ода речкам 9

http://www.proza.ru/2015/09/11/1974


У меня в архиве, есть карты города середины девятнадцатого века. На самой старой он ограничен несколькими кварталами, примыкающими к площади. Видимо, мир тогда оставался ещё благим пожеланием, поскольку территория его огорожена стеной. Скорее всего это был насыпной вал. Он угадывается в построении улиц и в старой топонимике, что была в ходу и на моей памяти. Так окончание улочки , которую Я знал как Коммунистическую, тянувшуюся под стенами крепости, принято было называть Белоканскими воротами.
 Ворот Я не застал , а дорога старая на Белоканы  была. А на карте разглядел ещё и Джарские и Тальские ворота. Были ещё и водные, выходившие на старый мост. Потом городок вырос из этих пределов. На горе, напротив бастионов к нему прилепилась аварская Кебелоба. Внизу, бывшее садами и огородами тоже застроилось со временем домами добротными, каменными , но лишенными купеческого шика центра. Стала селиться тут и элита горская и тюркская, активно вовлекавшаяся в управление. А самой главной улицей так и осталась моя, на которой, бывая, жил. Знал её как Октябрьскую, но это явно не первое имя и сейчас зовут иначе. Ни где не широкая, она , как та река, замысловато изгибаясь бежит теперь до далёкого автовокзала.

 Весь центр изначально был мощён камнем. Обустроены тротуары . Проезжая часть, очень характерно для места, выделялась канавами. Я бы обозвал это каналами, поскольку сделано было добротно и долговечно. Уклоны и камень, превратили, по сути, ливневую канализацию, в украшение. Грамотно исполненные , рукотворные речки, уводили с улиц лишнюю воду, но никогда не были сухими. Питаясь от родничков и колонок стоявших раньше на многих перекрёстках.
 Я помню время, когда приходилось ходить к ним за водой с ведёрком или бидоном. Потом воду развели по дворам.  Думаю, именно, зелень и эти ручейки и создавали тут приятную комфортную атмосферу,  даже в знойную, жаркую пору.

 Со временем, сплошь был уложен асфальт, а сегодня на главных пешеходных дорожках он замещён на тротуарную плитку.
 В целом, старая часть города сохранила до сих пор, первоначальную застройку. Центр  побогаче, вычурней. Выделяются из массы дома элиты и торгашей. Октябрьская ( буду называть её так ) в этом смысле наиболее показательна. Сейчас таким не удивишь, а во времена моего детства, магазины ( бывшие составной частью двухэтажных особняков) сохранившие ажурные двери, прилавки и даже реквизит, времён "загнивавшего капитализма", меня впечатляли. Мелочей характерных, выделявших Закаталы от прочего, что я мог видеть тогда в жизни и подчёркивавших индивидуальность , была масса.

 Просто, как пример - Хлеб. В отличии от "кирпичей" Российских и тощих лавашей , стандартных для Азербайджанской ССР, он весил два или три кг. И будучи по сути лепёшкой , думаю обиделся бы на такое определение. Пышный и упругий, он больше походил на толстый пирог. Необычайно вкусный, даже на фоне многого истинно натурального , что мы ели тогда.

 Я любил ходить его покупать. Мелочь мне давали только на половину и именно разрезание буханки  привлекало более всего.  Торговка, не редко меня обвешивавшая, засовывала лавашище под воронёный временем резак( встроенный в прилавок) и рассекала его надвое. И инструмент вызывал уважение и действо впечатляло. Это надо видеть.)))
 Но сегодня, того хлеба в городе уже нет. Много иного, разного, но не такого.

 А вообще, хлеб тогда  многие выпекали сами. В сёлах горских и азербайджанских во дворах были тандыры, а в "русском колхозе" русские печки.

 Кроме хлеба, помню и иные неповторимые вкусности - Розовый (буквально из роз) лимонад "Букет Азербайджана", фабричное варенье из грецких орехов и лидер топ-парада - Бамия . Иногда её называли бамбиёй. Нечто мучное, сладкое, от воспоминания чего и сейчас текут слюни современных мне земляков.
 Пришлого такое, возможно, разочарует . Примерно так, наверняка, отреагирует нынешняя мелкота на банку монпасье или отлитого из плавленого сахара петушка. А для меня это вкус детства. Простой вкус с не простой историей.

 Бамия в натуре - овощь. Популярный в Турции и на Ближнем Востоке. А закатальская сладкая рифлёная сосиска , лишь внешне на него походила. Пекли это нечто , вернее жарили в масле, изначально члены одной семьи. По моему мнению привезли рецепт с собой на новую родину. Но в итоге оно стало "брендом" города и не редко сейчас. Стали бамию делать и в ближайшей округе. Но местные  называют такое подделкой.
 
 Эх, об улочке и прочем тут, можно толстую книгу писать, а любой из там живших, внесёт в неё ещё тома комментариев и исправлений. А вот мне надо течь дальше, пока не угасло желание и есть к тому позывы...

http://www.proza.ru/2015/09/13/1368


Рецензии
Когда продукты были натуральными, абсолютно всё казалось очень вкусным.

Анита Фрэй Книги   19.09.2018 19:15     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.