал ужас при одной мысли о том, что их дети могли бы на Страшном суде сказать, что они попали в ад из-за халатности в их обучении: "Их плач будет преследовать вас в этом неугасимом озере среди ужасных проклятий и отвратительных воплей: горе нам, что не было никакой заботы о спасении душ наших, и никто не попытался спасти нас от огненной муки! Даже ваши собственные дорогие дети в этом случае будут кричать вам в уши: горе нам, что мы родились у таких проклятых родителей, которые не научили нас сызмальства путям Божиим, чтобы удержать нас от наших юношеских сует, и обучить на пути благочестия! Сделай они так, мы могли бы жить в бесконечных радости небес,  тогда как сейчас мы оказались безвозвратно в вечном огне! О, какая это вина наших родителей, бессовестная и жестокая халатность, что вся наша жизнь прошла мимо их душ и теперь мы оказались в вечном ужасе!" (23).Это, даже если сказано с некоторыми крайностями, есть суровая правда: родители отвечают за души своих детей. Пуритане понимали, что дети в конечном счете несут ответственность за свои души пред Богом сами, и что в своем проклятии люди не могут обвинять никого, кроме себя,  но они также понимали, что родители отвечают пред Богом за то, приложили ли они усилия к тому, чтобы научить детей жизни во Христе и святости.
Пуритане считали спасение целью образования. Поэтому они стремились обучать своих детей вере как можно скорее (24). Пуританская община считала это столь важным, что в Америке провела закон о родительском обучении. Обучение детей грамоте было не самоцелью, а инструментом обучения их вере и богословию. Для этого использовались такие инструменты, как "Новоанглийский букварь" (1683), с такими фразами, как "В Адаме мы все согрешили" (А) до "Закхей поднялся на дерево" (Z) (26). Эти инструменты работали рука об руку с талантами катехизаторов. Родители должны были не только начинить головы детей знаниями, но сделать все возможное, чтобы они применили то, чему учились. Они были вправе опрашивать своих детей по катехизису и находили время закрепить пройденное в их памяти, а также обсудить, как применить это в жизни.
Пуритане ненавидели саму идею, что можно иметь крепкую голову и холодное сердце. Ортодоксия ради нее самой, как в Риме - это последнее, чего они хотели. Поэтому они учили своих детей: "Пусть  будет основной частью вашей заботы и труда во всем образовании - сделать святость самым необходимым, почетным, полезным, приятным, восхитительным и желнным состоянием жизни, а отказ от нее - недостойным вредом и бесчестием. Обратите детей к любви к ней, объяснив им ее красоту" (27). Лучшим способом для того, чтобы привести детей к духовности, было практиковать святость в собственной жизни и быть примером благочестия, а также проводить утром и вечером домашние обряды и богослужение (28). Когда семья собиралась вместе, отец объяснял ей Писание и после общей молитвы вел в пении псалмов (29).  Пуританские отцы выделяли время, когда дети могут задавать вопросы, а родители - изучить жизнь детей. По воскресеньям, вернувшись из церкви, отец мог провести дискуссию относительно утренней проповеди и узнать, что домочадцы должны исправить и в чем покаяться.

Жезл и обличение, дисциплина и мудрость

Можно понять, почему пуритане не особенно апеллировали к своей власти наставлять и наказывать детей. Они не игнорировали тот факт, что у них была эта власть, как правление семьей естественное и духовное. Но они обращались прежде всего к высшей власти, к заповедям Божьим. Божий закон был для них законом дома. Если дети ослушались, их необходимо было исправить согласно Писанию, и показать им бремя их испорченности и нужду во Христе. Пуритане понимали, что наказание необходимо, поскольку их дети родились в грехе и имеют греховную природу. Поэтому цель родительской дисциплины - сдерживать зло в детях, возбраняя их греховные устремления. "Добивайтесь от них строгого послушания себе, а не исполнения их желаний. Не позволяйте относиться к себе непочтительно или презрительно, но держите расстояние, ибо фамильярность порождает презрение, а непочтительность ведет к неповиновению" (30). Для сдерживания детского упрямства родители должны были понимать: своеволие следует подавлять как можно раньше, ибо раньше чем кажется нежная веточка может вырасти в так, что согнуть ее будет не легче лука. "Дети не должны думать, что они могут переупрямить родителей; от последних не должно быть ни слова согласия на "это я не буду" (31).  Цель здесь не просто в том, чтобы иметь послушных детей, но чтобы они поняли, что они не могут быть совершенны.
Именно это видно по взгляду пуритан на наказание (31). Как правило, родители имеют два средства исправления - слово и розгу. Но наказывать детей необходимо с обличением, показывая им из Писания, что они совершили грех против Бога, который может иметь вечные последствия. Наказание не должно быть ни слишком мягким, ни слишком строгим, и Уильям Перкинс отметил: "Этих двух крайностей необходимо тщательно избегать; родители не должны быть ни слишком суровы, употребляя излишнюю власть,  ни чрезмерно снисходительны к ребенку. Павел указывает правило: "Родители, не провоцируйте детей до гнева" (Еф.6.4 KJV). У нас есть пример старого Илия (1 Цар.3.23)" (32). В соответствии с этим он наставлял также пастырей и учителей ценить каждого ребенка индивидуально, видеть, что у детей разные характеры, и что каждый из них нуждается в особой дисциплине. "Родителям надлежит знать, что дети имеют разные темпераменты и дисциплина должна соответствовать ребенку" (33). Они должны наказывать детей наиболее действенно, оставляя розгу в качестве крайнего средства: "Это крайняя мера наказания, которая, однако, установлена Богом в помощь воспитанию детей, средство, которое может принести благо, когда ничто иное уже не помогает" (34).
Коттон Мезер говорил, что "лучше быть выпоротым, чем проклятым". Это понятие подводит итог пуританскому отношению к дисциплине. Пуритане были твердо убеждены в согласии с мудрецом, что "если глупость привязалась к сердцу ребенка, розга отгонит ее" (Притч.22.15 KJV), и "если накажешь розгою, он не умрет" (23.13). Бывают ситуации, когда "кто жалеет розгу, тот ненавидит сына" (Притч.13.24).  Джон Дод дает указания: "Пусть это будет сделано вовремя, не откладывая надолго, чтобы не было слишком поздно... притом с состраданием и милостью, без ярости и жестокости, и с молитвой, чтобы Бог умудрил сердце ребенка и дал ему исправление,  а также мягкость и кротость, чтобы принять наказание без ропота и с пользой" (35).  Даже используя физические наказания, пуритане действовали трезво, ибо их главным мотивом была любовь к душам своих детей (36).
 
Помощь в поиске призвания

В понимании пуританами всевластия Бога главным было убеждение, что Бог определил для каждого верующего особое призвание, в соответствии с которым ему надлежит служить Богу и поклоняться Ему (37). Поскольку, по их убеждению, не было различий между священным и светским призванием, все профессии считались делом Божьим и во славу Божью. Уже с раннего подросткового возраста дети должны были искать свое призвание, и долгом родителей было помочь им в этом. Ричард Адамс писал:  "Христианские родители должны заботиться не только о том, чтобы их дети получили свое занятие в мире, но чтобы обеспечить им честное, нужное, полезное призвание и профессию, в которой они смогут служить Богу в соответствии с Его волей (Деян.13.36), по способностям, которые Он даровал им, и склонностям, которые Он в них внедрил, в силу чего они смогут продвигать Царство Христа" (38).
Это требует от родителей умения, проницательности и хорошего знания своих детей. Сегодня не все понимают, что дети склонны к определенным занятиям и забота родителей - поощрить это и помочь им, не выбирая за них произвольно. Обычно исследование призвания в первую очередь, в раннем возрасте, касалось девочек - прежде всего потому, что они прежде всего должны были стать женами и матерями (39). Забота о мальчиках в этом отношении начиналась, когда они были уже старше. Как правило, род занятий выяснялся от 10 до 14 лет. Те, кто не хотел или не мог стать служителем, заниматься торговлей или получить юридическое или медицинское образование, обычно становились ремесленниками или разнорабочими (40). Это значило, что обучение ремеслу или торговле под руководством мастера начиналось довольно рано: если ученик хотел быть в состоянии быть свободным  и зарабатывать себе на жизнь с двадцати лет, он, как правило,  должен был начать свое обучение не позднее четырнадцати. Если ребенок не хотел учиться таким образом, он мог пойти в колледж, чтобы подготовиться к служению или семейному делу. При любом призвании его следовало найти сравнительно рано, чтобы вовремя пройти обучение и к совершеннолетию готовиться покинуть родительский дом.

Найти пару для детей

Между поиском призвания и культурой сватовства у пуритан есть немалое сходство. И работа и брак рассматривались как важнейшее дело в жизни, должны были подходить к темпераменту ребенка и освящаться Богом. И хотя брак не требовал такого же поиска, как призвание и профессия, с ним связывались серьезные ожидания. Одиночество не считалось пуританами чем-то полезным. Они считали, что к браку призваны почти все: "Большинство людей призваны жениться и выйти замуж, и они должны знать об этом и видеть  неудобства и разочарования жизни в одиночестве" (42). В помощи детям при поиске мужа или жены родители играли роль, близкую к поиску призвания.  Речь шла не о том, чтобы они выбирали супруга или супругу или заставляли детей вступать в брак, но они оказывали детям помощь в поиске спутника жизни. Гоудж увещевал родителей: "Хотя родители могут познакомить детей на предмет вступления в брак, они не вправе их принуждать к нему... Хотя авторитет родителей должен быть неприкосновенным, будет правильным, если стороны соединятся добровольно с взаимного согласия" (43). Родители должны были помочь детям определить, подходит ли им предлагаемый супруг. Среди проблем было то, что дети не должны были "преклоняться под чужое ярмо",  чтобы они были должным образом мотивированы (не деньгами, престижем и т.п) и были готовы возрастать в благочестии в браке. Брак должен был быть "в Господе", чтобы не препятствовать Божьим благословениям (44). Участие родителей могло сделать брак детей устойчивым, ибо дети были наставлены, как выбрать себе пару, и доверяли родителям в этом вопросе (45).

Успех в воспитании

От зачатия до вступления ребенка в брак родители были активно вовлечены в жизнь детей и оказывали громадное влияние на них. Целью родителей было вести своих детей к Богу, и мерой их успеха - видеть их в общении с Ним, их благочестие и святость, чтобы их дети побеждали падший мир вокруг них и вносили достойный вклад в общество. Если ребенок становился неуправляемым или аморальным, или вовлекался в любого рода нечестие, многие думали, что это проблемы родителей, а не только ребенка. Если же он становился благочестивым служителем, известным купцом, сам имел благочестивых детей, то родители-пуритане обретали особое доверие. То же самое можно сказать об их обязанностях.  Пуритане подчеркивали физическое благо детей, их здоровье и отдых, как и их благословение, наследство и подготовку к завещанию.
Мы ограничились лишь самыми существенными темами и никак не исчерпали их. Рассмотрев каждую из этих областей пуританского воспитания, мы видели их согласованность в библейской и богословской перспективе. В каждой вещи, с которой сталкивались пуритане, они обращались к Богу и Писанию как к своим главным авторитетам. Они были погружены в молитву и другие обязанности по отношению к детям, не желая ничего большего, чем наставить детей на путь Господень и предоставить им собственный пример святости (46). Некоторые считают, что пуритане ввели новшества в своем подходе к развитию ребенка и даже определили некоторые точные понятия о детской психологии (47). Так это или нет, размышляя о пуританском воспитании, мы никогда не должны упускать, что это был не теоретический, субъективный или прагматический подход, но богословский, целеустремленный и бескомпромиссный.   
 
 (1) "Святая семья - место утешения и малая церковь Божия... о, Господи, расшевели сердца людей, чтобы они делали свои семьи малыми церквами, ибо это не под силу правителям и пастырям, угашающим религию и изгоняющим благочестие из любой страны!" Richard Baxter, “The Poor Man’s Family Book” in The Practical Works of Richard Baxter, Morgan, PA: Soli Deo Gloria Publications, 1996, Vol. 4, p.230, 231
 (2) "Домохозяйство - это малое содружество, через доброе правление в котором слава Божия может распространяться по земле... и все, кто живет в нем, получают большие блага и утешение" (Robert Cleaver, quoted by Daniel Doriani in “The Godly Household in Puritan Theology, 1560- 1640”, Ph.D. diss., Westminster Theological Seminary, 1985, p.52)
(3) Leland Ryken, Worldly Saints, (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1990), p. 74.
 (4) "Обязанностью мужей является наставлять семью в религии, брать ее в церковь в День Господень и наблюдать за освящением этого дня в доме, наставлять детей и учить их вере, наставлять всю семью после каждой проповеди, чтобы понять, что из нее было понято и принято, и заполнять любые пробелы в понимании, если они остаются, ежедневно вести семью в поклонении, в идеале два раза в день; и подавать пример трезвого благочестия во все времена и во всех вопросах"   (J.I. Packer, The Quest for Godliness: The Puritan Vision of the Christian Life, [Wheaton, IL: Crossway Books, 1990], p.270
(5) The Whole Works of Rev. Oliver Heywood, (Morgan, PA: Soli Deo Gloria Publications, 1999, published earlier in London: John Vint, 1825), Vol. 4 “The Family Altar”, pgs. 309-311
 (6) "Суть завета есть идея договорного обязательства. Богословие завета не снижает, а поднимает  смысл пуританской родительской ответственности за своих детей"( Leland Ryken, Worldly Saints, p.79).
 (7) Эту идею лучше всех описал Дэниел Дориани: "Дети являются потенциальным благословением в глазах благочестивых братьев, но окончательная оценка их состояния зависит от их духовных качеств, а не от их благосостояния или здоровья. Эта  тема чаще всего возникает там , где проповедники увещевают родителей выполнять свои моральные и духовные обязанности" (“The Godly Household in Puritan Theology”, 1560-1640, p.391).
(8) The Works of John Robinson, Boston: Doctrinal Tract and Book Society, 1851, Vol. 1, p.244
(9) Ryken, Worldly Saints, p.78
 (10) "Избыток заботы о детях, когда их любят без меры, так же вреден, как отсутствие всякой заботы о них" (William Gouge, Of Domestical Duties, Amsterdam: Theatrum Orbis Terrarum, Ltd., 1976 [Facsimile, published earlier in London: J. Haviland, 1622], p.500
(11) Ibid.
(12) "Итак, помните, что любовь должна быть обращена на всех  д (Paul Bayne, An Entire Commentary upon the Whole Epistle of St. Paul to the Ephesians, Edinburgh: James Nichol, 1866, [published earlier in London: M. F., 1643], p.361)
(13) William Gouge, Of Domestical Duties, p..501-502
 (14) "Уже за плод нужна молитва, с благодарением освящающая его от чрева, как Иеремию и Иоанна (1 Тим.4.5, Иер.1.5, Лк.1.15), а также о сохранении его жизни"  (Richard Adams, “What are the Duties of Parents and Children; and how are they to be Managed According to Scripture?”, Puritan Sermons 1659-1689, Wheaton: Robert Owen Roberts, Publishers, 1981 [Published earlier in London: James Nichol, 1844], p.324).
(15) J. Philip Arthur, “The Puritan Family”, The Westminster Conference Papers, 1997, p.82
 (16) Это воспринималось достаточно серьезно, чтобы считать аборт убийством. "Те, кто намеренно губят своих детей в чреве, виновны в крови даже в большей степени, чем совершающие обычное убийство, ибо душа, данная Богом и без всяких оснований изгнанная, должна быть отомщена" (Of Domestical Duties, p.506)
(17) Ibid.
(18) Ibid., p.507-518
(19) A Plain and Familiar Exposition of the Ten Commandments, (newly corrected and amended by author. London: Thomas Man, Paul Man, and Jonah Man, 1632), p.180
(20) Гоудж комментирует: "Обязанность, которая ложится на отца в этом отношении - поощрять жену и помогать ей во всем необходимом для выполнения этой обязанности"  (Of Domestical Duties, p.517).
(21) Richard Baxter, Practical Works, Vol.4, p.179
 (22) "Дети, которые через завет с родителями спасены лишь наполовину, через наставление будут спасены целиком.  Условное обетование Божье есть часть завета благодати; долг верующего в том, чтобы воспитывать своих детей, которые в любом случае принадлежат Богу" (Edmund Morgan, The Puritan Family, New York: Harper & Row, revised edition, 1966, p.91).
(23) Robert Bolton, General Directions for a Comfortable Walking with God, Morgan, PA: Soli Deo Gloria Publications, 1995, (published earlier in London: F. Kyngston, 1625), p.276
(24) Стандартным для пуритан был Вестминстерский Краткий катехизис. Томас Бикон, Ричард Бакстер и Джон Беньян также написали катехизисы.
 (25) "Основания здесь были ясны: пуритане настаивали на образовании для того, чтобы обеспечивать религиозное благополучие своих детей. Этот мотив, конечно, объясняет требование, чтобы дети учились катехизису, а также знали закон Божий, понимание которого имеет важное значение для благополучия даже самого маленького ребенка.   Пуритане стремились таким образом не только обучить правилам вежливости или средствам достижения материального благосостояния, но тому, без чего невозможно спасение. Они хранили возвышенную уверенность XVII в., что главный враг человека - это невежество, и прежде всего незнание Писания ( Edmund Morgan, The Puritan Family, р.88-89)
(26) Charles E. Hambrick-Stowe, “Ordering Their Private World: What the Puritans did to grow spiritually”, Christian History 13, 1: 18
(27) Baxter, “Christian Economics”, Practical Works, Vol.1, p.451. Уильям Перкинс говорил о "наставлении детей в процессе обучения и религии, которое должно быть таким, чтобы они воспринимали ее с радостью" (The Works of William Perkins, Cambridge: J. Legatt, 1606, Vol.1, p.694).
 (28) Бакстер описывает это в "Семейной книге бедняка" (Practical Works, Vol.4, p.236-237).
 (29) "Семейный алтарь" Оливера Хейвуда был посвящен наставлению родителей в этой ежедневной обязанности. 
(30) Baxter, “Christian Economics”, Practical Works, Vol.1, p.450
(31) John Robinson, Works, Vol.1, p.247. Если предоставить грешника самому себе, он не будет делать ничего, кроме как грешить; поэтому цель в том, чтобы удержать его от собственной греховности. 
(32) Works, Vol.1, p.694
(33) J. Philip Arthur, “The Puritan Family”, p.85
(34) Gouge, Of Domestical Duties, p.552
(35) A Plain and Familiar Exposition of the Ten Commandments, p.179-180
(36) Джордж Суиннок пишет: "Розга на земле удержала многих от кар в аду, и наказание здесь может отвратить от других наказаний и на земле. Было бы лучше всего привлекать к добродетели и благочестию узами любви, но если ничто не помогает, лучше причинить или претерпеть некоторую боль, чем навсегда лишиться неба и счастья... Пусть же наказующий жезл будет жезлом любви, и плач здесь предотвратит вечный плач и скрежет зубов"   
(The Works of George Swinnock, Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1992, [published earlier in Edinburgh: James Nichol, 1868], Vol.1, p.435).
(37) Работа Перкинса "Трактат о призвании" является основой пуританского видения этой темы.
(38) “What are the Duties of Parents and Children; and how are they to be Managed According to Scripture?”, Puritan Sermons 1659-1689, Vol.2, p.338
(39)   Morgan, The Puritan Family, p.67
(40) Ibid., p.68
(41) Ibid.
(42) Packer, A Quest for Godliness, p.272
(43) Of Domestical Duties, p.564
(44) Dod, Ten Commandments, p.183. Он продолжает: "Наоборот, пренебрежение этой обязанностью часто является причиной большого вреда: когда родители нерадивы к тому, чтобы обеспечить чырмх детей, они будут осквернять свои тела нечистотой или вступать в недозволенные отношения, которые не так легко будет разорвать".
(45) Morgan, The Puritan Family, p.79
 (46)  Райкен отмечает: "Пуританское отношение к детям имело тройное основание: раннее обучение, влияние примера и предписаний и баланс между сдерживанием и положительной поддержкой"   (Worldly Saints, p.87). Все эти вещи являются проявлениями благочестивой жизни согласно Писанию (Притч.19.18, 1 Кор.11.1. Еф.4.29).
(47) Обращаясь к пуританской теории развития личности, Райкен находит ее библейски и богословски верной: "Пуритане в своей теории развития подчеркивали, что дети, как и родители, являются падшими существами, нуждающимися в перенаправлении к Богу и моральном совершенствовании" (Worldly Saints, p.87). Он не упоминает в составе этой теории идею крещения младенцев как вещь спорную среди евангелистов. Но сказать, что полное падение - это теория пуритан, будет ошибкой. Это истина, которую приняли пуритане.

I. Primary Sources
A. Puritans on Family and Parenting
Adams, Richard. “What are the Duties of Parents and Children; and how are they to be Managed According to
Scripture?” Puritan Sermons 1659-1689. 6 Vols. Wheaton: Robert Owen Roberts, Publishers, 1981.
(Published earlier in London: James Nichol, 1844)
Ames, William. Conscience with the Power and Cases Thereof. Amsterdam: Theatrum Orbis Terrarum, Ltd,
1975. (Facsimile, published earlier in 1639)
Bayne, Paul. An Entire Commentary upon the Whole Epistle of St. Paul to the Ephesians. Edinburgh: James
Nichol, 1866. (Published earlier in London: M. F., 1643)
Baxter, Richard. The Practical Works of Richard Baxter. 4 Vols. Morgan, PA: Soli Deo Gloria Publications, 1996 (Published earlier in London: George Virtue, 1846)
Bunyan, John. “Family Duty.” Free Grace Broadcaster 170 (1999): 15-28
Bolton, Robert. General Directions for a Comfortable Walking with God. Morgan, PA: Soli Deo Gloria
Publications, 1995. (Published earlier in London: F. Kyngston, 1625)
Dod, John. A Plain and Familiar Exposition of the Ten Commandments. newly corrected and amended by
author. London: Thomas Man, Paul Man, and Jonah Man, 1632
Gouge, William. Of Domestical Duties. Amsterdam: Theatrum Orbis Terrarum, Ltd., 1976. (Facsimile, published earlier in London: J. Haviland, 1622)
Lye, Thomas. “What may Gracious Parents Best Do for the Conversion of those Children Whose Wickedness is
Occasioned by their Sinful Severity or Indulgence?” Puritan Sermons 1659-1689. 6 Vols. Wheaton:
Robert Owen Roberts, Publishers, 1981. (Published earlier in London: James Nichol, 1844)
Perkins, William. The Works of William Perkins. 3 Vols. Cambridge: J. Legatt, 1606
Robinson, John. The Works of John Robinson. 3 Vols. Boston: Doctrinal Tract and Book Society, 1851
Swinnock, George. The Works of George Swinnock. 5 Vols. Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1992.
(Published earlier in Edinburgh: James Nichol, 1868)
B. Non-Puritans on Family and Parenting
Aurthur, J. Philip. “The Puritan Family.” The Westminster Conference Papers, 1997
Davies, Gaius. “The Puritan Teaching on Marriage and the Family.” Evangelical Quarterly 27 (1955): 19-30
Demos, John. A Little Commonwealth: Family Life in Plymouth Colony. New York: Oxford University Press, 1978
Doriani, Daniel. “The Godly Household in Puritan Theology, 1560-1640.” Ph.D. dissertation, Westminster
Theological Seminary, 1985
Morgan, Edmund. The Puritan Family. Revised ed. New York: Harper & Row, 1966
Ratner, Helen. “The Puritan Family.” Child & Family 9.1 (1970): 54-60
II. Secondary Sources
Bartlett, Robert M. The Faith of the Pilgrims: An American Heritage. New York: United Church Press, 1978
Braud, E. “Daily Life Among the Puritans”. The Puritan Papers: Volume One. edited by David Martin Lloyd-
Jones. Phillipsburg, NJ: Presbyterian & Reformed Publishing, 2000
Bremer, Francis J. The Puritan Experiment: New England Society from Bradford to Edwards. New York: St.
Martin’s Press, 1976
Earle, Alice Morse. Customs and Fashions in Old New England. Detroit: Omnigraphics, 1990. (Published earlier
in New York: Charles Scribner’s Sons, 1893)
Greven, Philip J. “Family Structure in Andover.” Puritanism in Early America. edited by George M. Waller.
Lexington, MA: D.C. Heath and Company, 1973
Haller, William and Malleville. “The Puritan Art of Love.” Huntington Library Quarterly 5 (1942): 235-272
Hambrick-Stowe, Charles E. “Ordering Their Private World: What the Puritans did to Grow Spiritually.”
Christian History 13.1: 18
Hulse, Errol. Who are the Puritans: And What do they Teach? Darlington, England: Evangelical Press, 2000
Knappen, M. M. Tudor Puritanism: A Chapter in the History of Idealism. Chicago: University of Chicago Press,
1965
Ozment, Steven. When Fathers Ruled: Family Life in Reformation Europe. Cambridge, MA: Harvard University
Press, 1983
Packer, J.I.. The Quest for Godliness: The Puritan Vision of the Christian Life. Wheaton, IL: Crossway, 1990
Rutman, Darrett B. Winthrop’s Boston: A Portrait of a Puritan Town, 1630-1649. New York: W.W. Norton
Company, Inc., 1972
Ryken, Leland. Worldly Saints: The Puritans as They Really Were. Grand Rapids, MI: Zondervan, 1990
Todd, Margo. “Humanists, Puritans and the Spiritualized Household.” Church History 49.1 (1980): 18-34

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии