Портрет

Наступили суровые девяностые. Кто только что ни говорит, вспоминая то время. А какое оно было для Алины? Трудный вопрос. Вернее, ответ. Казалось, что она не замечает ни бедности, ни пустых прилавков, ни метающихся людей по пустым магазинам. Однако, это не так. Очень ясно в ее памяти всплывает фигура пожилого мужчины, интеллигентного вида, пришедшего в магазин с красным флагом в руках. Что хотел он продемонстрировать своим поступком?  Нетрудно догадаться. Или еще один, cуетливо складывающего банки со сметаной впустую корзину. Больше в магазине ничего не было. Но Алину не интересовали продукты. Ей нужна была икра для больного мужа. Не сразу ей в голову пришла мысль покупать икру в ресторане. Поэтому она ходила в рыбные магазины. Один из них находился на Сенной площади.
Однажды, сделав, как ей показалось удачную покупку, она счастливая примчалась домой.
Муж, распечатав банку, сказал:
- Это не икра.
На следующий день Алина поехала в магазин, пришла в кабинет к директору и повторила слова мужа.
На ее  утверждение, директор, не заставив себя долго ждать, ответил вопросом:
-Почему?
- Не знаю. Но мой муж говорит, что это не икра.
- А что же?
- Но откуда я могу знать?
Не добившись от Алины ничего вразумительного, директор вызвал свое заместителя. Пришла дама, пышных форм.
- Что вы продаете? –спросил он у нее.
Алина, не дождавшись конца их разговора, вышла и стала спускаться по лестнице. Женщина вслед за ней. Через минуту содержимое банки полетело на ее новую шапку из рыжей лисицы. Но это ничуть не огорчило ее. Расстраивало другое: где достать икру, чтобы муж мог приготовить любимые бутерброды по своему рецепту. Он обжаривал в масле кусочки батона, клал на них кусочки сыра, а затем икру.
У Алины не было таких утонченных рецептов. Она лепила пельмени, купив мясо на рынке, а муку по талону. Для этого у нее была специальная фанерная доска.
И вот, однажды, когда подруга была у нее в гостях. Они сидели на кухне, так как больше находиться им было негде. В кабинете мужа нельзя, у него там были разложены  рукописи с математическими формулами. А в гостиной он, как всегда, лежал, борясь с тяжелым недугом и не желая кому-либо показываться на глаза.
- Хочешь я тебя нарисую? –спросила подруга. – Я в театре много сделала портретов.
- Да?
- Мне же роли не давали.
- Как? Ведь ты закончила Щукинское театральное, где конкурс был тысяча человек на место.
- Вот так. На сцене были другие. А на репетициях я сидела в зале и рисовала. Например, мне удался портрет Басилашвили.
Слушая подругу, Алина думала о том, как же она будет рисовать на пятиметровой кухне.
- Что нужно для рисования?
- Доску. Бумагу и карандаш.
- Вот эта, на которой я леплю пельмени, подойдет?
- Вполне. Теперь неси бумагу.
- О, у нас этого добра хватает. Я раньше искала  в магазинах бумагу хорошего качества для статей мужа. Это было проблемно. Тканей хороших полно, а вот бумаги… 
- Да, на тебе красивый халат.
- Настоящий китайский шелк.
Подруга кнопками прикрепила к доске альбомный лист. Не прошло и четверти часа, как портрет был готов.
Прошло несколько десятилетий…
Уже и мужа не было в живых, и подруга жила в далекой скандинавской стране. Алина вспомнила об этом портрете и  поместила его в социальную сеть.
Каково же было ее удивление, когда она обнаружила, что  портрет, подписанный художницей,  используется  другими женщинами для привлечения внимания к своим особам.
Можно до бесконечности говорить об авторских правах, но с желанием женщин не поспоришь.


Рецензии