Селёдочка!

Следуя по делам неотложным в сторону Кумженской  рощи, обратил внимание, какое количество рыболовов расположилось на мосту через Мёртвый Донец. Мерно опускались и поднимались удилища, в воздухе  то и дело мелькали серебристые полоски донской селёдки.  Мне тоже хотелось, но было некогда. Дав себе слово обязательно, при первой же возможности, побывать на мосту с целью рыбалки, проехал селёдочное место,  не останавливаясь.

Возможность всё не представлялась и не представлялась. А селёдочку половить хотелось. Последней каплей была новая, ранее невиданная снасть, увиденная в одном из рыболовных магазинов Азова. Продавцы с воодушевлением  взахлёб рассказывали, что только на такую снасть, в большом количестве и исключительно крупная, ловится селёдка в Ростове на понтонном мосту, что ведёт на Зелёный остров.

Снасть я купил. Волевым решением решил, что завтра же, не откладывая в долгий ящик, поеду на рыбалку. Утром, поднявшись ни свет, ни заря,  в половине шестого я был на Кумженском мосту. Был первым! Внизу, под мостом, сидел единственный рыболов, таскал уклейку. Уклейка клевала хорошо. Но не она интересовала меня.

Размотал купленную накануне снасть. При ближайшем рассмотрении, это оказались небольшие лёгкие трубочки из блестящей фольги, свободно закреплённые на селёдочных крючках с длинным цевьём. Крючков было десять. Общая длина снасти – более четырёх метров. Как раз длина моего удилища! Но с высокого моста  опустить эту штуковину в воду оказалось вполне возможным.

Мерно качалось удилище, от реки поднимался туман, приходили и устраивались по соседству всё новые и новые рыболовы. Селёдка не клевала. Ни у меня, ни у моих соседей. Через час, один из них всё-таки выудил одну небольшую селёдочку. Ещё через час мне стало скучно. Решив, что хорошо клюёт селёдка на мою снасть только на Зелёном острове, смотал удочку и уселся в машину.

Поплутав по Ростову, добрался до 29 линии и спустился к мосту. Ажиотаж угадывался уже по количеству автомобилей, припаркованных с этой стороны реки. С трудом нашёл свободное место, припарковался. Вынул из багажника рюкзачок с рыболовными принадлежностями, отправился на мост.

Мост был занят. Везде, где можно было пристроиться, стояли рыболовы. С левой стороны, вверх по течению, расположились «карабасники». Они ловили карабаса на донную снасть. И не безуспешно. Справа, вниз по течению, лес колеблющихся удочек «селёдочников». Позже я узнал, что ловцы карабаса, это рыболовы второго сорта. Карабаса и дурак поймает. А ты попробуй, поймай селёдку!

Именно селёдка и была моей целью. Выбрав щель между рыболовами, вежливо попросил допустить меня до воды. Чуть расступившись, рядом стоящие рыболовы позволили мне закинуть удочку. Честно предупредили, что место не очень удачное, зацепистое.

Текучая быстрая вода была совсем рядом. Здесь управиться с моей длинной снастью не было никакой возможности. К тому же, была реальная возможность зацепить и потерять мою единственную надежду на селёдку. Поэтому, практически не сомневаясь, я разрезал снасть надвое. Получилось две по пять крючков.

Сразу скажу, одну я оторвал в первые пятнадцать минут рыбалки. Со второй был осторожнее. Старался держать её «вполводы», не опуская грузило до дна.  Рядом расположились отец с дочерью. Они то и дело вытаскивали из воды трепыхающихся селёдочек. А у меня не клевало.

Раздражал невысокого роста пенсионер. Протискиваясь между рыболовами, он, с громким всплеском, бросал в воду что-то тяжёлое на толстом шнуре. Когда странный рыболов оказался рядом со мной, я понял, каким нужным и благородным делом он занимается.

Бросив в воду тяжёлую кошку с лапами из толстой медной проволоки, пенсионер извлекал на свет божий то обрывки каких-то тряпок, то куски проволоки, то разный подводный мусор. Среди его улова часто попадались оборванные селёдочные снасти. Моих трубочек среди них не было.

Засобирались домой отец с дочерью,  стоявшие справа от меня. Забрезжила надежда  занять их место и, наконец, поймать вожделенную селёдку. Напрасная надежда. Как только место освободилось, его занял очередной рыболов. И начал таскать селёдку. А у меня не клевало.

Увидев мою снасть, рыболов удивился.  «И что, клюёт?» - поинтересовался он. По моему виду поняв, что нет, посоветовал не мудрить с разными блестяшками, а поехать на китайский рынок, купить обыкновенную селёдочную снасть с зелёными кисточками.
 
Я упорствовал. Мне же авторитетные люди посоветовали именно эту снасть. По-прежнему не клевало. Не клевало только у меня. Справа и слева в воздухе мелькали селёдки. Некоторые рыболовы умудрялись поднимать из воды сразу по две штуки. Садки их регулярно пополнялись. Мой был пуст.

Поверив соседу, что селёдка здесь отлично ловится и после обеда, и даже ночью, смотал удочку, собрал рюкзачок. Нашёл свою машину и, не без труда выехав со стоянки, отправился на поиски уловистой китайской снасти.
 
Колёса привели на рынок «Алмаз». Обойдя несколько рыболовных магазинчиков, купил пять упаковок селёдочной снасти. Все – с кисточками зелёного цвета разных оттенков. Видел в витрине и свои трубочки. Покупать не стал.

Вернувшись на мост, обратил внимание, что рыболовов не стало меньше. Одни ушли, другие пришли. Процесс втискивания в ряды желающих половить селёдку, прошёл без эксцессов. Здесь собрались люди понимающие.

Привязав новую снасть, на третьей же проводке почувствовал лёгкий тычок. Леска натянулась сильнее, чем обычно. На том её конце трепыхалось что-то живое. С замиранием сердца вымотал удочку. И вот она, первая моя донская селёдочка!

Рискуя потерять желанный трофей, провёл фотосессию. Селёдка отнеслась с пониманием к важности процесса, не сорвалась. Хотя могла. Она зацепилась за крючок самым краешком нижней губы.

Ещё пять красавиц выловил я в тот день. В жареном виде, с чёрным кофе и холодной водой, донская селёдка бесподобна, и мало с чем сравнима.

Вспомнился Капитоныч, старожил станицы Елисаветовской, что за Казачьим ериком. Он солит селёдку сам, только ему известным секретным способом. И с удовольствием угощает сим деликатесом гостей. Причём делает это красиво, я бы сказал, артистично.

Взяв селёдочку в правую руку, ногтем большого пальца левой руки надрывает селёдочную кожицу у самой головы. Лёгкое артистичное движение, и селёдочка оказывается голенькой! Тем же пальцем вынув внутренности рыбки, Капитоныч бросает сей деликатес Шарику, с умильной улыбкой ожидающему подачки.

Селёдку – на стол. И ни в коем случае не резать! Каждому гостю – по хвосту. И по чашке горячего ароматного чёрного кофе. Он уверяет, что так едали малосольную селёдку на Дону испокон веку. Капитонычу трудно не поверить. Очень уж мастерски он обращается с селёдкой.

Мои опыты по тестированию селёдочных снастей закончились. Ещё раз подтвердилась истина: смотри, на что и как ловят местные рыболовы, и без улова не останешься.  Хотя желание постоянно пробовать что-то новое  не пропало. Говорят, жерех хорошо берёт на блестящие трубочки. Особенно если вместо грузила прицепить блесну Кастмастер.

Надо попробовать.


Рецензии