Шифр, который нельзя взломать

Директор банка Василий Петрович Смирнов беседовал в своём кабинете с унылым посетителем.
    - Итак, любезнейший Абрам Моисеевич, подытожим. Вы взяли у нас кредит и вложили его в прибыльное дело. Но по независящим от Вас обстоятельствам получение прибыли затягивается на месяц. И теперь Вы просите отсрочку и даже согласны на "включение счётчика".
    - Именно так.
    - Нет проблем, - усмехнулся банкир. – Жду Вас завтра в это же время. Подпишете бумагу на включение счётчика и разоряйтесь себе на здоровье!
    Посетитель грустно вздохнул. Банкир рассмеялся:
    - Кредит никогда не бывает без грусти! Тем более, кредо нашего банка: "Кредиты надо возвращать!"… Но сегодня у меня приступ человеколюбия! И я готов предоставить Вам ещё один шанс. Мой сын создал компьютерную программу, которая (как он утверждает) взламывает любые шифры. И он горит желанием испытать своё детище на практике. Предлагаю Вам за предстоящие выходные "состряпать" зашифрованный текст не менее 50-ти букв и принести мне в понедельник. Если мой Виталик не сможет за неделю "взломать" шифр, то Вам будет дана отсрочка по кредиту аж на два месяца, причём без "счётчика"!
    - А если сможет, - усмехнулся посетитель, - то я должен буду отписать Вашему замечательному банку свою квартиру?!
    - Тогда всего-нАвсего передадите Виталику из рук в руки тысячу баксов. Плюс расплАтитесь по "счётчику" за месячную отсрочку.
    - Хорошо. "Доживём до понедельника". А там я либо принесу шифровку, либо откажусь принимать участие в Вашем "приступе человеколюбия".

    Пролетели выходные. Наступил понедельник. Бизнесмен Абрам Моисеевич КацеленбОген явился в банк и положил на стол директора лист бумаги. Там было написано следующее.
    "Текст шифровки:
    Ключ к шифру в виде таблицы:
П Р И М Е Н И Т
Ь С Е Т К У К А
К В П О Т Р Я С
А Ю Щ Е М Р О М
А Н Е Ж Ю Л Я Г
А Б Р И Э Л Я В
Е Р Н А М А Т И
А С Ш А Н Д О Р "
   
    Смирнов сфотографировал написанное, переслал сыну, затем позвонил ему. Виталий радостно заявил:
    - Папа! Я, честно говоря, думал, что будет сложнее. Описанный в "Матиасе Шандоре" метод вращающихся трафаретов так же и даже подробнее описан в книге Якова Перельмана "Живая математика". В "жюль-верновские" и "яково-перельмановские" времена этот шифр считался неберущимся. Но при теперешнем развитии компьютерных технологий это уже "детский сад". Считай, что тысяча баксов у тебя в кармане.
    - У тебя, Виталик.
    - У тебя, папа! Твой риск – твоя и прибыль!

    Прошла оговоренная на расшифровку неделя. Абрам Моисеевич явился в знакомый кабинет. Там кроме хозяина сидел и его сын. Правда, внешний вид Виталия Смирнова не соответствовал его фамилии. В ответ на удивлённый взгляд Кацеленбогена Василий Петрович прокомментировал:
    - Ничего удивительного. Моя жена – из "ваших".
    Виталик начал:
    - Я применил к тексту указанный в подсказке метод вращающихся трафаретов. С практически стопроцентной вероятностью заявляю: "Этот метод к решению не ведёт!". Далее, предположив, что подсказка – глупая шутка, я попытался применить все известные мне методы расшифровки. Вынужден признать, что опять "по нулям"! Учитывая очевидную неверность ключа от шифра, предлагаю дисквалифицировать обманщика шифровальщика, а спор считать несостоявшимся. 
    Абрам Моисеевич усмехнулся:
    - Искренне рад, что ты не требуешь "крови", а предлагаешь "нулевой вариант"! Ознакомься с посланием так называемого (тобой) "обманщика шифровальщика".
    Виталик взял бумагу и начал читать:
    - "Вся "фишка" – в "ключе к шифру". Причём, не в содержании, а в форме! Таблица же совершенно не важна…" Ёлки зелёные! Неужели сложение текстов?!
    - Именно! – согласился Кацеленбоген. – Там дальше про это сложение написано.
    Смирнов-младший отложил "послание" в сторону и заявил:
    - В таком случае дальше сам справлюсь!
    Пока он "колдовал" с шифром, Смирнов-старший поинтересовался:
    - А в чём суть этого сложения?
    - Как объяснила мне дочка, надо сперва пронумеровать буквы алфавита от "А" до "Я" цифрами, то есть числами от "1" до "33". Затем выписать в ряд "ключ к шифру" и под каждой буквой поставить соответствующее число. После этого аналогично поступаем с шифруемым текстом. Ну а потом суммируем числа в ключе и в шифровке. Там, где сумма получилась больше 33-ёх, отнимаем 33. И в заключение под каждым числом пишем соответствующую букву.
    Вскоре Виталий выполнил все оговоренные действия и получил ряд чисел. Затем стал "писАть соответствующие буквы". Не докончив работу, он проговорил:
    - "А вы ноктюрн …" Дальше понятно: "сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Кстати, моя несостоявшаяся невеста Лиля улучшила рифму великого Маяковского: "А вы ноктюрн сыграть могли бы? … Жаль, что обиделись талибы!"
    - Но ты тоже неплохо ей ответил, - заметил Абрам Моисеевич, - … то есть не столько ей, сколько Маяковскому, чью рифму ты тоже улучшил: "Нет, недостаточно я груб для флейты водосточных труб!"         
    - Откуда такая осведомлённость?! … Только про "верблюда" не надо.
    Собеседник протянул свой паспорт, раскрытый на странице "дети".
    Виталий прочитал и ошарашено проговорил:
    - Ну, про "Шульман Лилию Абрамовну" я уже начал догадываться. И почему она не взяла Вашу своеобразную фамилию тоже ясно.
    - Это она, извини за выражение, "по матери"!
    - Но "Голубев Павел Александрович" – уже перебор! Неужели этот русский красавчик ваш пасынок?! 
    - Сынок. От первого брака.
    - А вот знаменитый Друзь не стал переделываться в "Сан-Саныча", - заметил Виталик, - и остался Александром Абрамовичем.
    - С его-то "физией" это бы не помогло! – нетактично заметил Василий Петрович.
    - Зато Паше помогло! – возразил Абрам Моисеевич. – Раз уж его даже Виталик "изволил величать" "русским красавчиком".   
    - И экспертиза подтвердила отцовство? – привычно нетактично поинтересовался Смирнов-старший.
    - Подтвердила, - согласился Кацеленбоген. –   Её заказал Паша, когда будущую жену встретил. И женился только тогда, когда выяснил, что и он, и Лиля – мои дети. А после свадьбы моё отцовство подтвердила не только упомянутая экспертиза, но и  …  Лиза. Русская жена Паши родила типично еврейского ребёнка. Даже мне выговор по этому поводу объявила!
    - Любил Лилю, осчастливил Лизу! – мрачно усмехнулся младший Смирнов.
    - Скажи-ка, Виталик, не с этим ли связано то, что ты назвал мою дочь своей "несостоявшейся невестой"?
    - Именно с этим! Когда питерский клуб "Коломна" в районе "Коломна" по игре ЧГК ("Что? Где? Когда?") объявил набор, мы явились на отбор. Паша уже тогда столь оживлённо "щебетал" с Лилей, что у меня даже сомнения не возникло, что они жених и невеста. Тем более, я ни разу не видел у Паши обручального кольца.
    - Лизка тоже сперва ему мозг парила. Но Паша заявил: "Отняла свободу у меня, так хоть предоставь её моему безымянному пальцу правой руки!" … Не подумай, Виталик, что покушаюсь на твою свободу, но я бы не стал возражать против такого зятя.
    - Зато Лиля стала бы! Мало того, что ни разу об ответных чувствах не намекнула, так ещё и "погонялом" наградила. Обсуждали мы в связи с ответом на какой-то вопрос певца сладкоголосого. Тут наша Лилечка и заявляет: "Для "Виталия Грачёва" псевдоним не очень удачен. Другое дело "ВИТАлий Смирнов"! С тех пор меня все (кроме разве что самОй Лили!) величают "ВИТАСом". Даже за пределами клуба "Коломна". ТАк что, мои шансы ниже плинтуса.
    - Выше Эвереста! – возразил Абрам Моисеевич. – Как-то спросил я любимую дочку, есть ли у неё любимый? Ответила буквально следующее: "Есть. Это Витас. Жаль только, что он не считает меня любимой!" Я, естественно, подумал, что она шутит про певца.
    - А она сказала серьёзно про меня! – воскликнул влюблённый.
    Затем он завершил расшифровку и получил:
    Василий Петрович усмехнулся:
    - Знать, судьба у меня такая – быть окружённым евреями! Как арабы в 67-ом и 73 годах!
                ***


Рецензии
Ну прямо увлекательный детектив! Собственно, некоторым из них не сравниться с Вашим!
Я, вообще, давно перестала их читать, но племянник подкинул один со словами "Читайте, тётя Валя, а то выкину!" Очень известный киноартист разродился вдруг
детективом под названием "Сивый мерин". Чтоб привлечь молодёжь пересыпал матом, а в
остальном тягомотина с потугами на юмор. Вот эти потуги единственно, что смешно!
А у Вас, Семён, смачная, весёлая головоломка с одесскими мотивами, дорогими мне!
И у меня судьба такая! Жму Вашу руку!

Валентина Марцафей   21.11.2015 11:10     Заявить о нарушении